Рефераты. Влияние поправки Джексона-Вэника на советско-американские и российско-американские отношения в период снижения уровня непосредственной конфронтации двух государств

Влияние поправки Джексона-Вэника на советско-американские и российско-американские отношения в период снижения уровня непосредственной конфронтации двух государств

Содержание

Введение

Глава I Конгресс США и советско-американские отношения

1.1 Торгово-политический режим США и принятие поправки Джексона-Вэника

1.2 Ключевые проблемы советско-американских отношений

Глава II Формирование нового курса во взаимоотношениях США и России с 1992 г.

2.1 Нормы российско-американского торгово-экономического сотрудничества

2.2 Дискуссия вокруг отмены поправки Джексона-Вэника

Заключение

Список литературы



Введение


Глобальные геостратегические сдвиги, связанные с распадом Советского Союза и окончанием "холодной войны", привели к изменению международного статуса США. Общепризнанно, что Соединенные Штаты во многом определяют развитие современных международных отношений. В то же время Российская Федерация как правопреемник СССР остается активным участником дипломатических процессов. Важнейшие внешнеполитические решения не принимаются без учета "фактора России". Поэтому современное международное положение и перспективы развития мирового сообщества в значительной степени зависят от характера российско-американских отношений. Современные российско-американские отношения невозможно объективно оценить и спрогнозировать вне исторического контекста и анализа их основных направлений.

Важный этап в советско-американских отношениях наступил в 70-е годы, когда произошла смена политики конфронтации на политику переговоров. На протяжении 1972-1975 гг. состоялись четыре встречи руководителей СССР и США для обсуждения и принятия решений по наиболее острым вопросам советско-американских отношений. Поиск взаимоприемлемых решений давно существующих проблем, а также способов завершить холодную войну, избежав «потери лица», шел медленно, с неизбежными сложностями и откатами назад. Примером такого "отката" явилась поправка к Закону о торговле, принятая Конгрессом США в декабре 1974 и связавшая выполнение торгово-экономических соглашений между США и СССР с соблюдением последним гражданских прав и свобод, включая свободу эмиграции. Именно эта поправка стала символом внешней политики США по отношению к СССР.

С распадом СССР тема отмены поправки Джексона-Вэника не утратила актуальности. После формального объявления в 1990 г. окончания холодной войны, обоим государствам осталось множество нерешенных проблем, неулаженных противоречий, неудачных компромиссов, неиспользованных возможностей и, самое главное, во многом застарелые представления об окружающем мире и друг о друге. Отсюда следовало, что в каких-то ситуациях США и Россия будут сотрудничать, а в каких-то будут неизбежны конфликты и даже серьезное противостояние. Поправка Джексона-Вэника, блокирующая предоставление Москве стандартного (общего для всех торгующих с США стран) статуса наибольшего благоприятствования в торговле не отменена до сих пор, хотя реально выступает не ограничителем экономических и торговых отношений, а одиозным символом "холодной войны" и былого противостояния двух государств. Проблема состоит в том, что в настоящее время отмена Конгрессом США поправки Джексона - Вэника, связывается с закреплением за Конгрессом права ратифицировать условия вступления России во Всемирную торговую организацию. Россия все еще не рассматривается США как страна с рыночной экономикой, что позволяет применять против нее более жесткие антидемпинговые правила, сохраняя поправку Джексона-Вэника.

Таким образом, российско-американские отношения на современном этапе отличаются наличием круга проблем и противоречий, как доставшихся в наследство от времен "холодной войны", так и накопленных за последнее десятилетие. Их устранение способно открыть путь для конструктивных двусторонних отношений и оздоровления международной обстановки в целом. Опыт российско-американского взаимодействия последних лет становится фактором современной внутриполитической жизни обеих стран. Потенциал российско-американских торгово-экономических отношений не исчерпан. Есть немало перспективных сфер для взаимовыгодного сотрудничества. В свете этого изучение проблемы, связанной с влиянием поправки Джексона-Вэника на советско-американские и российско-американские отношения, является безусловно важным и актуальным как в научном, так и в практическом отношении.

Наше исследование, предпринятое в рамках дипломной работы, посвящено изучению темы, связанной с принятием и действием поправки Джексона-Вэника, ее влияния на взаимоотношения СССР и США, России и США.

Хронологические рамки исследования охватывают период от 1974 г. - времени принятия Закона о торговле и поправки к нему - до наших дней, когда действие поправки Джексона-Вэника уже отменено в отношении Китая и большинства стран Центральной и Восточной Европы, но сохраняется в отношении России.

В отечественной литературе первые общие работы о советско-американских отношениях, явившихся результатом перехода от конфронтации к политике развития двусторонних взаимоотношений, были посвящены анализу экономических связей и сотрудничества, либо представляли новую внешнеторговую стратегию двух стран[1]. В коллективном труде советских экономистов, посвященном торгово-экономическим связям СССР с Северной Америкой, отмечалась прямая зависимость данных отношений от политических факторов: "На протяжении всей истории связей Советского Союза с Соединенными Штатами Америки ухудшение политического климата вело к свертыванию торгово-экономических контактов. Напротив, развитие экономического сотрудничества всегда было следствием благоприятных политических условий"[2].

Рассмотрению проблем советско-американских отношений в 70 - 80-е гг. XX в., анализу внешнеполитической деятельности администраций Никсона, Форда, Картера, Рейгана посвящены исследования Н.И.Лебедева[3], Р.С.Овчинникова[4], В.Г.Курьерова[5], А.В.Куницына и Н.П.Шмелева[6]. Особый интерес представляет работа А.А.Сергунина[7], в которой автор обращается к рассмотрению работы Конгресса США по ключевым проблемам, существовавших в отношениях между СССР и США, в частности, рассматривается установление для Советского Союза дискриминационного режима торговли с США вследствие принятия поправки Джексона-Вэника.

Проблемы российско-американских отношений во всем их многообразии представлены в работах российских историков: В.А.Кременюка и А.Д.Богатурова[8], В.И.Батюка[9], В.Л.Фролова[10], Г.А.Трофименко[11], И.Ю.Жинкиной[12], которые критически подходят к рассмотрению сотрудничества двух государств, указывают причины разногласий, анализируют политику российско-американского партнерства, ее плюсы и минусы, определяют перспективы. Исследования С.М.Рогова[13], А.И.Уткина[14], Т.А.Шаклеиной[15] отличает фундаментальность, привлечение большого статистического и фактографического материала, выстраивание своих взглядов на возможные модели и дальнейшие перспективы российско-американских отношений. Перечисленные авторы согласны с тем, что в новой системе международных отношений, сложившейся после окончания холодной войны, интересы Москвы и Вашингтона не подталкивают их к конфронтации, отсутствуют политические и экономические причины для российско-американского столкновения. Но поддержание стабильности и устойчивости новой системы международных отношений требуют координации по ряду ключевых вопросов мировой политики.

Экономический аспект российско-американских отношений на протяжении последних 15 лет рассмотрен Р.И.Зименковым[16]. Важен вывод автора, который считает, что, несмотря на некоторые неблагоприятные тенденции в современных российско-американских взаимоотношениях, "сотрудничество по широкому спектру торгово-экономических вопросов войдет в обозримой перспективе в более активную фазу"[17].

Проблема устойчивости в развитии и динамике отношений между Россией и США в новых реалиях рассмотрена А.И.Кубышкиным[18]. Автором выделены проблемы, по которым группируются основные разногласия и проблемы в российско-американских отношениях. На наш взгляд, важным выводом является мнение о необходимости переноса "акцента российско-американского сотрудничества из сферы решения военно-стратегических проблем и вопросов безопасности …в сферу сотрудничества по экономической модернизации и включения российской экономики в мир глобального рыночного хозяйства"[19]. Такого же мнения придерживается В.И.Батюк, прогнозирующий, что "…гораздо более важное место во взаимоотношениях Москвы и Вашингтона должны будут занять их торгово-экономические и научно-технические связи"[20], а создание новой структуры российско-американских отношений будет способствовать не только прогрессу в этих отношениях, но и "укреплению положения России в "большой восьмерке"[21].

Появившиеся в 1990-е годы статьи и научные монографии американских ученых показывают, что основными темами для обсуждения стали вопросы о новом мировом порядке, системе международной безопасности, лидерстве США. В значительной части исследований высказывалось мнение за более «демократическую» внешнюю политику, за участие России в процессах реформирования мира, против силовых методов урегулирования конфликтов, против расширения НАТО. Среди работ американских авторов назовем прежде всего две книги З.Бжезинского "Вне контроля (Глобальный беспорядок накануне XXI века)"[22] и "Великая шахматная доска (Господство Америки и его геостратегические императивы)"[23].

В книге “Вне контроля” автор указывает причины краха социалистической системы (естественно, в своем понимании), анализирует современное положение США и России, называя Америку "единственной сверхдержавой, не имеющей себе равных"[24], не скрывает, что Соединенные Штаты намерены "продвинуть свое политическое присутствие в новые постсоветские республики Евразии"[25].

В монографии "Великая шахматная доска" З.Бжезинский, анализируя ситуацию текущего десятилетия в мире, определяет положение России как "действующего лица" на "евразийской шахматной доске", которая остается крупным геостратегическим действующим лицом, лелеет амбициозные геополитические цели[26].

Подробно рассмотрена история внешней политики США в фундаментальном труде бывшего госсекретаря США Генри Киссинджера "Дипломатия". В последней главе своего исследования автор обращается к характеристике российско-американских отношений после 1991 г. Г.Киссинджер весьма сдержан в отношении американской политики поддержки экономической реформы в России, предостерегает, что политика эта не должна быть самоцелью, не должна подменять «серьезных усилий по сохранению мирового равновесия сил применительно к стране с длительной историей экспансионизма»[27]. Относительно прогнозов российско-американских отношений на рубеже XX - XXI вв. - автор предрекает возрождение старых моделей отношений, пусть иногда обеспечивавших более или менее длительную мирную передышку, но неизменно сменяющихся конфронтациями. Г.Киссинджер отмечает приоритеты американской дипломатии - превращение России в неотъемлемую часть международной системы через оказание поддержки позитивным российским внешнеполитическим стимулам и ограничение российских эгоистических расчетов[28].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.