Рефераты. Сотрудничество Казахстана с региональными финансово-экономическими организациями

Вопрос сегодня стоит следующим образом - на каких условиях вступать в ВТО, чтобы свести к минимуму издержки этого шага.

Страны ЕврАзЭС на пути вступления в ВТО. Такая постановка вопроса для стран ЕврАзЭС становится особо актуальной в силу ряда причин. Прежде всего необходимо отметить, что более 80% экспортных товаров из стран ЕврАзЭС потребляется вне Сообщества, при этом главными торговыми партнерами выступают ЕС, Китай, США, являющиеся членами ВТО. Государства ЕврАзЭС постоянно сталкиваются с проблемой ограничения доступа на рынки своих основных торговых партнеров даже для товаров первичной стадии обработки сырья. Соответственно, возникает вопрос равноправного, а в данном случае фактически неравноправного партнерства.

Далее, существует специфика условий вступления во Всемирную торговую организацию для региональных объединений. По правилам ВТО, если страна - член ВТО образует Таможенный союз, то вступать в ВТО должен весь Союз или одна из стран от его имени. После вступления Кыргызстана в ВТО в 1998 году, остальные страны ЕврАзЭС вынуждены принимать во внимание этот свершившийся факт. Необходимо, однако, отметить, что правила ВТО предусматривают и то, что страна, вступившая в ВТО, продолжает сохранять в течение определенного периода свои двусторонние отношения с другими странами, не являющимися членами Всемирной торговой организации. Именно по этой причине Кыргызстан, будучи членом ВТО, продолжает строить свою торговую политику и в рамках ЕврАзЭС.

И, наконец, не существует единых стандартных условий вступления стран-претендентов в ВТО. Для каждой из последующих присоединяющихся стран условия вступления могут быть более жесткими, чем для предыдущих государств, поскольку в ВТО укоренилась практика прецедента. Поэтому каждая страна, руководствуясь прагматичными соображениями, пытается быстрее оформить свое членство в этой организации. Между тем такой односторонний подход, с учетом краткосрочных интересов, не решает всех вопросов хотя бы потому, что преимущества общего рынка регионального объединения (в данном случае ЕврАзЭС) не сопоставимы с преимуществами отдельных рынков стран. Необходимо также отметить, что странам, присоединившимся к ВТО в конце 80-х годов, было проще адаптировать свои торговые режимы в соответствии с международными правилами, поскольку для них устанавливался адаптационный период в 8-10 лет. Отношение ведущих торговых стран - членов ВТО к присоединившимся со второй половины 90-х годов странам, в том числе государствам СНГ, ужесточилось, вследствие чего адаптационный период сократился до 5-7 лет.

Несмотря на автономность и суверенитет в вопросах внешнеэкономической деятельности, для стран Сообщества предпочтительными являются синхронизация своих условий вступления, согласование своей политики в данном вопросе. Если вступать в ВТО с разными исходными позициями, то можно забыть и о Таможенном союзе, и о Едином экономическом пространстве, поскольку это заставит государства отгородиться друг от друга таможенными барьерами, между тем как основополагающий принцип Таможенного союза как раз и заключается в снятии таможенных барьеров, в тарифном и нетарифном регулировании.

В этой связи, странами ЕврАзЭС в 2002 году было принято решение о координации своих усилий при вступлении в ВТО. Это означает, что, во-первых, должны проводиться регулярные конфиденциальные консультации для обсуждения хода переговоров; во-вторых, всеми странами-членами за основу будут приняты условия присоединения России к ВТО, которые будут также максимально учитываться в собственном переговорном процессе.

В целях гармонизации своих условий, государства ЕврАзЭС стремятся к тому, чтобы вопросы соответствия соглашений, заключенных странами в рамках организации, нормам ВТО рассматривались после их вступления в ВТО, а не наоборот. Это необходимо также и для того, чтобы смягчить неизбежно возникающие при этом разногласия, поскольку у каждой из стран-участниц существуют свои собственные интересы, не всегда совместимые с интересами друг друга.

В этом отношении, например, показательна ситуация между Россией и Казахстаном. В силу того, что по некоторым видам товаров Россия и Казахстан являются конкурентами, к тому же Казахстан зависит от транзита своих товаров через территорию России, то вступление в ВТО только одной из стран, да еще неодновременное и с большим временным промежутком, может создать значительные препятствия на пути интегрированное™ экономик двух стран, как на двустороннем уровне, так и в рамках ЕврАзЭС в целом.

Сказанное, однако, не означает, что Казахстану нужно забыть обо всем и стремглав бежать вступать в ВТО, стараясь при этом обогнать Россию. Уместным будет напомнить о том, что Китай вел переговоры о своем вступлении в эту организацию на протяжении почти 15 лет, поставив свою подпись под членством в ВТО в ноябре 2001 года, правда, при этом он параллельно значительно расширял свою торговую экспортную экспансию в мире. Необходимо учитывать и тот факт, что ситуация начала XXI века во многом отличается от конца 80-х годов (1987 год), когда Китай инициировал процесс своего вступления в ВТО. В условиях глобализации происходит «уплотнение» времени, поэтому переговорный процесс с этой организацией необходимо проводить динамично, не поступаясь при этом своими интересами. В этом заключается основная стратегическая задача стран — участниц ЕврАзЭС в данном вопросе.

Следует отметить, что работа по гармонизации интересов стран проходит в неординарных обстоятельствах. Как уже указывалось выше, Кыргызстан является членом ВТО с 1998 года. Остальные четыре государства находятся на разных этапах переговорного процесса: Россия - на завершающем (вступление ожидается к концу 2005 года), Казахстан и Беларусь - в процессе активных переговоров (вступление Казахстана предполагается к 2006 году), Таджикистан - только приступил к переговорам. Исходя из этого расклада, видно, что Россия и Казахстан потенциально являются первыми кандидатами на вступление в ВТО. Поскольку же по правилам ВТО переговорный процесс страны ведут самостоятельно, рассмотрим его особенности в отношении каждой из них.

Особенности вступления Казахстана в ВТО. Казахстан получил статус наблюдателя в ВТО в 1996 году, инициировав, таким образом, работу по присоединению к этой организации. В течение шести лет происходил так называемый информационный период процесса вступления и начальная организационно-процедурная работа. С 2002 года республика вступила в активную фазу переговорного процесса по определению конкретных условий своего вступления. Из 36 стран - членов рабочей группы по вступлению Казахстана в ВТО желание проводить переговоры изъявили 16 стран - США, ЕС, Канада, Швейцария, Япония, Австралия, Латвия, Польша, Грузия, Болгария, Бразилия, Мексика, Чехия, Словакия, Эстония, Пакистан [5,с.42].

Для Казахстана, имеющего торговые отношения со 135-ю странами - членами ВТО, вступление в эту организацию важно по нескольким причинам - для получения режима наибольшего благоприятствования со всеми странами — членами ВТО, для развития торговли и, в особенности, для привлечения инвестиций (которые пойдут на развитие более высоких стадий перерабатывающих производств), для возможности недискриминационного разрешения торговых споров (особенно в случае антидемпинговых споров, применяемых некоторыми странами в отношении казахстанской продукции). Как известно, в экспорте Казахстана доминирует сырье, а в импорте — готовые товары, что создает невыгодную ценовую пропорцию. Именно поэтому по справедливому мнению А. Есентугелова, «нахождение страны вне ВТО уже сегодня и при такой структуре ее внешней торговли и экономики оборачивается потерями. Только из-за антидемпинговых разбирательств в отношении многих сырьевых товаров Казахстан уже потерял почти 550 млн. долларов» [6]. Кроме того, средневзвешенные ставки таможенных тарифов в Казахстане являются низкими (8,4%), что даже ниже установленных ВТО -10%. Из этого можно сделать вывод о том, что степень открытости казахстанской экономики и так уже достаточно высока, а существующие «таможенные тарифы слабо защищают внутренний рынок» [7,с.59].

Структура внешней торговли Казахстана имеет свои особенности, что обусловливает специфику переговорного процесса. Это, прежде всего, сырьевой характер экономики, который и так уже имеет устойчивые рынки сбыта. Несмотря на то, что экспорт сырья играет значительную роль в республике, тем не менее, специфика Казахстана, в отличие от России, заключается в отсутствии проблемы соотношения внутренних и экспортных цен на энергоносители. Со стороны ВТО к Казахстану данное требование не применяется.

Во-вторых, слабость несырьевого сектора, который еще нуждается в значительном государственном субсидировании в виде тарифных льгот и защитных мер. А это как раз и противоречит требованиям ВТО. Особенно это относится к сельскохозяйственному и продовольственному секторам экономики. Кстати, в этом отношении опыт Казахстана не уникален — большинство стран - членов ВТО, даже высокоразвитых, проводят жесткую политику защиты этих секторов от импорта. Так, например, внутренняя поддержка этой отрасли в США составляет 44%, в ЕС - 88%, в России - 30% от валовой продукции сельского хозяйства [8]. Проходившее 27—29 июля 2004 года заседание Генерального совета ВТО в Женеве как раз было посвящено проблемам квотирования сельского хозяйства среди стран -членов ВТО.

Анализ мировой экспортной структуры показывает, что в ней преобладают готовые товары (87%), доля сырья составляет лишь 13%, резко растет экспорт услуг. Поэтому для Казахстана на сегодняшний день особенно актуальными становятся проблемы защиты отечественного производителя, который только встает на ноги. В этом отношении, наряду с практикой снижения тарифов (которое не совсем выгодно для Казахстана, но является неизбежным), актуальным становится использование других инструментов для защиты своего внутреннего рынка. Одним из них является эскалация импортных тарифов. Суть его заключается в том, что повышение тарифных ставок адекватно степени переработки ввозимой продукции. То есть чем выше степень переработки импортной ввозимой продукции, тем выше и тарифные ставки, и, соответственно, ее стоимость. Другой мерой может и должно стать согласование списка сверхчувствительных товаров, импорт которых практически невозможен для ввоза в республику [9]. Составной частью этого списка, как правило, становится и сельскохозяйственная продукция. Вопрос защиты сельского хозяйства для Казахстана является одним из актуальнейших, поскольку 43% населения страны проживает в сельской местности [10] и связано с сельхозпроизводством. Снижение государственных дотаций потенциально несет в себе остановку производства, рост безработицы, миграции в города и, как следствие, повышение социальной нестабильности.

Казахстаном предусмотрены переходные периоды по постепенному снижению ставок импортных таможенных пошлин с начального их значения до конечного. Казахстан определился и в тарифных предложениях по доступу на товарный рынок и сформировал перечни обязательств Республики по доступу на рынок услуг. На данном этапе переговоров предлагается связать начальную ставку средневзвешенного тарифа на уровне 19,5%, конечную - на уровне 14% при действующей ставке - 8,2%. По промышленности начальная средневзвешенная ставка- 16,3%, конечная - 11,7% при действующей ставке - 7,8%. По сельскому хозяйству начальная средневзвешенная ставка на уровне 30,5%, конечная - 21,7% при действующей ставке - 10,5%. Максимальная ставка Казахстана по сельскохозяйственной продукции составляет 90%. Предложения Казахстана были сформированы в условиях наличия среднесрочной программы развития сельскохозяйственного производства. В условиях Казахстана целесообразней отказываться от субсидий экспорта сельхозпродукции (поскольку он и так небольшой) в пользу получения права на внутреннюю субсидию сельского хозяйства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.