Рефераты. Сотрудничество Казахстана с региональными финансово-экономическими организациями

По промышленной продукции максимальная ставка Казахстана составляет 60%. Минимальные ставки - 5% и 0% - предусматриваются в основном по промышленной продукции, не производящейся в Казахстане. В апреле 2003 года была принята Государственная программа индустриально-инновационного развития на 2003—2015 годы, целью которой является достижение устойчивого развития страны путем диверсификации отраслей экономики и тем самым отход от сырьевой направленности развития, подготовка к переходу в долгосрочном плане к сервисно-технологической экономике.

В сфере услуг определен перечень чувствительных секторов, требующих наибольшего уровня защиты для их эффективного развития - финансовые, правовые, коммерческие, транспортные, телекоммуникационные, туристические, услуги в области строительства, исследований и разработок. В настоящее время Казахстан ведет переговоры по доступу на рынок услуг по 76 секторам (или 49%) от общего количества 155 секторов услуг Классификатора ООН [11,с.205].

Главная особенность переговорного процесса состоит в том, что пакет предложений Казахстана, как, впрочем, и Российской Федерации, не отличается агрессивной экспортной политикой и сконцентрирован в основном на либерализации доступа в различные секторы своих рынков и защитных тарифных мерах. Вместе с тем отсутствуют четкие предложения по либерализации доступа конкретных видов отечественных товаров и услуг на рынки других стран.


1.2 Концепция формирования единого экономического пространства


Предшествующий ЕврАзЭС Таможенный союз стал важным шагом в процессе региональной интеграции. В рамках Таможенного союза определена концепция формирования единого экономического пространства, введена взаимная конвертируемость валют, согласованы меры по взаимодействию валютно-финансовых систем, на 60% согласован таможенный тариф Казахстана, Белоруссии и России, начато нетарифное регулирование в отношении третьих стран, согласованы основные направления структурной перестройки экономик стран ТС. В правовой и организационной сферах начата гармонизация национальных налогового, торгового, таможенного, валютно-финансового законодательств. Также ведется работа по гармонизации социальной политики. В гуманитарной сфере введен безвизовый режим перемещения граждан, согласован упрощенный порядок получения гражданства стран ТС, создана правовая система признания и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях.

Что же касается ЕврАзЭС, эта организация стала результатом неполной эффективности и реализации организационного потенциала ТС. По причинам отсутствия наднациональных функций, несвоевременной ратификации принятых документов, отсутствию у ТС статуса международной организации, нарушения договоренностей странами-участниками и отсутствия жесткого контроля и санкций за нарушения, а также по ряду многих других причин, ТС не стал эффективным органом регионального сотрудничества, каким, как считают многие, впоследствии стала ЕврАзЭС.

Сегодня ЕврАзЭС рассматривают как ключевую перспективу регионального экономического сотрудничества. На данный момент ЕврАзЭС является международной организацией, официально признанной ООН.

Приоритетные направления ЕврАзЭС. С конца 90-х годов страны региона перешли на траекторию устойчивого развития (рис. 1,2), что создало более благоприятные условия для развития интеграционного сотрудничества. Основой для дальнейшего расширения и углубления региональной интеграции в рамках ЕврАзЭС стал стратегический документ - Приоритетные направления развития ЕврАзЭС на 2003-2006 и последующие годы.Приоритетные направления развития ЕврАзЭС включают в себя: проведение согласованной внешнеэкономической политики, формирование таможенного и транспортного союзов, создание общего энергетического рынка. К приоритетам также отнесены: формирование общего финансового рынка и развития валютной интеграции, сотрудничество в реальном секторе экономики, создание общего рынка услуг. Большое внимание уделено сотрудничеству в агропромышленном секторе, согласованию бюджетной и налоговой политики, вопросов социально-гуманитарной и правовой сфер, регулированию миграционных процессов.

■ 2001 ■2002 ■2003 ■2004 ■2005 ■2006

Рисунок 1 - Валовой внутренний продукт государств-членов ЕврАзЭС

(в % к 1991 году)


■ 2001 ■2002 ■2003 ■2004 ■2005 ■2006

Рисунок 2 - Объем промышленного производства государств-членов ЕврАзЭС (в % к 1991 году)


Документ был разработан с целью активизации интеграционных процессов в регионе, ускорения формирования единого экономического пространства, реализации общих и индивидуальных выгод стран-участников сообщества, обеспечения совместной защиты от внешнеэкономических влияний со стороны третьих стран, развития общего рынка Сообщества и повышения уровня жизни граждан стран ЕврАзЭС.

С учетом достижений предшествующих ЕврАзЭС интеграционных организаций, которые на данный момент интегрировались в Евразийское Экономическое Сообщество, можно с уверенностью говорить о продвижении процессов регионального развития, особенно очевидного после 1995 года. Надо заметить, что с того времени интеграция постоянно способствует повышению уровня и качества жизни населения стран ЕврАзЭС (рис.3-5).

ЕврАзЭС сегодня и Таможенный союз. В ЕврАзЭС завершено формирование зоны свободной торговли, что является обязательным и важным шагом в становлении таможенного союза. В настоящее время в ЕврАзЭС ведется интенсивная подготовка документов по формированию таможенного союза, который, в силу неготовности некоторых стран Сообщества может быть создан пока только тремя государствами (Казахстаном, Беларусью, и Российской Федерацией). Кыргызстан и недавно (январь 2006 года) вступивший в организацию Узбекистан на данном этапе не могут обеспечить всей юридической базы для создания полноценного таможенного союза ЕврАзЭС. Таджикистан готов приступить к дальнейшим инициативам формирования таможенного союза, однако, по причине отсутствия географических границ с тремя преуспевающими странами Сообщества также, к сожалению, вынужден быть в числе аутсайдеров активных процессов по формированию таможенного союза. На неформальном саммите глав государств ЕврАзЭС в Сочи 15-17 августа 2006 года, на котором обсуждался вопрос таможенного союза, президент Таджикистана Э. Рахмонов призвал Кыргызстан и Узбекистан к активизации процессов по подготовке документов для таможенного союза ЕврАзЭС.

Относительно согласования общего таможенного тарифа стран ЕврАзЭС, в данный момент находящегося на отметке 62% в рамках трех государств (Казахстан, Беларусь, Россия), к середине 2007 года планируется достичь согласованности на 75% - 80%.

Кыргызстан, имеющий обязательство перед Всемирной торговой организацией, несмотря на возможности внесения поправок в соглашение с ВТО по данному вопросу, которое сейчас рассматривается кыргызской стороной, имеет согласованность ОТТ с остальными членами ЕврАзЭС лишь на 30 %.

В общем и целом, формирование общего таможенного тарифа стран ЕврАзЭС и таможенного союза идет пока несколько медленно, однако, нужно заметить, что все страны-участники ЕврАзЭС тщательно стараются согласовывать свои позиции в данной сфере и в вопросах вступления в ВТО таким образом, чтобы членство в ВТО этих стран никак не могло повлиять на общие разработки экономических проектов и решений в рамках ЕврАзЭС. Наряду с этим, как отметил Генеральный секретарь ЕврАзЭС Г. Рапота в одном из своих интервью по итогам саммита в Сочи, учитывая все сложности подготовки, рассмотрения, согласования и ратификации необходимых для формирования таможенного союза документов, полное завершение этих процессов ожидается к концу 2007 - началу 2008 года[9,с.107].

Транспортный союз

Развитие транзитного потенциала стран-участников ЕврАзЭС является одной из главных задач сообщества, так как выполнение приоритетов в данной сфере неразрывно связано с торговым сотрудничеством государств ЕврАзЭС и формированием единого экономического пространства.


Рисунок 3 - Индексы потребительских цен стран-членов ЕврАзЭС (в % к предыдущему году)

Рисунок 4 - Среднемесячная заработная плата стран-членов ЕврАзЭС (долларов США)


Ряд соглашений и документов, на сегодняшний день подписанных в рамках развития транзитного потенциала ЕврАзЭС, способствует активизации интеграционных процессов в данном приоритетном направлении деятельности Сообщества. Так, например, созданы Совет по транспортной политике, комиссии по транспортным тарифам и гармонизации транспортных законодательств стран-участников ЕврАзЭС, утвержден единый режим работы железнодорожного транспорта членов сообщества.

Однако по созданию транспортного союза также есть некоторые замечания. Многое в данном направлении интеграции Центрально-Азиатских стран еще предстоит сделать. Остаются такие проблемы, как несогласованность таможенной политики, отсутствие должного информационного обеспечения транспортных перевозок, низкий уровень технического состояния инфраструктуры, отсутствие единого согласованного подхода к формированию железнодорожных тарифов, включая пассажирские и грузовые перевозки, наличие отдельных конфликтных положений национальных транспортных законодательств стран ЕврАзЭС.

Энергетическая политика. В энергетической сфере Евр АзЭС ставит приоритетом формирование единого энергетического рынка. В этой связи создан Совет по энергетической политике стран ЕврАзЭС, восстановлено параллельное функционирование энергосистем стран-членов ЕврАзЭС, созданы совместные энергетические предприятия, ведется работа по реконструкции и укреплению межсистемных линий электропередачи. Хотя, как отметил Генеральный секретарь ЕврАзЭС Григорий Ра-пота на недавнем саммите в г. Сочи, концепция общего энергетического рынка стран-участников ЕврАзЭС пока еще не готова [12,с.43 9,с.19].

Идет активная работа по созданию единого энергетического баланса и водно-энергетического консорциума стран Сообщества. Необходимо заметить, что после присоединения Узбекистана к Ев-рАзЭС и его объединения с ОЦАС, большие надежды возлагаются именно на решение проблем рационального использования водных и энергетических ресурсов стран сообщества, что без этих преобразований представлялось не вполне реальным для стран-членов Евразийского экономического сообщества.

Остаются также некоторые другие проблемы на пути энергетической интеграции, такие как отсутствие единых подходов к формированию тарифов на транзит электроэнергии между странами ЕврА-ЗЭС, несоответствие некоторых налоговых норм национальных законодательств договорам ЕврАзЭС в данной сфере, неэффективная система таможенного контроля межгосударственных перетоков электроэнергии в государствах ЕврАзЭС.

Но, несмотря на огромный объем и сложность работы главных органов ЕврАзЭС, Г. Рапота отмечает прогресс в сфере инвестиционных вопросов энергетического направления, что по его словам проявится в сотрудничестве недавно созданного Евразийского Банка Развития, по инициативам Казахстана и России, с первыми объектам, его финансового внимания - энергетическими проектами ЕврАзЭС. В реальную стадию вошли проекты строительства Санктудинской ГЭС в Таджикистане и Камбаратинских ГЭС в Кыргызстане.

Сотрудничество в инвестиционном секторе. В направлении развития благоприятных условий для привлечения инвестиций в страны Евр АзЭС проводится кропотливая работа по гармонизации базовых экономических законодательств стран-членов Сообщества. Главные преобразования касаются налогового, бюджетного и финансового законодательств стран-членов ЕврАзЭС.

Гармонизация законодательств ведется также с целью обеспечения более тесного сотрудничества во всех сферах для ускоренного развития интеграционных процессов в рамках Евр АзЭС.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.