Рефераты. Влияние поправки Джексона-Вэника на советско-американские и российско-американские отношения в период снижения уровня непосредственной конфронтации двух государств

В 2002 году на встрече в Любляне Президентов В.В.Путина и Дж.Буша вновь всплывает вопрос об отмене поправки Джексона-Вэника. 24 мая 2002 г. в совместной декларации о новых стратегических отношениях между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки признается, что успех в двусторонних экономических и торговых отношениях требует отказаться от ограничений прошлого: "Мы подчеркиваем важность и желательность вывода России из-под эмиграционных положений Закона США о торговле 1974 года, известных также как поправка Джексона-Вэника. Мы отмечаем, что Министерство торговли США на основе проводимого тщательного и взвешенного рассмотрения предполагает принять не позднее 14 июня 2002 года свое окончательное решение о том, следует ли считать Россию страной с рыночной экономикой по американскому торговому законодательству"[94]. На следующий день, данный абзац из декларации был озвучен в совместном заявлении Президентов о развитии российско-американских экономических связей[95]. Однако, признав отсутствие в современной России нарушений прав на эмиграцию, что лежало в основе поправки, в документе ставится под сомнение отношение России к стране с рыночной экономикой.

Экономисты и политики с воодушевлением комментируют встречу Президентов и заявления о поправке: "Отменяется поправка Джэксона-Вэника. Пусть сама по себе она не имеет большого значения, но важен сдвиг. Для того чтобы американский конгресс отменил пресловутую поправку, требуется большинство голосов. Получить его по итогам визита Владимира Путина в США стало возможно"[96].

В это время возникает увязка вопроса о снятии поправки и предоставлении России статуса страны с рыночной экономикой со вступлением в ВТО. Всемирная торговая организация была учреждена 8 декабря 1994 года и начала свою деятельность с 1 января 1995 года. ВТО является правопреемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). В отличие от ГАТТ, ВТО приобрела юридический статус и стала специализированным учреждением. Таким образом, ВТО представляет собой как организацию, так и своего рода кодекс правовых норм, распространяющихся на сферу международного обмена товарами, услугами и предметами интеллектуальной собственности. ВТО контролирует выполнение торговых соглашений и ведет наблюдение за торговой политикой своих членов, организует проведение новых многосторонних торговых переговоров, занимается разрешением торговых споров между членами организации[97].

В Конгрессе вновь возвращаются к вопросу об отмене поправки Джексона-Веника. Демократы Макс Бокус, член сенатского комитета по финансам, и члены палаты представителей Чарльз Рейнджел, член бюджетного комитета, и Сандер Левин, член подкомитета по торговле признавая, что Россия полностью выполняет требования в отношении свободы выезда, изложенные в поправке Джексона-Вэника, вместе с тем высказывают пожелание, чтобы Россия прилагала дальнейшие усилия по либерализации торговли, обеспечении свободы религии, прав человека и демократических реформ[98].

В заявлении сенатора Макса Бокуса и членов палаты представителей Чарзльза Ренджела и Сандера Левина содержится предложение снятия поправки взамен подготовки Конгрессом условий, на которых Россия может вступить в ВТО: "Вскоре мы примем законодательство, устанавливающее с Россией постоянные нормальные торговые взаимоотношения, и вместе с тем будем добиваться того, чтобы в процессе присоединения России ко Всемирной торговой организации (ВТО) Конгресс играл существенную роль. Мы все полагаем, что Россию пора вычеркнуть из четвертого пункта Закона о торговле 1974 г. (так называемая «поправка Джексона-Вэника») в целях укрепления наших двусторонних взаимоотношений и закрепления успехов, которых Россия добилась по ряду направлений. Мы также едины в том, что Конгресс может сыграть существенную роль в подготовке такого соглашения о вступлении России в ВТО, которое бы в максимальной степени обеспечивало интересы американских рабочих, фермеров и предпринимателей"[99].

В России инициативу демократов восприняли крайне настороженно. "Это не подарок для России, - отмечает М.Носов. - Подобных прецедентов, когда американский Конгресс ратифицировал условия вступления отдельных стран в ВТО, еще не было. Конгресс предпринимал попытки повлиять на условия вступления в ВТО Китая, но был остановлен мощным китайским бизнес-лобби. Но пророссийского лобби там нет", - констатирует Носов[100].

Впрочем, аналитики отмечают, что последнее слово будет принадлежать не демократам, а президенту-республиканцу Джорджу Бушу: "…и в Сенате, и в Конгрессе большинство принадлежит республиканцам. Это дает основания надеяться, что поправка Джексона-Вэника будет отменена без дополнительных условий"[101].

Менее оптимистичен в своих прогнозах А.Балиев, считающий, что остающаяся до сих пор в силе поправка Джэксона-Вэника позволяет Вашингтону "…вводить односторонние санкции против не только "недемократических режимов, но и тех государств/компаний, что сотрудничают со странами-"изгоями" - Ираком, Суданом, Сирией и Ливией"[102]. Именно этим А.Балиев объясняет причину снятия поправки "с 13 республик бывшего СССР к августу 2003г." и продолжение ее действия по отношению к России и Белоруссии.

Снятие в 2006 г. поправки Джексона-Вэника с Украины - логичная награда за "Оранжевую революцию", которая по признанию в феврале 2005 г. сенатора Джона Маккейна, "ознаменовала собой огромную победу в деле продвижения демократии в мире". Именно после этого сенатором было признано, что поправка Джексона-Вэника в отношении Украины "теперь выглядит анахронизмом"[103].

Для России до сегодняшнего дня не отменена поправка Джексона-Вэника, дискриминирующая нашу страну как торгового партнера. Ее действие ежегодно замораживается Конгрессом на год, торгово-экономические отношения России и США строится на разветвленной договорно-правовой базе. Но символическое значение поправки продолжает использоваться в целях давления на Россию. По-прежнему нам навязываются такие условия для вступления во Всемирную торговую организацию, которые приведут к краху большинства отраслей российской экономики, не обладающей конкурентоспособностью на мировом рынке.



Заключение


Заключенное в 1972 году советско-американское соглашение о торговле предусматривало безоговорочное взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования. Чтобы ввести это соглашение в действие, президент должен был получить от конгресса полномочия на распространение принципа наибольшего благоприятствования на Советский Союз.

Развитие торговых отношений рассматривалось как важнейший элемент разрядки международной напряженности и поэтому полностью вернуться к политике торгового эмбарго было уже невозможно. Противники сотрудничества с СССР попытались обусловить предоставление режима наибольшего благоприятствования и кредитов Советскому Союзу политическими требованиями, выдвинув поправку к Закону о торговле 1974 года (поправка Джексона — Вэника). Поправка увязывала возможность предоставления странам с нерыночной экономикой статуса наибольшего благоприятствования в торговле и гарантированных правительством США кредитов со свободой эмиграции из этих стран.

Вступление в силу принятого Конгрессом Закона о торговле, включающего поправку Джексона-Вэника, в корне изменило советско-американское соглашению о торговле 1972 г., затормозило двусторонние торгово-экономические связи, повлияло на другие аспекты советско-американских отношений.

С 1975 г. характер торгово-экономических связей СССР и США определялся состоянием политических отношений. Это прослеживалось и в позиции Конгресса относительно советско-американского делового, экономического и торгового сотрудничества. На заседаниях Конгресса вопрос о предоставлении СССР режима наибольшего благоприятствования вновь и вновь увязывался с изменениями в советской внутренней политике. С 1983 г. Конгресс занял более прагматичную позицию в отношении торговли Восток - Запад, что способствовало восстановлению атмосферы конструктивного диалога между двумя странами, в частности путем активизации межпарламентских связей.

Сдвиги в подходе администрации США к взаимоотношениям между СССР и США можно констатировать с ноября 1985 и октября 1986 гг. - с момента встреч и переговоров М.С.Горбачева и Р.Рейгана. Позиция конгресса в отношении советско-американского делового сотрудничества по-прежнему оставалось противоречивой. В частности, вопрос о предоставлении СССР режима наибольшего благоприятствования вновь увязывается с изменениями в советской внутренней политике.

С начала 1990-х годов Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки была предпринята попытка формирования новой модели российско-американских отношений - модели партнерства, основанной на общности национальных интересов, главным образом в вопросах безопасности и во вторую очередь в вопросах торгово-экономического сотрудничества.

В политике США в отношении России официально декларировалось две взаимосвязанные цели: поддержка демократических преобразований в России и, соответственно, трансформации ее политических, экономических и социальных институтов; обеспечение безопасности США за счет сокращения арсеналов ядерных вооружений, накопленных за годы холодной войны, недопущения распространения оружия массового уничтожения (ОМУ) и технологий его производства.

Торгово-экономические отношения 90-х гг. не стали одной из основ для формирования партнерских отношений между Россией и США. Во-первых, очевиден был огромный разрыв в уровне экономической мощи обеих держав. Во-вторых, доля России в торговле с США была столь незначительна, что не могла серьезно заинтересовать американский бизнес. США в торгово-экономическом сотрудничестве с Россией были сугубо прагматичны, преследовали либо интересы Соединенных Штатов в целом, либо отдельных финансово-экономических комплексов или компаний.

Режим наибольшего благоприятствования в торговле с Россией устанавливался и продолжает устанавливаться США в одностороннем порядке на основе ежегодного "вейвера", т.е. временной приостановке действия поправки Джексона-Вэника. Несмотря на то, что данная поправка признана морально устаревшей, в Конгрессе продолжают увязывать торговые ограничения в отношении России с ее действиями по либерализации торговли, проведению демократических реформ и контролю за соблюдением гражданских прав и свобод. В настоящее время снятие поправки и предоставление России статуса страны с рыночной экономикой предлагается на условиях подготовки Конгрессом условий вступления России в ВТО.

К реальным барьерам, которые существуют на пути развития российско-американских торгово-экономических связей, американцы относят несовершенную правовую базу, незащищенность прав собственников, отсутствие политической стабильности в России. На наш взгляд, более важной причиной, тормозящей не только торгово-экономические, но и политические отношения является поправка Джексона-Вэника, которая отменяется только на годовой основе. Россия все еще не рассматривается США как страна с рыночной экономикой, что позволяет применять против нее более жесткие антидемпинговые правила. Отмена действия поправки Джексона-Вэника должна создать предпосылки для большего взаимопонимания, для расширения торгово-экономических отношений между Россией и Соединенными Штатами Америки.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.