Рефераты. Влияние поправки Джексона-Вэника на советско-американские и российско-американские отношения в период снижения уровня непосредственной конфронтации двух государств

Положению США в период после "холодной войны", их отношениям с Россией и другими странами посвящены книги Залмэй М. Хализада "От сдерживания к глобальному лидерству: Америка и мир после "холодной войны"[29] и Ричарда Куглера "К опасному миру. Стратегия национальной безопасности США в эпоху грядущего неспокойствия в мире"[30].

В статье историка Стивена Коэна "Американская политика и будущее России"[31] анализируется политика США в отношении России. Автор считает, что сколько-нибудь продуманной и практически осуществимой политики в этом плане у Соединенных Штатов нет и не было со времен распада Советского Союза.

Американская внешнеполитическая доктрина в период "постхолодной войны" проанализирована в статьях главного редактора журнала "Foreign Policy" Ч.Мейнса. Следует отметить, что в статье Мейнса "Реальный характер доктрины Клинтона" дается критическая оценка стремлений США к мировому лидерству, слишком большой активности Америки[32].

В статье американских политологов Ч.Лейна и Б.Шварца "Американское лидерство без врага" анализируется внешнеполитическая стратегия США, целью которой, по их мнению, является сохранение экономического преобладания страны в мире[33].

Американский историк Дж.Мэтлок в статье "Сотрудничество с Россией в беспорядке" называет те сферы международного сотрудничества, в которых интересы США и России совпадают. Это - "борьба с международным терроризмом, преступностью и ухудшением состояния окружающей среды". Но он считает, что "даже в то время, когда основные интересы находятся в гармонии, возможны разногласия по поводу способов достижения общей цели, вызванные столкновением основных и второстепенных интересов (как партнера, так и своих собственных)"[34].

Дж. Шлезингер в статье "Размышления о внешней политике после "холодной войны" критикует внешнюю политику США, вскрывает двойственность и непоследовательность проведения Соединенными Штатами политики защиты прав человека, демократии, и что, на наш взгляд очень важно, осуждает применение экономических санкций ограничения международной торговли[35].

Анализ отечественной и американской литературы показывает, что накоплен значительный материал и опыт изучения взаимоотношений двух стран в разные периоды истории конфронтации и сближения. Данный материал представляет солидную опору для исследования темы дипломной работы, но в то же время показывает отсутствие специальных работ, рассматривающих влияние на взаимоотношения СССР и США, России и США поправки Джексона-Вэника.

Настоящее исследование базируется на разнообразных по своему характеру и содержанию источниках. Использованные источники можно разделить на следующие группы:

1.                  Материалы конгресса, связанные с российско-американскими отношениями. Данные стенограмм Конгресса помогают определить ключевые проблемы двусторонних отношений. Кроме того, они позволяют лучше уяснить суть обсуждавшихся вопросов, варианты внешнеполитических решений и аргументы участников обсуждения, высказывавшиеся в их пользу, а также контуры основных платформ по вопросам внешней политики, на которых объединялись конгрессмены.

2.                  Межправительственные российско-американские документы, отражающие развитие двусторонних отношений в рассматриваемые годы. Особый интерес для исследования представляют, в частности, те документы, которые стали предметом дебатов в конгрессе США.

3.                  Опубликованные внешнеполитические доктрины двух стран. Они позволяют выявить общие принципы и приоритеты внешней политики США и России в современном мире.

4.                  Документы законодательной власти двух стран, которые применялись для обеспечения советско-американских и российско-американских отношений.

5.                  Статистическая информация, которая отражает развитие внешнеэкономического и торгового взаимодействия двух стран.

6.                  Материалы российской и американской прессы по проблемам взаимоотношений между Россией и США. В работе использованы публикации американских и российских периодических печатных изданий. Важное значение имеют содержащиеся в них заявления, публикации и интервью членов конгресса, депутатов Государственной Думы. Эти материалы рассчитаны на широкую аудиторию и поэтому в популярной форме отражают обсуждавшиеся проблемы и подходы к ним членов законодательных органов двух стран. Кроме того, публикации печатных средств массовой информации содержат анализ узловых проблем российско-американских отношений.

В нашем исследовании были использованы источники, опубликованные в периодических изданиях, в Собрании законодательства РФ, представленные на сайтах государственных учреждений в Интернет: сетевые представительства Государственной Думы РФ (#"#">#"#">#"#" target="_top">www.worldbank.org), Госкомстата РФ (#"#" target="_top">www.bea.gov).

Анализ и сопоставление использованных в работе источников позволит решить поставленные задачи исследования и выявить влияние поправки Джексона-Вэника на советско-американские и российско-американские отношения.

Цель исследования - выявить влияние поправки Джексона-Вэника на советско-американские и российско-американские отношения в период снижения уровня непосредственной конфронтации двух государств.

Задачи исследования:

1.                  Рассмотреть принятие Конгрессом США поправки Джексона-Вэника к торговому законодательству.

2.                  Показать ответную реакцию СССР, выявить изменения в советско-американских отношениях.

3.                  Рассмотреть формирование нового курса во взаимоотношениях США и России.

4.                  Определить характер российско-американских экономических отношений, показать торгово-экономическое взаимодействие двух государств;

5.                  Представить нормы, регулирующие российско-американские торгово-экономические взаимоотношения с 1992 г., уточнить зависимость отмены поправки со вступлением России в ВТО.

Научная новизна исследования заключается в том, что проблемы российско-американских отношений рассматриваются в связи с деятельностью и позицией Конгресса США, анализом процесса принятия решений в Соединенных Штатах.

В основе дипломной работы лежат принципы историзма, объективности и научной достоверности. Исследование темы проводится на основе комплексного анализа документальных материалов советско-американских и российско-американских отношений, с установлением причинно-следственных связей в хронологической последовательности событий и их конкретно-исторической интерпретацией.

Структура работы. Дипломная работа построена по проблемно-хронологическому принципу и состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы.



Глава I Конгресс США и советско-американские отношения

 

1.1 Торгово-политический режим США и принятие поправки Джексона-Вэника


На рубеже 60-70-х годов во внешней политике США происходят сдвиги и изменения в отношениях с СССР, связанные с выработкой администрацией Р.Никсона позиции относительно процесса ликвидации опасной напряженности между социалистическими и капиталистическими странами. Это был отход от политики "холодной войны", пересмотр отношений между государствами на принципах мирного сосуществования, равной безопасности и взаимовыгодного сотрудничества.

Советское правительство с вниманием отнеслось к заявлению Президента США относительно того, что в своей политике в отношении СССР они будут отдавать предпочтение переговорам. Со стороны СССР было подчеркнуто, что в случае, если правительство США будет на деле проводить такую линию, Советский Союз проявит готовность искать согласования позиций как по вопросам отношений между обеими странами, так и по неурегулированным международным проблемам[36].

С общим курсом советско-американских внешнеполитических отношений всегда был тесно связан торгово-политический режим США в отношении Советского Союза. Торгово-политический режим опирался на определенную законодательную основу. Обычно его изменение в отношении той или иной страны осуществляется путем смягчения или ужесточения, прежде всего, механизма претворения в жизнь соответствующего законодательства. Однако нередко происходили изменения и самих законов, если их статьи содержали слишком жесткие формулировки, мешавшие американской администрации гибко проводить свой стратегический курс.

В основу торгово-политического режима США в отношении СССР легли два основных закона - Закон о торговле 1974 г. и Закон о регулировании экспорта 1979 г. Они явились результатом и одновременно ярким отражением эволюции торгово-политической платформы американских правящих кругов по вопросам отношений Восток - Запад.

Соглашение по торговле, подписанные полномочными представителями СССР и США в октябре 1972 г., охватывали широкий круг торгово-политических вопросов. Прежде всего оно предусматривало, что стороны предоставляют друг другу режим наиболее благоприятствуемой нации в вопросах таможенного обложения, сборов и других формальностей (при импорте и экспорте товаров). В условиях 70-х годов эта договоренность имела не только большое торгово-политическое значение, т.к. знаменовала собой важный шаг на пути нормализации отношений, но и вела к существенному облегчению продажи многих советских товаров на американском рынке, так как предусматривала снижение пошлинных сборов на них в 2-6 раз[37].

Далее, соглашение предусматривало, что каждая сторона не только отказывается от каких бы то ни было дискриминационных форм в торговых отношениях, но и берет на себя обязательство поощрять установление эффективных деловых связей между коммерческими организациями и фирмами обеих стран с учетом ресурсов и долговременных потребностей каждой страны в сырье, оборудовании и технологии[38]. Подобное положение никогда ранее не фигурировало в торгово-политических соглашениях между СССР и США. Но оно полностью соответствовало духу решений московских переговоров на высшем уровне, в ходе которых стороны договорились оказывать взаимное содействие деловым кругам обеих стран в их коммерческой деятельности.

Важным разделом соглашения явилось также урегулирование некоторых «технических» вопросов коммерческих взаимоотношений сторон. К ним относятся, например, техника рассмотрения возможных претензий сторон: учитывая особенности, а также характер проектов и коммерческих сделок, которые будут определять в ближайшее время специфику советско-американских отношений, была установлена возможность проведения арбитража в третьих странах. Идя по пути создания благоприятных условий для расширения коммерческих сделок, стороны также договорились о включении в торговое соглашение особого раздела, предусматривающего создание торгового представительства СССР в Вашингтоне и коммерческого бюро США в Москве[39].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.