После этого дважды встречались министры финансов стран БРИК (в бразильском Сан-Паулу 7 ноября 2008 года и в Лондоне 13 марта 2009 года)[9], а 29 мая 2009 года президент России Д. А. Медведев встретился в Кремле с представителями стран группы БРИК, отвечающими за вопросы безопасности (секретарём Совета безопасности РФ Николаем Патрушевым, Министром - руководителем Секретариата по стратегическим вопросам при Президенте Федеративной Республики Бразилии Роберто Мангабейра Унгером, советником Премьер-министра Республики Индии по национальной безопасности Маянкоте Келатх Нараянаном и членом Государственного совета Китайской Народной Республики Дай Бинго).
I саммит БРИК (Екатеринбург, 16 июня 2009). Особняк Севастьянова в Екатеринбурге - место проведения I саммита БРИК
Главы стран БРИК собрались на свой первый официальный саммит 16 июня 2009 года в Екатеринбурге[12][13]. Страны представляли Дмитрий Медведев (Россия), Луис Инасиу Лула да Силва (Бразилия), Манмохан Сингх (Индия) и Ху Цзиньтао (Китай)[14].
В ходе саммита состоялись две встречи: в узком составе и затем прошли переговоры с участием членов делегаций. Дмитрий Медведев сделал заявление от имени глав государств стран БРИК[15]. Также было принято два заявления:
По итогам встречи в Екатеринбурге четыре страны - Бразилия, Россия, Индия и Китай - подписали совместные документы: заявление лидеров стран БРИК и заявление по продовольственной безопасности.
В заявлении лидеров стран выражается приверженность продвижению реформы международных финансовых институтов. При этом подчеркивается, что страны с переходной и развивающейся экономикой должны иметь больший голос и представительство в международных финансовых институтах, а их главы и сотрудники руководящего звена должны назначаться через открытую, прозрачную и основанную на заслугах системе отбора. Главы БРИК считают, что в мире весьма необходима стабильная, предсказуемая и более диверсифицируемая валютная система.
Лидеры четырех государств также считают, что реформирование финансово-экономической архитектуры должно основываться на трех принципах: демократичности и прозрачности принятия и выполнения решений в международных финансовых организациях; на прочной правовой основе и на совместимости деятельности эффективных национальных институтов регулирования и международных органов, устанавливающих стандарты; а также на укреплении управления рисками и надзорной практики.
Международное сообщество должно активизировать усилия по обеспечению ликвидности средств беднейших стран, которые больше всего пострадали от финансового кризиса, отмечают лидеры стран БРИК. "Развитые страны должны выполнить свое обязательство по выделению 0,7% своего валового национального дохода на нужды официальной помощи развитию. Необходимо предпринять дальнейшие усилия по наращиванию содействия развивающимся странам, облегчению их долгового бремени и облегчению доступа на рынки и передаче им технологий", - отмечается в совместном заявлении лидеров Бразилии, России, Индии и Китая.
Главы стран БРИК поддержали "диверсификацию энергетических ресурсов и предложение энергоносителей, включая возобновляемую энергию, обеспечение безопасности маршрутов транзита энергоносителей, создание новой энергетической инфраструктуры и направление новых инвестиций в энергетику".
Главы стран подтвердили намерение продвигать сотрудничество в гуманитарных областях, а также подтвердили свою позицию "в пользу более демократического и справедливого многополярного миропорядка". Они также решительно о судили терроризм во всех его формах и проявлениях.
В заявлении по глобальной продовольственной безопасности лидеры стран БРИК призвали к совместному решению проблем в этой сфере. "Ограничение доступа на рынки и искажающие торговлю субсидии в развитых странах на протяжении последних 30 лет препятствовали развитию потенциала по производству продовольствия в развивающихся странах", - говорится в документе. В документе заявлении отмечается, что "конъюнктура мирового рынка не создавала достаточных стимулов для расширения сельскохозяйственного производства в развивающихся и наименее развитых странах, которые превратились в основных импортеров продовольствия".
Лидеры стран БРИК считают необходимым обсудить вызовы и возможности, которые создает производство и использование биотоплива, имея в виду не только глобальную продовольственную безопасность, но и энергетическую безопасность и потребности устойчивого развития.
Они также выступают за создание "механизма международного сотрудничества по обзору и оценке долгосрочных последствий развития отрасли энергетики, основанной на использовании биомассы и определению направлений политики в данной отрасли".
В заявлении отмечается, что "устойчивое производство и использование биотоплива может стать движущей силой в деле социального вовлечения и распределения доходов, главным образом в бедных сельских районах развивающихся и наименее развитых стран, которые наиболее подвержены проблеме голода".
Авторы заявления считают, что эффективное противодействие продовольственному кризису должно носить комплексный характер и включать как краткосрочные, так и долгосрочные меры. Главы стран БРИК высказались "против всех форм протекционизма". Они поддерживают "установление справедливого и разумного режима международной торговли сельскохозяйственными товарами".
Они поддерживают также предоставление сельским жителям в развивающихся странах стимулов к участию в сельскохозяйственном производстве. Лидеры стран БРИК высказались "за направление в сельскохозяйственный сектор дополнительных ресурсов и помощи из национальных бюджетов и по линии международных институтов развития". Они также считают, что обеспечение прав на интеллектуальную собственность в сельскохозяйственной отрасли должно соблюдать баланс между общим благом человечества и стимулированием инноваций. II саммит БРИК (Бразилиа, 15−16 апреля 2010)
Второй саммит руководителей стран БРИК состоялся 15−16 апреля 2010 года в столице Бразилии городе Бразилиа [23].
По итогам саммита было сообщено о подписании ряда межгосударственных договоров, и о важнейших затронутых вопросах: преодоление последствий кризиса, и создание нового финансового порядка, в частности, в части права на большее влияние в таких международных организациях, как Всемирный банк и МВФ[23].
Подводя итоги данной главы, следует отметить, что концепция БРИК возникла как прогноз динамики развития рынков, проведенный компанией «Голдман Сакс» в 2001 г. К слову сказать, это была не единственная попытка этого агентства классифицировать страны по группам. В последствии появилась «группа одиннадцати» (N-11 или Next 11 –Мексика, Нигерия, Египет, Турция, Иран, Пакистан, Бангладеш, Индонезия, Вьетнам, Южная Корея, Филиппины), ВИСТА (Вьетнам, Индонезия, ЮАР, Турция, Аргентина). Но лишь БРИК получил дальнейшую жизнь в политической реальности, хотя на первый взгляд к этому не существовало традиционных предпосылок. У стран Брик нет географической, цивилизационной, культурной, исторической, религиозной общности. У них различные политические системы и экономические модели, нет долговременного опыта взаимодействия, непростые отношения друг с другом. Как представляется, их объединило взаимное стремление трансформировать экономический рост в политическое влияние. Ключевым фактором стала общность политических интересов, если хотите, глобальных мировых амбиций в переломный этап мирового развития. Все они: Россия, Китай, Индия, Бразилия – ищут свой новый вес в мировых органах принятия решений.
В предметном плане речь идет о ключевых международных институтах: ООН, включая его реформирующийся Совет Безопасности, на место в котором претендуют Бразилия и Индия; повышение роли развивающихся и нарождающихся экономик в МФО Бреттон-Вудской системы; ВТО, где на «дохийском раунде» идет крупная, может быть, не столь освещаемая политологами и экономистами битва против торгового протекционизма развитых стран, за улучшение условий торговля сельхоз товарами развивающихся государств. Катализатором этой тенденции стал мировой финансово-экономический кризис. Ведь в основе разговора о БРИК как об объединении – именно анализ экономической тенденции. Но жизнь может подтвердить его лишь частично или же не подтвердить его вообще. Прогноз Джима О’Нила – это тенденция к 2050 г., т.е. впереди еще сорок лет. Где гарантия, что тенденцию повышения удельного века развивающихся экономик через сорок лет будет воплощать именно нынешний БРИК? Темпы роста у стран есть и будут различны. Кстати, уже сейчас мы наблюдаем по сути «пороговые» к БРИКу государства – например Мексику, ЮАР. К тому же и сам БРИК не обладает «монополией» на межрегиональный диалог нарождающихся экономик: достаточно назвать РИК– Россию, Индию, Китай (без Бразилии), «хайлигендаммскую пятерку», общающуюся на «полях» саммитов «восьмерки», успешно практически сотрудничающую между собой ИБСА–Индию, Бразилию, ЮАР. Сотрудничество развивается на различных уровнях. Это встречи Президентов, министров иностранных дел, финансов, председателей центробанков, уполномоченных в сфере безопасности. В перспективе: министры сельского хозяйства, энергетики, председатели Верховных Судов, контакты научно-исследовательских центров, породненных городов, бизнес-форум.
Глава 2. Стратегическое партнерство в рамках БРИК
2.1 Экономическое сотрудничество в рамках БРИК
Не будет преувеличением сказать, что сейчас российско-китайские отношения достигли одной из самых высоких точек в своей многовековой истории. Десять лет, прошедшие с момента провозглашения нашими странами курса на стратегическое партнерство, и пять лет после подписания Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве знаменуются устойчивым развитием российско-китайского сотрудничества [1]. Наши связи базируются на принципах подлинного равноправия и взаимной выгоды, общности интересов по самому широкому кругу проблем, они свободны от идеологических наслоений и динамично развиваются во всех областях: политической, экономической, энергетической, гуманитарной и др.
Попытаюсь проанализировать ситуацию в российско-китайском торгово-экономическом сотрудничестве, вычленить основные моменты и возможные сценарии его развития. Мы знаем, что сотрудничество с Китаем существенно выросло за последние годы. В 2009 году объем торгового оборота составил около 30 млрд. долларов (Рисунок 2).
Рисунок 2 - Внешняя торговля России с КНР
При этом интересно, что при таком росте доля Китая во внешней торговле России за последние несколько лет не растет.
Рисунок 3 - Торговый оборот РФ с Китаем, % от общего торгового оборота РФ
Рисунок 4 - Торговый оборот Китая с РФ, % от общего торгового оборота Китая
Если мы посмотрим на структуру экспорта России в Китай, то та ситуация, которая была раньше, когда торговля была достаточно сбалансированной и значительную долю занимали промышленные товары, в том числе с высокой добавленной стоимостью, уходит в прошлое. Сейчас происходит замена промышленных товаров на энергоресурсы. В том числе, в связи с повышением стоимости на них на мировых рынках. Таким образом, с одной стороны, можно охарактеризовать российский экспорт в Китай как более диверсифицированный по сравнению с экспортом в другие страны, что обусловлено исторически сложившейся конъюнктурой. Но, с другой стороны, диверсификация снижается, происходит замещение машиностроительной продукции товарами низкой обработки.
Типичный портрет российского экспортера в Китай (рисунок 5):
• Сфера деятельности: добыча и переработка природных ресурсов
• Происхождение: государственное предприятие или частная компания, созданная на основе государственного предприятия, с численностью занятых более 500 чел.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17