В сфере торговли отмечены двусторонние соглашения о транзите и сотрудничестве между Кыргызстаном и Таджикистаном, Азербайджаном и Китаем, Узбекистаном и Китаем. Также на встрече в Бишкеке отмечена пилотная апробация совместного поста таможенного контроля на границе между Казахстаном и Кыргызстаном — пункт Кордай-Акжол, — получившего положительные оценки специалистов.
В сфере торговли министрами стран Программы ЦАРЭС утвержден конкретный рабочий план на следующий год, которым предусматривается продолжение продвижения инициатив двустороннего сотрудничества, обучения и региональных форумов по обмену знаниями и углубление программы в партнерстве с частным сектором и другими заинтересованными сторонами.
В значимой для региона сфере энергетики участники форума отметили завершение первой фазы проекта по ЛЭП «Север — Юг» в Казахстане и прогресс в обсуждении вопросов финансирования второй его фазы.
Также были отмечены завершение финансируемой Таджикистаном ЛЭП Баткен (Кыргызстан) — Канибодом (Таджикистан) и подготовка к реабилитации газопровода Узбекистан — Душанбе. По завершении конференции стало известно о том, что в планах финансовых институтов по оказанию поддержки ЦАРЭС на 2005—2007 гг. — выделение 1,2 миллиарда долларов на проекты в транспортном и энергетическом секторах и торговле.
Одним из значимых событий бишкекской встречи стало подписание представителями семи стран меморандума о взаимопонимании по созданию Форума электроэнергетических регулирующих органов в регионе Центральной Азии (ФЭРОЦ). Его создание направлено на оказание помощи странам-участницам в проведении реформ в электроэнергетической отрасли, содействие более тесному сотрудничеству в удовлетворении спроса на электроэнергию и стимулирование ее экспорта[29].
Проведению четвертой министерской встречи предшествовала представительная встреча лидеров делового сообщества из Центральной и Южной Азии, которые договорились о создании Регионального «круглого стола» бизнес-структур (РКСБ) в целях расширения участия частного сектора в экономическом сотрудничестве в регионе. В РКСБ помимо стран Центральной Азии будут участвовать представители Афганистана, Индии, Пакистана и Российской Федерации.
Участники РКСБ с учетом неотложных потребностей делового сектора полагают изначально сконцентрировать свои усилия на трех областях, которые также формируют ключевые сферы различных программ регионального сотрудничества в Центральной и Южной Азии, а именно: облегчение торговли и торговая политика, энергетика и транспорт.
Правительству, всем соответствующим органам и институтам, в том числе, госхолдингам, поручено создать благоприятные условия для преобразования Казахстана в региональный "центр по обеспечению товарами и услугами", но главное, предпринять конкретные меры для обеспечения участия казахстанских компаний в крупных межрегиональных финансово-экономических проектах.
В ходе проведенного исследования можно сделать выводы и дать высокую оценку проводимым в Республике преобразованиям в политической, социально-экономических сферах отметив наличие значительного потенциала для дальнейшего развития взаимовыгодного финансово-экономического международного сотрудничества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, делая выводы, следует отметить, что Казахстан сотрудничает со многими Международными финансовыми институтами экономического и универсального характера. Налажены взаимоотношения группы Всемирного банка и Международного валютного фонда с международными правительственными и неправительственными организациями. Но вместе с тем, следует отметить, что существуют некоторые финансово-правовые проблемы сотрудничества Казахстана и
- Международного банка реконструкции и развития.
- Организационно-правовые вопросы сотрудничества с Европейским союзом,
- Организацией Экономического сотрудничества и развития,
- Форумом Тихоокеанского экономического сотрудничества.
- Участие Всемирного Банка в осуществлении экономико-правовой реформы в Казахстане.
Изучаются и совершенствуются экономико-правовые вопросы сотрудничества МВФ и Казахстана.
Сотрудничество Казахстана с международными контрольными механизмами в области валютно-финансовых отношений.
Если говорить о ШОС, то она является востребованной РК формой системы региональной безопасности. Данное объединение включает одновременно такие региональные центры силы, как Россия и Китай. В рамках ШОС Казахстан связывает себя с этими государствами единой системой договоренностей и обязательств по сохранению стабильности в регионе и нерушимости границ суверенных государств-участников организации. Поэтому обеспечение продолжительного функционирования института ШОС в той форме, которая устраивает Казахстан необходимо.
В теории и истории международных отношений, а также в политологической науке имеются немало конструктивных разработок по институту межправительственной организации, в том числе по выявлению в нем системных недостатков и по предложениям улучшения эффективности функционирования его механизмов. Анализ теоретико-методологической основы ШОС как института межправительственной и экономической организации, а также изучение историографии данного института совершенно необходимы для полноценной оценки дееспособности и перспективах ШОС, а также для разработки инновационных предложений по совершенствованию его механизмов.
Интерес иностранных правительств к участию в межгосударственном образовании является не только первоосновой, но и обязательным условием в продолжении функционирования данного объединения. Последнее условие одновременно становится содержанием на протяжении всего процесса сотрудничества, с чем в итоге связана постоянная динамика совершенствования и модернизации, расширение границ сотрудничества в организации.
Современная система международных отношений в известной степени характеризуется односторонним давлением на остальных участников данного процесса со стороны США. Американское влияние на членов мирового сообщества в той или иной степени пронизывает практически все сферы жизнедеятельности всех государств, в том числе стран-членов ШОС. Поэтому в ходе совершенствования работы отдельно должны учитываться внешнее влияние со стороны США на весь процесс сотрудничества в рамках ШОС.
Специфика образования и существования региональных финансово-экономических организаций такова, что, несмотря на всевозможные усилия сторон по поддержанию принципа равноправия в межправительственных организациях, тем не менее, по объективным причинам, ведущая скрипка в ШОС принадлежит на современном этапе Китаю, в том числе по отношению к России, «де-факто» КНР занимает позицию выше. В данном контексте, существующий регламент отдельных наиболее функциональных соглашений в ШОС до 2020 года, инициированный китайской стороной, не может не вызывать тревоги в соседних странах-членах организации по поводу продолжительности функционирования ШОС.
Во-первых, для усиления функциональности межправительственных экономических организаций в первую очередь необходимы организация и поддержка рационального аппарата по координации и гармонизации интересов сторон. В случае ШОС построение гармоничного механизма по слежению за исполнением межгосударственных договоренностей сверхактуально. Необходимо документально закрепить границы функциональных полномочий по контролю действующих органов ШОС - Совета национальных координаторов, Секретариата. Наряду с усилением перечисленных органов целесообразно создание нового штатного подразделения для разработки рентабельных проектов сотрудничества, а также по гармонизации интересов в таких сферах, как использование трансграничных рек, энергетической и других.
Во-вторых, доказано, что многопрофильные организации сотрудничества обладают меньшей прочностью в сравнении со специализированными межправительственными институтами технического обслуживания иностранных правительств. Поэтому для укрепления основы многопрофильных организаций, отмечалось в теории, целесообразно поочередное строительство направлений сотрудничества с переходом от одного цикла к следующему, лишь после укрепления механизмов первого. Расценивая становление взаимодействия в ШОС в сфере безопасности как первый шаг на пути построения многопрофильного сотрудничества, следует разработать поэтапный механизм реализации приоритетных проектов в различных сферах.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные правовые акты
1. Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1998 г.
2. Указ Президента Республики Казахстан «О Стратегии индустриально-инновационного развития РК на 2003-2015 годы» от 17 мая 2003 г. № 1096.
3. Постановление Правительства Республики Казахстан «Об утверждении Плана мероприятий на 2006-2008 г. по реализации стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы» от 30 июня 2006 г. № 609
Литература
4. Агентство Республики Казахстан по статистике. Серия 15. Экономика. - 2006. - С. 2.
5. Акаев А.А. Речь на открытии Международной конференции по региональному сотрудничеству // Материалы Центрально-Азиатской конференции по региональному сотрудничеству. - Бишкек, 2005. - С. 3.
6. Алшанов Р. Защитные меры Казахстана при вступлении в ВТО // Аль-Пари. - 2004. - №4-5. - С. 8.
7. Алшанов Р. Там же. С. 11.
8. Артыкбаев М.Т. К вопросу об этапах интеграции Централь-Азиатских государств // Казахстан-Спектр. Научный журнал.- 2007. № 1.- С.10-19
9. Внешнеполитические исследования// сайт КИСИ при Президенте Республики Казахстан.- 26 января 2007.
10. Государственная программа индустриально-инновационногр развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы. - Астана, 2003. - С. 51.
11. Джекшенкулов А. Новые независимые государства Центральной Азии в мировом сообществе. -М, 2000. - С. 70.
12. Джекшенкулов А. Указ. соч. С. 90-91.
13. Есентугелов А. На пути вступления Казахстана в ВТО нет серьезных преград // Аль-Пари. -2006. - №3-4. - С. 12.
14. Есентугелов А. На пути вступления Казахстана в ВТО нет серьезных преград // Аль-Пари. -2005. - №3-4. - С. 17; Женевская либерализация // Деловая неделя, - 6 августа 2004 года.
15. Жумашева И.К. Перспективы развития организации «Центрально-азиатское сотрудничество» (ЦАС) Казахстан-Спектр. Научный журнал.- 2007. № 1 с,25-29
16. Исингарин Н. 10 лет СНГ: проблемы, поиски, решения. - Алматы, 2001.
17. Казахстан - Турция: пять лет дружбы и сотрудничества. - Анкара, 2006. - С. 446.
18. Казахстан и Всемирная торговая организация // www.wto.kz.
19. Касымов С. Большие проблемы большой нефти. Нефтяная стратегия Казахстана в XXI веке //Энергия Казахстана.-2005.-№1(11).-С. 22-29.
20. Кожантаева У. Центральная Азия: интеграция и ностальгия // Деловая неделя. - 29.10.2007.
21. Лебедева М. Мировая политика. - М.: Аспект-Пресс, 2003. - С. 74.
22. Ли Фань, Селищева Т. Стартовые условия вступления в ВТО Китая и России (опыт сравнительного анализа) // Проблемы современной экономики. - 2007. - №1-2 (9-10).
23. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник / Под ред. Л.Н. Красавиной. - М.: Финансы и статистика, 2004.
24. Назарбаев Н.А. На пороге XXI века. - Алматы: Онер, 1996. - С. 198-205.
25. О совершенствовании сотрудничества РК с международными финансовыми организациями// Аналитик. -2007. -№ 2
26. Обзор социально-экономического развития Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Таджикистан и Республики Узбекистан. Вып. 13. - Бишкек, 2005. - С. 50.
27. Оразбаков Г. Процесс вступления Казахстана в ВТО и оценка последствий на экономику страны // Аль-Пари. - 2007. - №4-5. - С. 6.
28. Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев – «Новый Казахстан – в новом мире».
29. Примбетов С.Д. Центральная Азия. Реалии и перспективы интеграции. - М., 2000.
30. Примбетов С.Д.// ЕврАзЭС И Вемирная торговая организация Казазстан-спектр,2007,№3.
31. Рахмонов Э. Долгий путь к миру.- Казахстанская правда.- 2006.-28 ноября. - С. 2.
32. Решкин А. Каспий: регион остается в зоне внимания // Энергия Казахстана. - 2006. -№1(11).-С. 32.
33. Саидазимова Г. Интеграция в Центральной Азии: реалии, вызовы, возможности // Центральная Азия и Кавказ. - 2007. - №3. - С. 88.
34. Саркисянц А. Г. Система международных долгов – М.: «ДеКА», 1999
35. Сборник материалов международной научно-практической конференции «Проблемы экономического и финансового сотрудничества в рамках ШОС» (Алматы, 31 мая 2006 г.)//сайт КИСИ при Президенте Республики Казахстан.
36. Сборник нормативных документов и материалов Межгосударственного совета республик: Казахстан, Кыргызстан и Узбекистан. - Алматы, 1996. - С. 22.
37. Семенов К.А. Международная экономическая интеграция. - М: Логос, 2001. - С. 21.
38. Укрепление мер доверия – важный фактор приграничного сотрудничества, мира и безопасности.- Алматы,2007.
39. Ушакова Н. Центральноазиатское сотрудничество: направления трансформации // Центральная Азия и Кавказ. - 2003. - №3.
40. Финансы, деньги, кредит / под ред. О.В. Соколовой – М.: «Юристъ», 2000.
41. Финансы, деньги, кредит / под ред. О.В. Соколовой – М.: «Юристъ», 2000.
42. Шатковская А. Роль международных финансовых организаций в урегулировании финансовых кризисов в развивающихся странах//"Теория и практика управления", N 6, 1-30 июня 2007.
43. Шерьязданова К.Б. Настоящее и перспективы шанхайской организации сотрудничества.- 27 февраля//#"#">#"#">#"1.files/image005.jpg">
с 1997 по 2007 гг
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Состав портфеля действующих проектов МБРР в РК на 31 декабря 2007 г
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Структура заимствований РК у ЕБРР по инвестиционным займам по состоянию на 2007 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Динамика использования средств и инвестиционных займов МВФ в РК в 1998-2007 гг. (в млн. долл. США)
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Структура использования средств инвестиционных займов МВФ в РК в различных секторах экономики в 2007 г
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Предполагаемое использование средств инвестиционных займов Всемирного банка развития в регионах Казахстана в 2007-2008 гг.
1 2 3 4 5 6 7
1. Алматинская область
2. Кокчетавская область
3. Акмолинская область
4. Карагандинская область
5.Атырауская область
6. Жамбылскаяобласть
7.Северо-Казахстанская область
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Распределение средств инвестиционных займов Всемирного банка по регионам Казахстана и их использование по состоянию на 2007 год
Название региона
Выделено
млн.долл. США
Использовано млн.долл. США
909,42
711,98
603,94
447,07
186,32
170,82
257,94
169,11
699,03
690,08
295,78
253,70
35,71
32,07
ИТОГО:
2988,13
2474,82
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14