Помимо этой масштабной задачи у московского технопарка есть еще три прикладных. Во-первых, проведение исследовательских работ, результаты которых потом будут лицензированы, патентованы и проданы Китаю. Во-вторых, оказание консультационных услуг и технической поддержки китайским компаниям, которые хотят обосноваться на российском рынке. И, в-третьих, инкубация совместных российско-китайских компаний.
Уже сейчас кандидатов, желающих принять участие в деятельности технопарка, немало. А первые реализованные проекты могут появиться в будущем году, поскольку первый этап строительства уже завершился: 1000 квадратных метров в новом корпусе МЭИ уже оснащены современной техникой и готовы к работе. Для второй части отведена более обширная территория - 14 тысяч квадратных метров.
Китайские партнеры разносторонне изучают возможность создания в Москве представительств и других своих технопарков, например, Пекинского, который на родине занимает площадь в 400 кв. км.
Продолжается сотрудничество РФ и Китая и в области авиастроения. В ноябре 2004 года Россия примет участие в ставшей уже традиционной авиавыставке в Чжухае. В ходе мероприятия будет проведено заседание российско-китайской комиссии по научно-техническому сотрудничеству, на котором планируется рассмотреть предложения Росавиакосмоса по углублению взаимодействия России и Китая в развитии авиационной техники. В числе предлагаемых мероприятий: проведение совместных фундаментальных исследований в авиастроении и аэродинамике, производство перспективных бортовых интегрированных комплексов РЭО, гражданских пассажирских и учебно-тренировочных самолетов и вертолетов. А также создание авиационных двигателей нового поколения и коррозионно-стойких сварных алюминиево-магниевых сплавов и композиционных материалов.
Последние семнадцать лет Индия и Россия успешно выполняют возможно одну из самых больших совместных программ в области науки и технологии. Масштабы исследований огромны и охватывают широкий спектр научно-технической деятельности.
Научно-техническое сотрудничество между Индией и Россией проходит по двум программам:
Программам, основанным на двусторонних межправительственных соглашениях, которые включают в себя Комплексную Долгосрочную Программу сотрудничества (ILTP), Рабочую группу по Технологии и Программу Академического Обмена.
Программам, основанным на соглашениях между правительственными агентствами
В основе этих программ лежат соглашения о намерениях и протоколы, подписанные российскими и индийскими агентствами.
Комплексная долгосрочная программа сотрудничества (ILTP)
Соглашение было подписано 3 июля 1987г. Горбачевым М.С- Президентом СССР и Радживом Ганди- Премьер-Министром Индии и было продлено еще на 10 лет 3 октября 2000года. КДП – самая большая двухсторонняя научно-техническая программа, в которой Индия когда-либо принимала участие.
Работа КДП координируется Департаментом Науки и Технологий с индийской стороны, и Академией наук – с российской. Результатом постоянных переговоров и совместной работы индийских и российских коллег стало определение направленности совместных проектов и их внедрение в различные области науки и технологии. За 16 лет работы прошедших со дня основания КДП, программа приняла и направила более трех тысяч делегаций, осуществила более трех сот совместных исследовательских проектов, создала 6 совместных исследовательских центров в различных отраслях науки. В настоящее время идет работа над 150 исследовательскими проектами. В скором времени будет открыт еще один совместный центр в области биомедицинского оборудования. КДП сотрудничает по 11 различным направлениям науки и технологии, таким как:
Биотехнология и иммунология
Физические технологии
Лазерные технологии
Катализ
Космические технологии
Ускорители и их применение
Гидрология
Компьютеры и электроника
Биомедицинские технологии
Океанология, ее ресурсы и инженерные технологии
а так же по 7 научным отраслям:
математика
прикладная механика
земные науки
физика и астрофизика
экология и защита окружающей среды
химические науки
науки о жизни
Специализированные научно-технические центры КДП. В рамках данной программы было открыто семь совместных специализированных научно-технических центров. Среди стран-экспортеров технологий, Индия стоит на одном из первых мест по количеству ученых, инженеров, по уровню образования в различных областях науки и математики, а также патентования технологий.
Возлагаются большие надежды на то, что обе страны приложат все усилия для успешной промышленной реализации высоких технологий и коммерциализации продукции, созданной при помощи совместных исследований.
Предметом гордости КДП является Исследовательский Центр Порошковой Метталургии и Новых Материй в Хидерабаде.
В настоящее время центр работает по трем основным направлениям: порошковая металлургия, специальная обработка поверхности и керамические материалы. Это уникальный пример, когда ученые и технологи занимаются совместными исследованиями во имя развития технологий и их внедрения в производство.
Другим важным достижением программы является возможность производства вакцины против полиомиелита, компанией BIBICOL (Биологическая и Иммунологическая Корпорация Бхарат) в Буландшаре. Этот завод производственной мощностью 100 млн. доз вакцины в год постоянно поддерживается и вдохновляется Россией.
Еще одним достижением программы было открытие Индийско-Российского Центра Перспективных Компьютерных Исследований в Москве. Параллельная многофункциональная компьютерная система PARAM 10000, была разработана и установлена в этом центре. Первоначально, система будет работать со скоростью 12.8 GFLOPS, что в последствии будет усовершенствоваться по мере того, как будут оптимизированы остальные приложения.
Индийско-Российский центр Биотехнологии в Аллаабаде, еще одно имя в списке специализированных научно-технических центров, созданных КДП. Соглашение об открытии этого центра было официально подписано Департаментом Науки и Технологий Индии и Российской Академией Наук 5 ноября 2001 года в ходе визита Примьер-Министра Индии в Москву.
Индийско-Российский центр Газовых Гидратов - последнее дополнение в списке центров, созданных КДП. Соглашение об открытии этого центра было официально подписано Департаментом Науки и Технологии Индии и Российской Академии Наук в ноябре 2003 года во время визита Премьер-министра Индии в Москву. Торжественное открытие центра состоялось в Национальном Институте Океанских Технологий в Шеннае 12 марта 2003 года.
Соглашение о намерениях в связи с открытием Индийско-Российского центра по исследованию причин землетрясений было подписано Департаментом Науки и Технологии Индии и РАН в ноябре 2003 года. Центром координируется 17 совместных проектов.
Во время заседания Совместного Совета КДП НТС, которое прошло в Москве с 1 по 3 октября, 2004 года было объявлено о начале функционирования в Москве Индо-Российского Центра по Аюрведическим Исследованиям. Первое заседание Объединенного Комитета Центра состоялось в Москве 03 октября, 2004 года. На заседании присутствовала делегация индийских специалистов.
В недавно организованной Рабочей Группе по Технологии будут привлечены несколько подгрупп, которые ответят требованиям определенных областей науки и технологий, включая информационную.
В ХХI столетии – веке высоких технологий - научное сотрудничество стран БРИК должно войти в новую фазу развития. Потенциалы обеих стран в этой сфере достаточно велики, и они должны быть реализованы с максимальной отдачей. Основной целью на ближайшие десятилетия станет совместное использование ресурсов государств и как следствие повышение уровня жизни населения
Заключение
Принадлежность к разным цивилизациям не обязательно является фактором разделения, потому что у каждой из них накоплена многовековая история культурно-религиозной толерантности. Четверка не имеет обыкновения вмешиваться во внутренние дела друг друга (и остальных стран), принимает своих партнеров такими, какими они сложились на протяжении столетий. У нее очевидная общность интересов и принципов. Эти ведущие неатлантические державы мира по разным причинам не включены или не полностью включены в систему западных организаций, например "восьмерки" и некоторых других, находятся там на задворках, что не соответствует их статусу. Все четыре выступают за демократизацию международных отношений, против гегемонии и политики силы, поддерживают разнообразие мира, создание систем глобальной и региональной безопасности с учетом взаимных интересов, принципов равной безопасности. Они считают, что международные споры должны разрешаться с помощью диалога, на принципах взаимного доверия, обоюдных преимуществ и сотрудничества. У них совпадающие позиции по принципам урегулирования ситуации на Ближнем Востоке, в Ираке, Афганистане, вокруг ядерной программы Ирана. Важнейший ценностный принцип стран БРИК - примат международного права, равноправия и суверенности государств. Четыре страны играют важную роль в экономике своих регионов, выступают в качестве центров региональной интеграции и при этом имеют глобальные интересы. Страны БРИК по пути конвергенции движет возрастающее осознание того, что вместе они способны создать новую мировую экономическую и политическую архитектуру, которая была бы альтернативой нынешней. Альтернативой, которая может привести к возникновению реально многополярного мира.
БРИК - это не организация одного из полюсов, это центр согласования интересов государств, которые являются достаточно крупными, чтобы иметь определенную сферу национальных интересов, которые порой отличны от интересов других центров влияния. Но в то же время они не являются достаточно сильными, чтобы всегда эффективно отстаивать их в одиночку. Развитие БРИК способно внести существенный вклад и в гуманитарную сферу, где сейчас доминируют стереотипы лишь одной культуры.
Что же такое БРИК сегодня? В основном пока это проекция на будущее. Похоже, у глав четырех государств существует согласие по вопросу о том, чем в ближайшее время БРИК не должен или не может быть. Страны "четверки" не намереваются распространять собственные модели экономического и политического развития на другие страны, считая выбор таких моделей суверенным правом народов этих стран. Страны БРИК не стремятся к мировому господству, не собираются претендовать на роль дирекции по управлению миром. Напротив, они заняты поисками путей построения новой мировой системы, основанной на идеалах свободы выбора, справедливости, равноправия. БРИК не собирается подменять собой существующие международные организации. Не рассматривает себя как альтернативу "восьмерке" или "двадцатке", это другой, дополнительный формат. Более того, выступая с продуманных, подготовленных, согласованных позиций, страны БРИК способны внести дополнительный весомый вклад в деятельность других международных организаций, в состав которых они входят, и усилить свой голос в этих организациях. Это не военно-политический блок, не организация коллективной безопасности, не интеграционная группировка и даже не таможенный союз или зона свободной торговли.
БРИК - это, скорее, клуб, чем-то похожий на "семерку" в ранней стадии ее развития. На ближайшую обозримую перспективу именно такой формат представляется наиболее реалистическим и разумным. Важно создание института специальных шерпов, как в "восьмерке". Должны существовать национальные рабочие группы по сотрудничеству в рамках БРИК с участием дипломатов, представителей академических и общественных кругов, которые на постоянной основе подкрепляли бы деятельность шерпов. Начавший свою работу в конце прошлого года экспертный "второй трек" БРИК также следовало бы институционализировать. Должен возникнуть парламентский форум БРИК. Требуется создание механизма четырехсторонних консультаций по финансовым или кредитно-денежным вопросам на высоком уровне - не только министров финансов, но и глав центробанков, а также вице-премьеров, отвечающих за макроэкономическую политику.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17