Рефераты. Роль прямых иностранных инвестиций для экономики стран постсоветского пространства

Инвестиционный климат в Украине в 2009 г., к сожалению, не улучшился. «Реформы законодательства идут очень медленно, очень сложным остается вопрос возмещения НДС, самыми трудными проблемами иностранные предприниматели считают коррупцию и судебную систему», — отметил президент Европейской Бизнес Ассоциации Тронд Моэ. За последнее время есть и некоторые позитивные сдвиги, в частности, вхождение страны в ВТО, принятие закона о совместных предприятиях, завершение подготовки к подписанию договора о создании зоны свободной торговли. Однако эти позитивные новости, так и не смогли компенсировать те недостатки, которые снижают инвестиционную привлекательность страны. Законодательные реформы, провести очень сложно из-за слишком медленной работы парламента. В Беларуси сохраняются все факторы положительного инвестиционного климата. Платежеспособность Беларуси по внешним финансовым обязательствам. Развитие экономики Беларуси обеспечивается без существенного увеличения потребления топливно-энергетических ресурсов. Беларусь также успешно сотрудничает с мировыми финансовыми институтами. В рамках работы с МВФ осуществляются ускоренные структурные преобразования в экономике страны. В сложных экономических условиях Беларусь полностью выполняет взятые на себя обязательства. В России сегодня все не так уж плохо с инвестиционным климатом. На инвестиционном рынке России есть активность, есть соответствующие рейтинги. Кроме того, наблюдается увеличение иностранного присутствия, причем не только в сырьевых отраслях, но и в строительстве, торговле, сельском хозяйстве, даже в машиностроении. Все говорит о том, что инвестиционный климат в России сложился. Хотя с другой стороны еще довольно много негативных моментов, препятствующих большему притоку инвесторов. Другие факторы, тормозящие, инвестиционный рост: коррупция, несовершенство системы налогообложения, невысокое качество правоприменения, проблемы с логистикой и т.д. Современный Узбекистан, являясь одним из древнейших центров мировой цивилизации, в настоящее время вошел в число динамично развивающихся стран мира, обеспечивая стабильность и экономическое развитие в Центральноазиатском регионе. Среди преимуществ, которые предлагает современная экономика Узбекистана для иностранных компаний:

- политическая и макроэкономическая стабильность;

- богатая сырьевая база;

- энергетическая независимость;

- выгодное географическое расположение в центре крупнейших региональных рынков, интегрированная в сеть наземных и воздушных коммуникаций международного значения транспортно-логистическая система;

- диверсифицированная индустриальная база;

- научно-интеллектуальный, кадровый потенциал республики;

- благоприятные природно-климатические условия.

За годы независимости в Узбекистане была достигнута макроэкономическая стабильность и сохранены устойчивые темпы развития экономики. Вместе с тем, хотелось бы отметить, что с учетом растущей интегрированности нашей экономики в мирохозяйственные и финансово-экономические связи, мировой кризис, прежде всего его последствия, также оказал и продолжает оказывать на нас негативное воздействие. Прежде всего, это воздействие проявляется на результатах деятельности базовых экспортоориентированных отраслей и связанных с ними смежных производств в связи с резким сокращением проса и снижением цен на мировом рынке на важнейшие виды экспортируемой нашей страной продукции, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на сбалансированности и эффективности экономики в целом, создает много проблем в реализации предусмотренных проектов, в достижении поставленных целей. По мнению МВФ основными препятствиями на пути ПИИ в СНГ являются коррупция и бюрократизм, а так же преступность и политическая нестабильность, высокие налоги и слабость инфраструктуры, а инфляция не упоминалась вовсе. Ранее Всемирный банк в качестве ключевого барьера для инвестиций называл налоги и политическую нестабильность. Но сокращение налогового бремени и достижение определенной макроэкономической стабильности в большинстве стран СНГ в последние годы снизили значение этого фактора. Что же касается препятствий, связанных с коррупцией и защитой прав собственности, то они актуальны для всех стран мира, за исключением наиболее развитых государств. В этом смысле страны СНГ достигли такого уровня развития, когда они уже мало чем отличаются от большинства других государств-реципиентов иностранных инвестиций.

Важно отметить, что коррупция заметно снижает качество приходящих в страну ПИИ, поскольку фирмы, обладающие наиболее ценными технологиями и знаниями, пользующимися повышенным спросом во всем мире, с меньшей вероятностью будут вкладывать капитал в страны, где есть проблемы с государственным управлением и защитой прав собственности.

И даже если такие инвестиции все-таки будут иметь место, то, скорее всего, они будут осуществляться в виде компаний со 100% иностранным капиталом, а не совместных предприятий, через которые технологии и знания могли бы распространяться на национальную экономику в целом. Аналогично коррупция негативно влияет на приток капитала в развитие производств, ориентированных на экспорт, поскольку у инвесторов всегда есть выбор из нескольких стран региона, и они выбирают ту из них, где ограничений по ведению дел и доступу на международный рынок меньше.

По мнению западных экспертов, низкий уровень ПИИ в странах СНГ сохраняется из-за неблагоприятного инвестиционного климата, главной причиной которого является незавершенность структурных реформ (в управлении, банковской сфере, энергетике и т. д.). Сейчас ПИИ в СНГ идут главным образом из-за возможности доступа к богатым природным ресурсам региона. В то же время на Западе убеждены, что страны Содружества смогут привлекать больше инвестиций, если существующие между ними барьеры, препятствующие свободному перемещению товаров и факторов производства, будут устранены. Повышение производительности труда в сочетании с сохранением конкурентоспособной стоимости рабочей силы также способно внести существенный вклад в привлечение инвестиций.

Как видно из вышесказанного, рекомендации западных экспертов вытекают из общих тенденций глобализации экономики, в контексте которой качество инвестиционного климата определяется соответствием ситуации в том или ином государстве требованиям международных инвесторов. Практически все страны СНГ стремятся реализовать свое видение модели экономики, способной привлечь иностранные инвестиции. Многое из того, что требовали западные партнеры, выполнено. Проведена приватизация, ряд стран СНГ уже вступили в ВТО, другие активно к этому стремятся. Неопределенность сохраняется только в отношении степени открытости экономики, которая способна принести наибольшую пользу каждому из государств. У России есть возможность оценить опыт ее ближайших соседей в деле либерализации экономики и принять наиболее адекватные решения исходя из собственных интересов и законных требований иностранных партнеров.


2.3 Условия и проблемы привлечения прямых иностранных инвестиций


Меры, ориентированные на создание привлекательных условий для притока ПИИ, включают в себя 3 основные группы:

- базовые меры по созданию благоприятного инвестиционного климата;

- правовые и административные основы деятельности иностранных инвесторов;

- специфические стимулы для ПИИ.

В отличие от большинства стран Центральной и Восточной Европы, страны СНГ не смогли пока решить задачу создания благоприятного инвестиционного климата, предусматривающего формирований стабильных политических и макроэкономических условий, защиты прав собственности. Однако улучшение инвестиционного климата само по себе не способно обеспечить резкое увеличение объемов иностранных инвестиций. Как показывает опыт стран с развивающейся и переходной экономикой, улучшение инвестиционного климата является необходимым, но не достаточным условием притока ПИИ. Решение этой задачи требует реализации мероприятий по созданию правовых основ деятельности иностранных инвесторов и специфических стимулов для ПИИ, направленных на повышение инвестиционной привлекательности России для иностранных инвесторов и привлечения их внимания к перспективным инвестиционным проектам на территории страны.

Эффективность формирования правовых основ деятельности иностранных инвесторов решающим образом зависит от того, в какой степени стране удалось реализовать базовые меры по созданию благоприятного инвестиционного климата. Вследствие этого один и тот же набор законодательных механизмов и гарантий может по разному влиять на инвестиционную привлекательность стран, различающихся по уровню стабильности инвестиционного климата и его соответствия интересам иностранных инвесторов. Страны с развивающейся и переходной экономикой в большинстве случаев предоставляют иностранным инвесторам дополнительные гарантии хозяйственной деятельности, нередко выступающие в качестве важных поощрительных изъятий из национального режима.

В современных условиях наиболее важными видами специфических стимулов для иностранных инвесторов являются следующие:

- фискальные стимулы: налоговые каникулы, льготы по налогу на прибыль, льготы в отношении средств, используемых на инвестиции и реинвестиции, ускоренный режим амортизационных списаний, льготы по подоходному налогу для иностранных сотрудников предприятий с иностранным участием, льготы при осуществлении деятельности, связанной с НИОКР, льготы при осуществлении внешнеторговых операций и другие;

- финансовые стимулы: выплата правительственных субсидий на покрытие части стартовых издержек, предоставление льготных кредитов или гарантий по кредитам, обеспечение льготных условий государственного страхования, государственное участие в акционерном капитале;

- иные стимулы - государственные расходы на создание инвестиционной инфраструктуры, создание зон со специальным экономическим статусом и другие.

Несмотря на достаточно критическое отношение международных организаций к использованию указанных стимулов, они активно применяются большинством стран мира в конкурентной борьбе за привлечение ПИИ. Более того, использование стимулирующих мер в мире значительно расширилось. При этом страны с рыночной экономикой в своей практике больше опираются на финансовые стимулы и вложения в инвестиционную инфраструктуру, а развивающиеся страны и страны с переходной экономикой – на фискальные меры.

Для коренного изменения сложившейся в странах СНГ ситуации и интенсификации притока ПИИ необходимо пересмотреть политику в области иностранных инвестиций. Кардинальные сдвиги в политике привлечения ПИИ предполагают использование принятых в мире принципов в отношении иностранных инвестиций, пересмотр приоритетов в отношении сфер приложения инвестиций. Россия не имеет возможности осуществлять стимулирование ПИИ в значительных масштабах. Ограниченность средств требует четкого решения таких вопросов, как методы стимулирования, на какие цели должны тратиться средства, приоритетные области привлечения ПИИ, кому, на каких условиях и кем могут предоставляться льготы.

Стратегической целью политики в сфере привлечения ПИИ должно являться предоставление иностранным инвесторам национального режима, обеспечивающего благоприятные условия для притока ПИИ в экономику России. Для этого необходима серьезная подготовительная работа по изменению налогового, инвестиционного и корпоративного законодательства, которая могла бы способствовать интенсификации инвестиционного процесса. Существующий в России национальный режим хозяйственной деятельности крайне непривлекателен для иностранных компаний. Учитывая обострение конкуренции в мире за иностранные инвестиции, сопровождающееся предоставлением странами многочисленных льгот иностранным инвесторам, а главное – неблагоприятный инвестиционный климат в странах СНГ, принцип национального режима в должен быть дополнен системой льгот и гарантий для иностранных инвесторов. Наряду с применением принципа национального режима необходима также реализация иных принятых в международной практике принципов правового регулирования иностранных инвестиций. В первую очередь, речь идет о режиме наибольшего благоприятствования (РНБ), который предоставляется многими государствами с целью исключить дискриминацию по отношению к инвесторам из каких-либо стран. Режим в отношении ПИИ в должен характеризоваться высокой транспарентностью. Принцип транспарентности означает, что правовые нормы, регулирующие деятельность иностранных инвесторов, должны быть открытыми и не допускать неоднозначной интерпретации, а процедуры пересмотра этих норм должны быть гласными и проходить в условиях, обеспечивающих для заинтересованных сторон (включая иностранные компании) возможность высказать свою позицию по обсуждаемым вопросам. Политика по отношению к ПИИ должна включать следующие обязательные характеристики:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.