Рефераты. Роль прямых иностранных инвестиций для экономики стран постсоветского пространства

-       создать при поддержке государственных структур стран СНГ разветвленную систему лизинга для сложной продукции машиностроения и приборостроения (мировой опыт показывает, что наличие такой системы позволит активизировать спрос на продукцию этих отраслей);

-       способствовать формированию и реализации на взаимовыгодных условиях совместных инвестиционных программ в конкретных сферах экономики, финансируемых за счет собственных средств предприятий;

-       завершить переход на общепринятый в мировой практике принцип взимания косвенных налогов по принципу "страны назначения";

-       осуществлять подготовку макроструктурных прогнозов развития экономики и проведения исследований конъюнктуры рынков стран СНГ;

-       обобщить и распространить позитивный опыт внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации;

-       содействовать формированию межрегиональных, товарных и финансовых рынков, включая организацию и проведение совместных форумов и ярмарок;

-       завершить внутригосударственные процедуры, обеспечивающие гармонизацию налогового, таможенного, валютного, внешнеторгового, банковского и страхового законодательства. В качестве основного инструмента законодательного обеспечения межгосударственной интеграции может выступить разработка Межпарламентской Ассамблеей модельных законов с их последующей ратификацией парламентами государств-участников СНГ;

-       повысить роль Экономического суда СНГ в вопросах выполнения взаимных обязательств, защиту прав и интересов хозяйствующих субъектов стран СНГ;

-       согласовать действия стран СНГ при вступлении во Всемирную торговую организацию (ВТО), имея в виду обеспечение соответствия подготавливаемых в рамках СНГ проектов межгосударственных договоров, соглашений и других решений действующим в ВТО правилам и нормам в сфере торговли;

-       обеспечить свободную конвертацию национальных валют через интегрированную биржевую систему государств-участников СНГ для обеспечения безналичных расчетов хозяйствующих субъектов;

-       стремиться к осуществлению перехода к обслуживанию расчетов по потребительским сделкам на базе единой для всех стран пластиковой карточки СНГ.

Тенденции к экономической дезинтеграции постсоветского пространства могут быть преодолены только на основе проведения странами Содружества, и, прежде всего, Россией, интеграционной стратегии, направленной на комплексное развитие национальной экономики, обеспечивающей наиболее полное использование имеющегося ресурсного потенциала, и в первую очередь, научно-технического и интеллектуального.

Преодоление дезинтеграционных процессов между странами СНГ позволит наиболее успешно решить не только внешние, но и внутренние проблемы. Предпосылками единения стран СНГ являются: весомый геополитический потенциал и заинтересованность друг в друге для обеспечения гармоничного экономического и социального развития, географическая близость и сложившаяся общая транспортно-коммуникационная инфраструктура, взаимодополняемое природно-географическое разделение труда и прямые кооперационные хозяйственные связи, которые формировались на протяжении десятилетий, наличие многовекового опыта совместного проживания, этническое родство и культурно-психологическая близость. Толчком к единению является и растущая открытость мировой экономики, а также ускоряющийся процесс глобализации. В то же время интеграционные процессы в СНГ проходят сложно и противоречиво. С одной стороны, их активизацию затрудняют различия в уровне хозяйственного развития стран-участниц, в характере и темпах проводимых ими рыночных реформ. С другой, в последние годы имеет место рост внешнеторгового оборота между странами СНГ – на уровне глав государств принят ряд исторических решений об активизации взаимодействия по различным направлениям углубления интеграции. Прочная интеграция стран Содружества возможна только на основе экономического единения, общности конечных социально-экономических интересов, согласованности основных направлений экономической политики. Очертания консолидации станут реальными, если будет выработана оптимальная структура межстрановых экономических связей, соответствующая интересам каждой страны и общим интересам Содружества.

Из вышесказанного можно сделать выводы, что нужно:

1.  Осуществить совместную разработку научными организациями государств Содружества прогнозов социально-экономического развития стран-участниц СНГ и согласованного прогноза развития общего экономического пространства Содружества на долгосрочную перспективу, позволяющего определить общие цели, задачи социально-экономического развития Содружества, механизмы реализации согласованной структурной, инвестиционной, научно-технической, внешнеэкономической и социальной политики, способного стать основой заключения многосторонних и двусторонних межгосударственных экономических соглашений.

2.  Считать приоритетными следующие направления при формировании реально действующего механизма экономической интеграции:

-       создание зон свободной торговли;

-       совершенствование кредитно-финансовой политики, формирование механизма урегулирования внешней задолженности во взаимоотношениях государств СНГ путем передачи (обмена) акций перспективных компаний или размещения капитала; достижение договоренностей о завершении создания Платежного союза, способствующего координации валютного регулирования, расширению безналичных расчетов хозяйствующих субъектов;

-       определение оптимальной структуры использования имеющихся ресурсов каждой страны-участника, принятие совместных решений об оптимальной структуре межстрановых экономических связей, способствующей интересам каждой страны и общим интересам стран Содружества;

-       обеспечение унификации таможенного и налогового законодательства, предусматривающего отмену торговых ограничений, снятие таможенных границ, введение единой методологии исчисления и взимания налогов с внешнеторговых операций между странами-участниками СНГ и, в конечном счете, способствующего ускоренному созданию зоны свободной торговли, беспрепятственному транзиту товаров по территории стран СНГ, развитию прямых связей между хозяйствующими субъектами государств Содружества;

-       развитие инвестиционного сотрудничества как основы стабилизации и дальнейшего подъема экономики стран Содружества через реализацию совместных проектов, особенно в инфраструктурных отраслях и отраслях, восприимчивых к инновациям. Представляется приоритетным сосредоточить усилия и финансовые средства на развитии прорывных «точек соприкосновения»:

- совместная эффективная эксплуатация транспортных коридоров, для чего необходимо сформировать согласованную долгосрочную транспортную стратегию стран-участниц СНГ, скоординировать политику тарифов на транспортные услуги в межгосударственном сообщении на железнодорожном, автомобильном, авиационном видах транспорта, определить пути совершенствования систем транспортного обслуживания на пространстве СНГ;

- участие в транзите энергоносителей;

- усиление позиций обрабатывающих отраслей, прежде всего, машиностроения и наукоемких производств;

-       обеспечение условий для свободного перемещения капитала, товаров, услуг, рабочей силы, создания и эффективной работы межгосударственных финансово-промышленных групп и других компаний, возрождения кооперационных связей между предприятиями, мощности которых сегодня явно недозагружены. Все это будет содействовать объединению материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов для выпуска конкурентоспособной на мировых рынках продукции, расширению инвестиционных возможностей в рамках согласованной технической и структурной политики;

-       переход всеми странами-участниками на международные формы ведения статистической отчетности.

3.  Сохранять приоритетные торговые отношения со странами СНГ при вступлении в ВТО.

4.  Сформировать правовые механизмы экономической межгосударственной интеграции, обеспечивающие проведение сбалансированной кредитно-денежной, налогово-бюджетной и внешнеторговой политики, а также регламентирующие деятельность хозяйствующих субъектов на территории стран Содружества.

5.  Создать единое информационное пространство, общий рынок энергоресурсов, наукоемких технологий, машиностроительной продукции, единый аграрный рынок.

6.  Активизировать работу межправительственных комиссий по сотрудничеству России со странами СНГ с более широким привлечением к участию в них региональных органов исполнительной власти, предпринимательских и деловых кругов.

7.  Усилить открытость российской экономической политики по отношению к другим странам Содружества, что, с одной стороны, явится толчком к углублению интеграционных процессов, с другой, позволит России наиболее эффективно решать внутренние проблемы.

В заключение хотела бы подчеркнуть, что интеграция на пространстве СНГ несет в себе значительный потенциал противодействия кризису. Именно сейчас необходимо использовать конкурентные преимущества интеграции стран Содружества для адекватного ответа на вызовы.


3.2 Основные инвестиционные проекты стран СНГ и России


Большинство инвестиционных проектов, осуществляемых совместно странами СНГ, сегодня концентрируется в двух отраслях - энергетике и телекоммуникациях. Однако в условиях мирового экономического кризиса объем инвестиций и торговли стал постепенно сокращаться. По мнению экспертов, преодолеть негативные тенденции можно путем устранения формальных и неформальных барьеров и развития экономических институтов. Для большинства стран СНГ Россия остается центром притяжения как более сильный и экономически развитый партнер. Российская сторона также заинтересована в сохранении хозяйственных связей, сложившихся еще в советский период. Прежде всего, это касается области энергетики, транспортной и оборонной промышленности, а также сферы торговли сырьевыми ресурсами и некоторыми потребительскими товарами. В совместных инвестиционных проектах ведущая роль также принадлежит российскому капиталу. По данным Росстата, объем накопленных российских инвестиций в странах СНГ на 1 января 2008 г. превысил 2,5 млрд. долл. (более свежих данных, увы, не приводится), а объем накопленных инвестиций стран СНГ в экономику России за тот же период составил 1,5 млрд. долл. С 2000 по 2008 гг. объем накопленных инвестиций России в страны ЕврАзЭС, куда входят помимо России Казахстан, Белоруссия, Таджикистан, Узбекистан, Киргизия (Армения, Грузия и Украина на правах наблюдателей), вырос на 160%, а в страны СНГ в целом — на 350% (без учета финансового сектора).[54] По оценке начальника отдела экономического анализа Евразийского банка развития (ЕАБР), перед наступлением мирового финансового кризиса произошел не только количественный, но и качественный рывок во взаимных инвестициях: «Затронутыми оказались практически все крупные секторы: ТЭК, металлургия, машиностроение, сельское хозяйство, транспортный сектор, телекоммуникационная отрасль. Прямо на наших глазах возникали первые евразийские транснациональные корпорации. Хотя абсолютные объемы еще низки и несопоставимы с размером экономик, мы стали свидетелями бурного роста и фактического восстановления кооперационных связей на новой, рыночной основе». Однако на пути экономической интеграции стран СНГ наблюдается целый ряд препятствий. В первую очередь макроэкономического характера. Уровень развития экономик стран СНГ сегодня слишком разный, отраслевая специализация слишком узкая, что не создает благоприятной базы для взаимных инвестиционных проектов. В Россию инвестиции текут в основном в машиностроительную и энергетическую отрасль, а в других странах СНГ — в основном в сырьевой сектор.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.