- четкая последовательная стратегия, отражающая серьезность и долговременность намерений государства в привлечении ПИИ, вызывающая доверие инвесторов;
- согласованность основных положений политики привлечения ПИИ во всех ветвях власти на региональном и федеральном уровне, а также в предпринимательских кругах;
- соответствие деклараций и реальных действий, отсутствие конъюнктурных политических изменений, ясность конкретной программы действий органов власти федерального и регионального уровня, обеспечивающих улучшение инвестиционного климата.
Приоритеты политики привлечения ПИИ в страны СНГ должны быть сосредоточены на нескольких аспектах:
- поощрение отдельных, важных для экономики видов деятельности, включая экспорт конкурентоспособной продукции и импорт новых технологий;
- отраслевые приоритеты: привлечение ПИИ в высокотехнологичные отрасли (информационные технологии, аэрокосмическая и атомная промышленность), отрасли, имеющие характер “узких мест” в экономике и отрасли, обусловливающие развитие экспорта – Машино- и станкостроение для лесной, нефтяной, газовой промышленности, энергетики, металлургии;
- приоритеты в отношении компаний: в настоящее время нецелесообразно отказываться от стимулирования инвестиций крупных компаний (хотя в более отдаленной перспективе это нужно делать), но в то же время следует обратить внимание на привлечение инвестиций мелких и средних иностранных компаний, которые в гораздо большей степени нуждаются в совершенствовании общей законодательной базы стимулирования ПИИ и предоставлении гарантий стабильности условий инвестиционной деятельности на федеральном уровне;
- приоритеты регионального развития: вместо практики создания искусственно благоприятных условий инвестиционной деятельности в отдельных субъектах путем предоставления им статуса свободных экономических зон необходимо использовать новую стратегию, направленную на использование ресурсного потенциала регионов с учетом развития инфраструктуры и административных институтов, необходимых для целевого привлечения перспективных инвесторов;
- страновые приоритеты: активизация процесса привлечения ПИИ в экономику требует диверсификации страновых источников притока инвестиций как за счет экономически развитых стран, так и стран с динамично развивающимися рынками.
В соответствии с международной практикой, важным средством реализации приоритетов может стать создание специфических стимулов для прямых инвестиций. В ближайшей перспективе стоит задача четкого определения возможных изъятий из национального режима хозяйственной деятельности. При этом, как и другим странам с переходной экономикой, придется в большей степени опираться на фискальные (налоговые и таможенные льготы), нежели на финансовые льготы. Расширение круга льгот может происходить только в рамках соблюдения принципа РНБ, т.е. использование индивидуальных льгот для инвесторов из отдельных стран категорически исключено. Дискуссия о допустимости льгот для иностранных инвесторов после десяти лет ожидания инвестиционного бума вообще основана на возможности очень быстрого формирования благоприятного инвестиционного климата. Международная практика показывает, что создание такого климата и приток инвестиций тесно взаимосвязаны. В этом контексте прямой задачей Правительства остается определить, что является более важным и существенным: получение налогов от доходов на сравнительно небольшие по объемам инвестиции, лишенные всяких льгот; или предоставление льгот, способных наряду с другими мерами дать эффект в виде достаточно быстрого и значительного притока ПИИ и, соответственно, роста налоговых поступлений в будущем. Льготы должны предоставляться исключительно транспарентно, на основе закона, а не на индивидуальной основе, правительственными решениями, что открывает дорогу лоббизму. Получившая распространение практика предоставления льгот создает также возможности для коррупции, неравные условия для разных иностранных инвесторов. В законе должны быть четко прописаны сроки, размер и условия предоставления льгот. Целесообразно, чтобы льготы предоставлялись на заранее определенный срок и не менялись в течение этого времени. Политика в отношении ПИИ должна быть сфокусирована на ликвидации формальных ограничений и административных барьеров на пути иностранного капитала, на использовании системы гарантий, ориентированных на специфику иностранного инвестирования и призванных компенсировать негативные последствия сложившегося инвестиционного климата. Проблемы привлечения иностранных инвестиций рассмотрим на примере России. Осуществление грандиозных проектов реконструкции и развития предприятий производственной сферы и соответствующей инфраструктуры предполагает большой прилив капиталовложений, среди них важная роль отводится возможным притокам иностранных инвестиций.
Важнейшей проблемой привлечения иностранных капиталовложений в РФ, на мой взгляд, являются их высокие производственные и непроизводственные затраты. Как бы не относился иностранный предприниматель к России, вкладывать денежные средства в ее экономику, он будет, прежде всего, в зависимости от экономической, а не политической целесообразности. Его интересует в первую очередь уровень рентабельности инвестиционного проекта, степень возможного превышения доходов от проекта над издержками производства. Из чего следует, что целью любого предпринимателя является прибыль. Высокие издержки производства в отдельных странах (в том числе в России) при строительстве объектов производственного назначения и создании производственной инфраструктуры (дороги, связь, энерго-, газо-, водо-, и теплоснабжение) по экологическим, географическим и климатическим условиям делают эти страны малопривлекательными для инвесторов, побуждая их перемешать свои капиталы в страны с меньшими издержками производства, следовательно, и с меньшими инвестиционными рисками. Данный процесс перемещения капиталов получил название "глобализация экономики". Полное включение России в орбиту мирового рынка, что планируется в результате ее вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО), сделает Российскую Федерацию более открытой для проникновения иностранных товаров, более дешевых и более конкурентоспособных, чем наши отечественные, Однако потекут ли в страну капиталовложения, останется вопросом. Ведь объективные условия останутся теми же самыми, что и раньше: не снизится резко стоимость возводимых производственных зданий, не уменьшатся затраты на строительство дорог, энергоносители, добычу сырья, банковское обслуживание и др. Из выше написанного можно сделать вывод, что привлечь иностранные инвестиции можно лишь при условии существенного снижения производственных и непроизводственных издержек.
Для этого потребуется:
- намного увеличить расходы госбюджета на НИОКР, которые бы позволили увеличить число научно-технических разработок по проблемам снижения себестоимости выпуска и реализации продукции;
- ввести жесткие ограничения на вывоз валюты. Одно лишь отсутствие государственных границ и визового режима для большинства жителей бывших советских республик, ставших независимыми странами, приводит к гигантской утечке валюты за границу.
По мнению многих аналитиков, к причинам снижения инвестиционной активности в России относятся:
- высокая стоимость коммерческого кредита;
- недостаточное финансирование инвестиций из бюджетных средств и других финансовых источников;
- отсутствие эффективных механизмов трансформации сбережений населения в инвестиции;
- высокий уровень финансовых (в том числе инвестиционных) рисков из-за слабого правового обеспечения защиты внутренних и внешних инвесторов.
Необходимо ужесточить финансовый и административный контроль над целевым использованием кредитов, взятых специально для осуществления инвестиционных программ. На возможность привлечения иностранных инвестиций могут оказать влияние таможенные правила, ограничивающие ввоз отдельных товаров (особенно тех, которые производятся в настоящее время и могут производиться в долгосрочной перспективе у нас в стране) на территорию Российской Федерации. Безусловно, жесткая протекционистская политика должна проводиться и после присоединения России к ВТО. Весьма важно, чтобы после присоединения к ВТО соблюдались интересы государства, и чтобы российские товары и российское производство не были вытеснены товарами из других стран. Проблемы привлечения и эффективного использования иностранных инвестиций не могут занимать ведущего места в системе общих проблем роста инвестиционной активности в Российской Федерации. Первостепенное значение имеет существенное увеличение объема отечественных инвестиций в нашу экономику, в том числе в финансовые активы.
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ
3.1 Проблемы и перспективы интеграционных процессов в СНГ
Объективными предпосылками развития интеграционных процессов являются: некогда единая экономическая инфраструктура, схожий уровень конкурентоспособности производимой продукции, проведение во всех странах СНГ социально-экономических рыночных реформ. В то же время превалирование национального фактора, разноскоростной ход экономических реформ препятствует активному развитию интеграционных процессов. В настоящее время происходит переосмысление процессов интеграции в рамках СНГ с учетом изменившихся реалий. Во главу угла выдвигаются принципы экономической целесообразности, обеспечения разумного баланса между защитой национальных интересов и открытостью для сотрудничества, соблюдения суверенитета, многоступенчатость и постепенность. В данном контексте, с учетом сложившейся в экономическом развитии стран СНГ тенденции магистральным путем продвижения экономического сотрудничества, углубления интегрированности государств является дальнейшее развитие технологических и кооперационных производственных связей, инвестиционного сотрудничества, либерализация торговли. Главный приоритет в дальнейшем развитии интеграционного сообщества должен быть отдан расширению и углублению рыночных основ интеграции, повышению роли предпринимательских структур в экономическом сотрудничестве. Активизировать интеграционные процессы в настоящее время возможно путем развития транснациональных корпораций.
С целью углубления интеграционных процессов в рамках Содружества Независимых Государств главам государств-участников СНГ при формировании концепции развития Содружества Независимых Государств рекомендует учитывать следующие основополагающие моменты:
- считать целесообразным сосредоточить главные усилия государств Содружества на формировании единого экономического пространства;
- завершить юридическое оформление многосторонней зоны свободной торговли, способствовать созданию условия для образования перспективных, развитых форм интеграции, в том числе таможенного союза;
- способствовать подключению государств Содружества к деятельности ЕврАзЭС;
- учитывая особую важность межгосударственного взаимодействия в вопросах энергетической политики, в целях укрепления безопасности и зашиты интересов стран Содружества активно способствовать формированию скоординированных подходов и проведению общей линии стран в области топливно-энергетического комплекса;
- развивать транспортную инфраструктуру, современные конкурентоспособные международные трансконтинентальные коридоры с максимальным использованием выгод географического положения стран СНГ для бесперебойного межгосударственного сообщения;
- активизировать работу по созданию международных финансово-промышленных групп, холдинговых компаний, совместных предприятий и других форм экономического взаимодействия, особенно в сферах использования наукоемких технологий;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17