Рефераты. Влияние поправки Джексона-Вэника на советско-американские и российско-американские отношения в период снижения уровня непосредственной конфронтации двух государств

Одним из первых юридических документов, определивших правовые нормы экономического сотрудничества России и США был двусторонний Договор от 17.06.1992 г. "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал"[77]. В Преамбуле к Договору стороны определили причины его заключения: "желание развивать и укреплять экономическое, научное, техническое и культурное сотрудничество между обоими государствами". 28 статей и подробный Протокол с примерами регламентируют вопросы двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения. Данный Договор содержит все виды норм - принципы, определения, правомочия, обязанности, запреты; по своей роли регулирования нормы Договора выступают и как регулятивные и как охранительные. В данном документе широко разработаны "общие определения" - рассмотрены и подробно объяснены такие термины как "лицо", "компания", "международная перевозка", "капитал" " компетентный орган" и др[78].

В 1993 г. на саммите в Ванкувере президенты договорились о создании межведомственных комиссий, которым надлежало заниматься развитием экономического сотрудничества двух стран: комиссии по торгово-экономическим вопросам (которую возглавляли от российской стороны — вице-премьер А.Н. Шохин, от американской - министр торговли США Р.Браун; Совместная российско-американская комиссия по экономическому и техническому сотрудничеству (Комиссия Гор-Черномырдин), в ведении которой было двустороннее сотрудничество в области энергетики и космоса (возглавляли председатель правительства России B.C.Черномырдин и вице-президент США А.Гор). За пять лет своего существования она сумела наладить конструктивное взаимодействие по решению спорных вопросов в торгово-экономическом и научно-техническом сотрудничестве двух стран[79].

Были введены новые программы кредитования малых совместных предприятий, обмена государственных займов на российские природные ресурсы, утверждены программы космического сотрудничества, одобрены несколько программ прямой экономической помощи России.

В сентябре 1994 г. на российско-американском саммите было подписано двустороннее соглашение, которое получило название «Партнерство для экономического прогресса»[80]. Обе стороны подтвердили приверженность идее партнерства в экономической сфере, расширению торговых отношений, содействию притоку инвестиций. В частности, было заявлено, что их экономики во многом дополняют друг друга и что нынешние масштабы экономического сотрудничества между ними составляют лишь незначительную часть потенциальных возможностей такого сотрудничества. США официально закрепили за Россией статус страны с переходной экономикой. В качестве приоритетных областей сотрудничества были обозначены агробизнес и производство пищевых продуктов, аэрокосмическая и горнодобывающая отрасли, производство медицинского оборудования и фармацевтических средств, телекоммуникации, транспорт, средства защиты окружающей среды, жилищное строительство и конверсия оборонной промышленности. Был заключен ряд контрактов общей стоимостью в 1 млрд. долл. США подтвердили свою поддержку вступлению России в ГАТТ и ВТО. Американская сторона выразила удовлетворение ходом преобразований в России, более того — признала их успешными и подтвердила намерение к дальнейшему их кредитованию[81].

Следующим шагом по определению норм, регулирующих торгово-экономическое сотрудничество, было Постановление правительства РФ от 06.12.1993 "О введении в действие в отношениях между Российской Федерацией и США соглашения между Правительством СССР и Правительством Соединенных Штатов Америки о сотрудничестве и взаимопомощи между таможенными службами этих стран"[82]. В данном документе содержалось постановление Государственному таможенному комитету Российской Федерации провести совместно с Министерством иностранных дел Российской Федерации переговоры с Американской Стороной о заключении межправительственного соглашения о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах, отражающего современный уровень российско-американских отношений.

В 1994 г. был принят двусторонний документ - Меморандум от 27.09.1994 "О взаимопонимании между министерством внешних экономических связей Российской Федерации и агентством по торговле и развитию США по вопросу финансирования разработок технико-экономических обоснований"[83]. В Преамбуле обоснованы причины обращения к теме Меморандума: "признавая важность сотрудничества в планировании и осуществлении крупных проектов в Российской Федерации, принимая во внимание благоприятные возможности расширения торговли в результате структурной перестройки и развития рыночной экономики в Российской Федерации, следуя по пути успешного сотрудничества Агентства с российскими организациями в деле финансирования разработок технико-экономических обоснований на сумму свыше 25 миллионов долларов по более чем 65 проектам за последние два года, и следуя принципу равноправия и взаимной выгоды"[84]. В основной части прописаны взаимопонимания по следующим вопросам: безвозмездные гранты на финансирование технико-экономических обоснований и других консультационных услуг на сумму до 3000000 долларов для российских организаций по проектам в Российской Федерации; предоставление (пока только в планах) финансирования в размере до 15 миллионов долларов в 1995 финансовом году на разработки технико-экономических обоснований других приоритетных проектов в России. Со стороны Российской Федерации было закреплено положение по которому Министерство согласно оказать помощь Агентству в выявлении приоритетных проектов в Российской Федерации для возможного финансирования Агентством их технико-экономических обоснований. В целях продолжения сотрудничества в рамках настоящего Меморандума о взаимопонимании, Министерство и Агентство могут проводить периодические консультации[85]. Данный документ содержит в себе отраслевые нормы-принципы, нормы-правомочия и нормы-обязанности, которые являются регулятивными.

Наконец, представляет интерес двусторонний документ "Рамочное соглашение между Государственным Комитетом Российской Федерации по развитию и поддержке малого предпринимательства, Федеральным фондом поддержки малого предпринимательства и экспортно-импортным банком Соединенных Штатов Америки в отношении оказания поддержки экспортным поставкам из США для малых предприятий в Российской Федерации" от 11.03.1998 г.[86] По результатам достигнутых ранее договоренностей об оказании поддержки экспортным поставкам из США для малых предприятий в Российской Федерации ("Программа по малому бизнесу"), был разработан данный документ. Во введении сказано, что Рамочное соглашение позволит Эксимбанку финансировать закупку товаров и услуг из США предприятиями малого бизнеса России. В основной части документа подробно оговорены гарантии кредитов, форма обеспечения возврата кредита, правомочность покупателей, процесс наблюдения за ходом осуществления Программы по малому бизнесу, обязательства по отчетам и отслеживание деятельности российских банков[87]. Данный документ содержит все виды норм предписаний, регламентирует кредитные отношения между конкретными организациями двух стран.

В 1990-е годы важную роль в регулировании иностранного капитала играли законы Российской Федерации. В 1999 г. был принят новый федеральный закон "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации"[88] (до этого действовал закон, принятый в 1991 г.). Этот закон и в настоящее время регулирует отношения, связанные с гарантированием прав иностранных инвесторов при осуществлении инвестиционной деятельности в реальный сектор экономики России. В нем дано определение термина "прямые иностранные инвестиции", введено понятие "приоритетные инвестиционные проекты", а также перечислены гарантии, на которые могут рассчитывать иностранные инвесторы. Закон предоставил иностранным инвесторам только национальный режим, тогда как в мировой практике инвестору обычно дается право выбора между национальным режимом и режимом наибольшего благоприятствования. По сравнению с законом 1991 г., количество гарантий и льгот иностранным инвесторам и предприятиям с их участием сокращено. Эти льготы предоставляются только на приоритетные инвестиционные проекты, но на срок не более семь лет со дня начала их финансирования. Кроме того, закон 1999 г. допускает, что для иностранных инвесторов особыми законодательными актами могут быть установлены изъятия ограничительного характера. Однако, согласно рекомендациям Всемирного банка, установление изъятий возможно лишь в интересах национальной безопасности[89].

Таким образом, в торгово-экономической сфере российско-американского сотрудничества наблюдается разнообразие форм нормативно-правовых актов, регламентирующих в первую очередь инвестиции США в экономику России, поддержку предпринимательства, налогообложение, сотрудничество таможенных служб.


2.2 Дискуссия вокруг отмены поправки Джексона-Вэника


Как мы выяснили выше, с 1992 г. торгово-экономические отношения России и США базируются на разветвленной договорно-правовой базе. Однако, вопреки положениям статьей Соглашения 1990 г. о торговых отношениях между СССР и США[90] (которое с 1992 г. действовало с учетом адаптации к России) и Соглашения между Российской Федерацией и США 1994 г. "Партнерство для экономического прогресса"[91] о безусловном предоставлении сторонами друг другу режима наибольшего благоприятствования, США в одностороннем порядке установили предоставление такого режима России только на основе ежегодного "вейвера", т.е. временной приостановке действия поправки Джексона-Вэника, которая в любой момент может быть восстановлена в одностороннем порядке.

Попытки отменить данную поправку принимались с 1994 г. Так, в разделе "Торговля" Совместного заявления о принципах и целях развития торгового, экономического и инвестиционного сотрудничества между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки было определено: "Соединенные Штаты признают важность выведения России из-под действия положений Раздела IV Закона о торговле 1974 года (так называемой поправки Джексона-Вэника). Администрация США сделала положительное заключение о том, что Российская Федерация полностью соответствует критериям Раздела IV и в ближайшее время проведет консультации с Конгрессом США относительно принятия законодательного акта, выводящего Россию из-под действия Раздела IV"[92].

Следующие положения данного заявления 1994 г. можно расценивать, как возможные "лазейки", дающие способы обойти действие данной поправки. В частности, было заявлено: "Россия и США отмечают, что 30 сентября 1993 г. Соединенные Штаты распространили на соответствующие товары российского экспорта беспошлинный режим ввоза в Соединенные Штаты в рамках программы Генеральной системы преференций, покрывающей 4400 наименовании товаров, а также что в течение 1994 года технические эксперты США обеспечат информацией российских официальных лиц и предпринимателей по эффективному использованию программы ГСП.

Соединенные Штаты предполагают распространить на Россию льготы по программе ГСП на тот срок, в течение которого она будет действовать и распространяться на Россию по соответствующему законодательству. Россия рассмотрит возможность устранения определенных торговых барьеров, препятствующих развитию торговли"[93].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.