Рефераты. Влияние поправки Джексона-Вэника на советско-американские и российско-американские отношения в период снижения уровня непосредственной конфронтации двух государств

В материалах "круглого стола", который состоялся в Москве 5 апреля 2001 г. содержится интересное воспоминание Э.В.Кириченко, работавшей в начале 70-х годов в Институте мировой экономики и международных отношений, и писавшей в ЦК КПСС аналитическую записку о торговом соглашении 1972 года между СССР и США. "Давая анализ этому соглашению, специалисты института указали на вероятность того, что оно может не войти в силу, если Конгресс не предоставит президенту полномочия распространить принцип режима наибольшего благоприятствования (РНБ) на нашу страну. Это вызвало неадекватную реакцию в ЦК: наверху не могли представить ситуацию, чтобы Конгресс не утвердил соглашение, если руководители государства подписали его"[40]. Действительно, чтобы понять сложившуюся ситуацию в советско-американских отношениях в 1973-1991 гг. необходимо знать процесс принятия решений в Соединенных Штатах, рассмотреть позиции администрации и Конгресса США.

Конгресс играет важную роль в формировании внешней политики США. Президент при необходимости берет инициативу на себя, однако, в соответствии с американской конституцией Президент и Конгресс представляют собой равноправные ветви государственной власти, и поддержка Конгресса зачастую необходима для обеспечения успеха внешней политики.

В американской конституции содержится лишь нечеткий набросок схемы распределения внешнеполитических полномочий. Сенат имеет право утверждать все соглашения, заключаемые президентом, и должен утверждать назначения послов и других высокопоставленных должностных лиц внешнеполитического ведомства[41]. Конгресс сохраняет за собой контроль над финансированием внешней политики и, разумеется, имеет полномочия решать вопросы, связанные с численностью и техническим оснащением вооруженных сил, а также полномочия объявлять войну[42].

В русле перечисленных полномочий, Конгресс США, по определению Гордона Х.Смита, обладает значительной "властью кошелька": "Используя эту власть при определении размеров федерального бюджета, конгресс способен "сдерживать и уравновешивать" президентские инициативы - и нередко именно так и поступает"[43].

Законопроекты в США вносятся не в Конгресс как таковой, а в его палаты, то есть в Палату представителей или в Сенат. Президент США, не имея права законодательной инициативы, направляет желательный для него законопроект в Конгресс, но рассмотрение этого законопроекта в той или иной палате начинается лишь после того, как он будет внесен каким-нибудь членом этой палаты.

Стремясь ускорить прохождение законопроекта, касающегося вопросов торговли с СССР и социалистическими государствами, администрация Р.Никсона объединила его с общим законопроектом о реформе торговли, который и представила на рассмотрение конгресса в 1973 году.

В начале 1973 г. при обсуждении в палатах Конгресса идентичных законопроектов о пересмотре Закона о торговле (основанных на законопроекте, представленном президентом США) очень сходные поправки были внесены в Палате представителей конгрессменами Уилбуром Милзом[44] и Чарльзом Вэником (последний избирался в Конгресс в 1955-1981 годы) и в Сенате сенатором Генри Джексоном (был членом Палаты Представителей Конгресса США в 1941-1953 годы, членом Сената - в 1953-1983 годы).

Г.Джексон и Ч.Вэник были членами Демократической партии США, чье преимущество в обеих палатах Конгресса стало еще более внушительным после промежуточных выборов в 1974 г. Данная ситуация совпала с т.наз. "Уолтергейтским скандалом", результатом которого стала отставка Р.Никсона и вступление в должность президента-консерватора Джеральда Форда. Противостояние президента-консерватора и конгрессменов-либералов развернулось по многим вопросам как внутренней, так и внешней политики. Попытки Дж.Форда добиться поддержки законодателей во внешнеполитической сфере оказались малоэффективными.

В декабре 1973 г. законопроект о пересмотре Закона о торговле с уточненной поправкой Вэника (совпадающей с поправкой Джексона) был принят Палатой представителей. В конце 1974 г. законопроект с поправкой Джексона был принят Сенатом. 3 января 1975 г. новый Закон о торговле, включающий поправку Джексона-Вэника, был подписан президентом США.

Закон 1974 года был одной из первых попыток увязать права человека и торговлю. Раздел IV Закона о торговле 1974 года (именно в этот раздел Джексоном и Вэником были внесены поправки) первоначально должен был установить рамки торговых отношений США с коммунистическими странами. Однако поправка коренным образом изменила акцент этого раздела - при регулировании торговых отношений со странами коммунистического блока США были обязаны принимать во внимание соблюдение этими странами прав человека и свободы вероисповедания. В статье 402 «Свобода эмиграции в торговле Восток-Запад» был прописан запрет на использование режима наибольшего содействия странам, которые ограничивают права своих граждан на эмиграцию. Поправка запрещала предоставлять официальные кредиты и кредитные гарантии таким государствам, а также предусматривала, что товары, которые импортируются США из стран с нерыночной экономикой, попадают под действие дискриминационных тарифов.

На наш взгляд, принятие политической оппозицией в Конгрессе поправки Джексона-Вэника нанесло не просто "чувствительный удар" по заключенному в 1972 г. советско-американскому соглашению о торговле и затормозило двусторонние торгово-экономические связи, но и повлияло на другие аспекты советско-американских отношений.


1.2 Ключевые проблемы советско-американских отношений


Статистические данные советско-американских внешнеэкономических отношений за период 1971-1975 гг. показывают небывалые результаты: суммарный объем торговли достиг более 5,4 млрд. долл., т.е. более чем в 8 раз превысил объем товарооборота по сравнению с предыдущими 5 годами[45]. Во взаимоотношениях стран укрепилось значение элементов долгосрочного характера, а в ряде областей начала определяться стабильность и крупномасштабность отношений. Такой рост явился важным показателем изменения обстановки и результатом принятия советско-американского соглашения о торговле. К сожалению, более существенное продвижение в этом направлении оказалось заторможенным действиями американской стороны: сначала затяжкой решения ряда торгово-политических вопросов, а затем и прямыми дискриминационными решениями Конгресса.

Необходимо отметить, что руководящие круги США понимали сложившуюся в конце 1974 г. ситуацию. Так, президент Дж. Форд заявил о неблагоприятных последствиях новых дискриминационных поправок в отношении Советского Союза: "В США есть немало людей, которые понимают, что невступление в силу экономического соглашения между СССР и США стало результатом непродуманных решений в конгрессе в связи с законопроектом о продлении полномочий Экспортно-импортного банка и законопроектом о торговле 1974г."[46].

По предложению американской стороны в январе 1975 г. в Нью-Йорке состоялось заседание Исполкома американо-советского торгово-экономического совета. Центральной темой этого заседания был практически один вопрос — обсуждение той ситуации, которая сложилась к этому времени в экономических взаимоотношениях обеих стран. Во всех выступлениях американских участников встречи сквозила тревога в связи с принятым в США законодательством и озабоченность перспективами развития советско-американской торговли. Очевидным был тот факт, что США попросту упускают возможности использования такого емкого рынка, каким является Советский Союз. И не удивительно, что в деловых кругах США стало складываться все более определенное понимание того, что в итоге позитивных изменений в области советско-американских отношений за первые годы разрядки напряженности Соединенным Штатам удалось догнать страны Западной Европы, а также и Японию в использовании емкого рынка социалистических стран на основе развертывания взаимовыгодных экономических отношений, а также и понимание того, что в ряде вопросов решение конгресса в 1974 г. вновь отбросило американскую сторону на исходные позиции.

В 1975 г. в американской печати на первый план выдвигается тема о "просчетах Конгресса" и предложения пересмотра его решений. Президент Дж.Форд в специальном письме Конгрессу объявил такой пересмотр "срочной необходимостью"[47].

В самом Конгрессе в этот период обостряется борьба по вопросам советско-американских отношений. Сторонникам их дальнейшей нормализации приходилось все энергичней отстаивать свои позиции под натиском реакционных сил, усиливших свое влияние в сенате и палате представителей в ходе выборов 1974 - 1978 годов.

В этот период в позиции Конгресса особенно усилились элементы двойственности и противоречивости по отношению к Советскому Союзу. Особенно наглядно это проявилось в ходе обсуждения в сенате резолюции, предложенной в марте 1976 года сенаторами А. Крэнстоном и Г. Бейкером, в которой подчеркивалось важное значение нормальных взаимоотношений с Советским Союзом и выражалась надежда на их дальнейшее развитие. Соавторами резолюции, являлись сенаторы Э. Кеннеди, Дж. Тауэр, Д. Кларк, Ч. Метайес. Этот шаг отражал понимание необходимости более активных действий, направленных на сохранение процесса разрядки, в обстановке усилившегося давления правых сил. Однако стремление авторов резолюции обеспечить ей максимально широкую поддержку в сенате привело к половинчатому решению. В результате острых дебатов, длившихся почти два месяца, позитивные положения резолюции оказались в значительной степени ослабленными. Она была принята с оговорками, которые требовали от администрации развивать сотрудничество с СССР в экономической и других областях, исходя из приоритета военно-политических соображений[48].

Усиление противоборства сторонников и противников разрядки вело к дальнейшей поляризации политических сил в конгрессе. Сенаторы Ч. Перси, Э.Стивенсон и другие умеренные деятели, озабоченные ростом антисоветских тенденций в политике США, все чаще стали отдавать свои голоса в поддержку конструктивного советско-американского диалога. Они поддержали сенаторов Дж. Макговерна, Э. Кеннеди и их сторонников, выражавших свое несогласие с практикой использования торговли в политических целях. Был поддержан, в частности, призыв Э.Кеннеди приостановить действие поправки Джексона-Вэника и предоставить режим наибольшего благоприятствования в торговле одновременно СССР и Китаю без какой-либо дискриминации одной из стран. Э.Стивенсон предпринял попытку добиться отмены дискриминационных в отношении СССР поправок к законам о торговле и полномочиях Экспортно-импортного банка США, одна из которых была принята по его инициативе. С этой целью в феврале 1979 года им был внесен на рассмотрение сената законопроект, в котором предлагалось отказаться от специальных ограничений на кредиты Экспортно-импортного банка США Советскому Союзу и установить единый лимит в 2 млрд. долл. для государственных кредитов любой социалистической стране. Законопроект давал также возможность президенту США предоставить СССР статус наиболее благоприятствуемой нации сроком на пять лет. В июле того же года законопроект, содержавший сходные положения по вопросам финансирования советско-американской торговли, был выдвинут конгрессменом Л.Айкеном в палате представителей. Пересмотрел свою позицию и выступил в поддержку предоставления режима наибольшего благоприятствования Советскому Союзу конгрессмен Ч.Вэник — один из авторов дискриминационной поправки к Закону о торговле 1974 года. Однако эти инициативы не получили необходимой поддержки законодателей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.