Рефераты. Роль прямых иностранных инвестиций для экономики стран постсоветского пространства

Источник: www.cisstat.com


В структуре экспорта Азербайджана в государства – участники СНГ за 9 месяцев 2009 г. 28,4 % составляли продукты переработки нефти, 23 % – машины, оборудование и транспортные средства; Беларуси – машины, оборудования и транспортных средств составляли 27,5 %, продукты переработки нефти – 11,3 %, мясо и пищевые субпродукты – 5,2 %, одежда и принадлежности к ней – 3 %; Казахстана – 20,8 % составлял природный газ, 9,1 % – нефть сырая, 7,1 % – уголь каменный, по 6,7 % – руды и концентраты железные и черные металлы, 6,4 % – продукты переработки нефти; Кыргызстана – 28,7 % – продукты переработки нефти, 13,9 % – одежда и принадлежности к ней, 11,9 % – машины, оборудование и транспортные средства, 8,2 % – электроэнергия; Молдовы – 7,7 % составляли медикаменты, 5,9 % – сахар белый, 5,8 % – машины, оборудование и транспортные средства, 2,8 % – масло растительное; России – 26,4 % – нефть сырая, 13 % – машины, оборудование и транспортные средства, 6,9 % – продукты переработки нефти, 4,9 % – черные металлы; Таджикистана – 35,9 % – электроэнергия, 21 % – волокно хлопковое.[16] Несмотря на снижение стоимостного объема импортных закупок машин, оборудования и транспортных средств на эту группу товаров во многих государствах – участниках СНГ приходится наибольший объем импорта из стран дальнего зарубежья. Для России торговля со странами СНГ занимает ежегодно 14-15% от общего товарооборота, для стран СНГ Россия является не менее важным и выгодным торговым партнером. В докризисное время объемы торговли росли достаточно динамично. За период с 2005 по 2008 гг. объем товарооборота России с государствами Содружества увеличился более чем вдвое, экспорт вырос примерно в 2,1 раза, импорт – в 1,9 раза. Положительное сальдо торгового баланса России со странами СНГ в 2008 г. превысило 33 млрд. долл. В последнее время в страновой структуре российской внешней торговли на страны СНГ приходится 14-15%.[17]

В 2008 г. мы достигли рекордной цифры товарооборота – 106,4 млрд. долл. На Украину, Белоруссию и Казахстан – наших ведущих торговых партнеров - приходилось 88% товарооборота со странами СНГ.


Диаграмма № 1.2 Географическая структура торговли России со странами СНГ в 2008 году (2007 год)











Примечание. В % от общего объема товарооборота со странами СНГ

Источник: ФТС России и Росстат


В 2009 г. под влиянием кризиса объемы торговли резко упали.

В январе-августе 2009 г. внешнеторговый оборот со странами СНГ составил 40,8 млрд. долларов США и снизился по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. на 46,2%. Экспорт составил 28 млрд. долл. США, импорт – 12,8 млрд. долл. США. К настоящему времени странами СНГ выработаны согласованные взгляды на будущее сотрудничества в экономической сфере. Они отражены в Концепции дальнейшего развития СНГ и Стратегии экономического развития СНГ на период до 2020 года, одобренной главами правительств стран СНГ в 2008 году.[18] Разработаны и планы мероприятий, определяющие приоритетные направления и совместные проекты. Соответствующие документы действуют в формате Евразийского экономического сообщества и формируемого таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Оценка совместных действий по противодействию кризису должна также производиться с учетом явно непростых двусторонних отношений. Более того, число таких межстрановых конфликтов растет. Таким образом, на уровне стран СНГ в принципе повторяется та же ситуация, что и в целом в мировом сообществе. Страны СНГ пока оказываются не в состоянии совместно эффективно бороться с кризисом.

Мир борется с финансовым кризисом. Россия в этом плане не остается в стороне, доказательством чего является утвержденный 7 ноября 2008г. правительственный План действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики. Триллионы долларов уже потратили ведущие державы, включая Россию, на борьбу с кризисом. Финансовые затраты России на преодоление кризиса пока составляют 6 трлн. руб., что равно 13,9% от объема ВВП (2008г.), что примерно в 5 раз меньше аналогичных затрат Великобритании, в 17 раз меньше – США и т.д. (см. табл. 1.3).[19]


Таблица 1.3Финансовые затраты на преодоление кризиса

Страна

Финансовые затраты, млрд. долл.

В % от ВВП страны (2008г.)

Россия

222

13,9

Великобритания

1020

37

США

3539

25

Германия

893

23

Япония

576

12

Китай

570

13


В таблице (см. табл. 1.4) приведены направления использования средств, выделяемых на борьбу с кризисом, из которых видно, что страны мира выделяют ресурсы на предоставление госгарантий – 52%, когда в России этот показатель равен 0%. Зато на капитализацию (прежде всего банков) выделяет 84% средств, что значительно превышает долю средств, выделяемых на эти цели в среднем по странам мира – 15%.[20]


Таблица 1.4 Направления использования средств, выделяемых на борьбу с кризисом

Страна

Госгарантии

Капитализация

Покупка активов

Другое

Итого


ММлрд. долл.

в % к итогу

Млрд. долл.

в % к итогу

Млрд. долл.

в % к итогу

Млрд. долл.

в % к итогу

Млрд. долл.

Россия

0

0

185

4

11

5

25

1

222

Великобритания

93

39

79

0

0

0

549

4

1020

США

769

50

714

0

663

19

394

1

3539

Германия

39

60

177

0

0

0

176

9

893

Япония

03

53

0

0

0

0

273

7

576

Китай

0

0

0

0

0

0

570

100

570

Источник. Росстат.


То есть международное сообщество достаточно быстро и абсолютно точно установило основную болевую точку: нынешний кризис – это кризис доверия. Потому национальные антикризисные программы первостепенное внимание уделяют повышению уровня доверия. Хотя в России кризис не оценивается как кризис доверия. Нестабильность на мировых финансовых рынках заставила многих международных инвесторов выводить свои средства с рынков других стран, акции которых также стали заметно снижаться. Это в большей степени коснулось и российского рынка.

В результате российские регуляторы были вынуждены принять ряд мер по расширению ликвидности на рынке (снижение ФОР, возможность использовать бюджетные средства на покупку ряда акций, снижение экспортных пошлин на нефть и др.; см. табл. 1.5)[21].


Таблица 1.5Использование бюджетных средств

Банк России

Минфин

• Предоставление субординированного кредита Сбербанку (500 млрд. руб.)

• Размещение депозита в ВЭБ для выдачи кредитов организациям (50 млрд. долл.)

• Компенсация части убытков на рынке МБК, возникших из-за отзыва лицензии у банка-контрагента

• Расширение инструментов рефинансирования

• Снижение нормативов обязательных резервов (до 0,5)

• Выдача необеспеченных кредитов

• Повышение ставок по депозитам в ЦБ РФ

• Участие в торгах на фондовом рынке

• Размещение беззалоговых кредитов из временно свободных средств федерального бюджета

• Увеличение лимита депозитных кредитов негосударственным банкам

• Рефинансирование ипотечных вкладов АИЖК

• Размещение депозита в ВЭБ из Фонда национального благосостояния для выдачи субординированных кредитов (625 млрд. руб.)

• Поддержка реального сектора через фондовый рынок (175 млрд. руб.)

• Предоставление средств АСВ для поддержки капитализации банков (200 млрд. руб.)

• Увеличение гарантий вкладов населения

(до 700 тыс. руб.)


В принятом Госдумой во втором и третьем чтениях пакете антикризисных поправок в закон о федеральном бюджете на 2008-2010 годы указаны средства, направленные на поддержку финансового рынка и различных отраслей российской экономики, которые будут выделены за счет экономии и перераспределения бюджетных расходов. В частности, депутаты предлагают увеличить взнос правительства РФ в уставный капитал Агентства ипотечного жилищного кредитования (АИЖК – Агентства ипотечного жилищного кредитования) в размере 60 миллиардов рублей.[22]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.