Рефераты. Перспективы сотрудничества в рамках БРИК (Бразилии, России, Индии и Китая)

Налаживание политических взаимосвязей в рамках БРИК началось в сентябре 2006 года, когда во время 61-й сессии ООН в Нью-Йорке состоялась встреча министров иностранных дел четырёх стран. В дальнейшем произошло ещё три встречи, включая полноформатную встречу в Екатеринбурге 16 мая 2009 года [23, c.6].

Первая (краткая) встреча глав государств БРИК состоялась 9 июля 2008 года в Тояко-Онсэн (Хоккайдо, Япония) после встречи «Большой восьмёрки». Во встрече приняли участие Президент России Дмитрий Медведев, Председатель КНР Ху Цзиньтао, Премьер-министр Индии Манмохан Сингх и Президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва и договорились о проведении полномасштабного саммита глав государств БРИК в 2009 году.

После этого дважды встречались министры финансов стран БРИК (в бразильском Сан-Паулу 7 ноября 2008 года и в Лондоне 13 марта 2009 года), а 29 мая 2009 года президент России Д. А. Медведев встретился в Кремле с представителями стран группы БРИК, отвечающими за вопросы безопасности (секретарём Совета безопасности РФ Николаем Патрушевым, Министром – руководителем Секретариата по стратегическим вопросам при Президенте Федеративной Республики Бразилии Роберто Мангабейра Унгером, советником Премьер-министра Республики Индии по национальной безопасности Маянкоте Келатх Нараянаном и членом Государственного совета Китайской Народной Республики Дай Бинго).

Главы стран БРИК собрались на свой первый официальный саммит 16 июня 2009 года в Екатеринбурге#"#" title="Дмитрий Медведев">Дмитрий Медведев (Россия), Луис Инасиу Лула да Силва (Бразилия), Манмохан Сингх (Индия) и Ху Цзиньтао (Китай).

В ходе саммита состоялись две встречи: в узком составе и затем прошли переговоры с участием членов делегаций. Дмитрий Медведев сделал заявление от имени глав государств стран БРИК. Также было принято два заявления:

Совместное заявление лидеров стран БРИК (в последнем (16-м) пункте которого указывается, что следующая встреча глав государств БРИК планируется в Бразилии в 2010 году)#"#">

Рисунок 1 - Динамика соотношения экономик стран «БРИК» и стран «Г-6»


Однако относительное положение других экономик «БРИК» дает скептикам основание сомневаться в прогнозе Доминика Вильсона и Рупы Пурушотхамана. В настоящее время по объему ВНП Индия занимает лишь 12 место в мире, Бразилия – 13 и Россия – 16 [23].

В частности, гипотеза о «БРИК» была обсуждена в серии передач Всемирной службы радио BBC в октябре – ноябре 2005 г., в которой принимали участие ведущие мировые эксперты. В частности, отмечалось, что существующие экономические тенденции действительно могут позволить Китаю занять место глобального лидера в области промышленного производства, а Индии (что, правда, несколько менее вероятно) – области сервиса и информационных технологий. В то же время, экономики России и Бразилии сохраняют сырьевую ориентацию, что не сможет, без существенных качественных перемен, обеспечить этим странам места в группе мировых экономических лидеров. В то же время, по мнению экспертов, приглашенных BBC, в России и Бразилии отсутствуют ключевые предпосылки для подобного «прорыва»: эффективное управление, стабильные и предсказуемые «правила игры». Более того, Россия, будучи часть «глобального Севера», в отличие от остальных стран «БРИК», сталкивается с катастрофическим демографическим кризисом, а ее интеллектуальный потенциал в значительной мере недоиспользован и имеет устойчивую тенденцию к снижению.

Эксперты, приглашенные Национальным советом по разведке США, в целом, разделяют более консервативную оценку возможностей экономического роста в России. Основу его составит экстенсивное развитие ТЭК, предпосылкой чего может служить только стабильные мировые цены на сырье. Возможности диверсификации экономики России рассматриваются лишь как один из четырех возможных сценариев развития ситуации (см. ниже).

Подъем мировой экономики, прежде всего, за счет Китая и Индии (к 2020 г. она, по прогнозам экспертов НСР, вырастет на 80% по отношению к 2005 г.), будет означать рост цен на сырье. Потребление энергии в мире к 2020 г. вырастет примерно на 50%, что существенно больше, чем рост за предшествующие два десятилетия (1980 – 2000), когда он составил 34 %. Это будет означать сохранение высоких цен на энергоносители. Последнему будет способствовать и сохранение политической и экономической нестабильности в таких ключевых с точки зрения производства энергетического сырья регионах, как Ближний Восток, Прикаспий, Венесуэла, Западная Африка.

Что получают Москва, Пекин, Дели и Бразилиа, выстраивая каркас для более предметного, углубленного сотрудничества? Прежде всего, увеличение совокупного влияния на мировые процессы в ключевых областях: в экономике, политике, экологии и даже в военной сфере. Нужно помнить о том, что, помимо растущих экономик, у БРИК есть и другие важные достоинства: там представлены три ядерные державы, а Россия и Китай являются постоянными членами Совета Безопасности ООН, органа, играющего ключевую роль в вопросах обеспечения мира и безопасности на планете. Словом, консолидированный БРИК – это реальная сила на мировой арене, и не только на экономическом поле. Поэтому, как представляется, участие в БРИК отвечает интересам России по целому ряду причин [21, c.5].

Во-первых, через БРИК, тем более с учетом укрепления в перспективе его механизмов, Москва получает достаточно мощный инструмент наращивания своего политического веса на международной арене, который после распада СССР существенно уменьшился, и, соответственно, продвижения своих стратегических приоритетов в мировых делах. Страны БРИК уже выступают практически как единомышленники при рассмотрении крупных проблем в ООН и на других форумах, включая «экономическую двадцатку». Россия в принципе могла бы играть роль посредника (или связующего звена), как между членами самого БРИК (со всеми ними у нас существуют хорошие отношения), так и между БРИК и «большой восьмеркой». Членство в БРИК объективно усиливает наши позиции в диалоге с США и ЕС по всему спектру важнейших проблем современного мира.

Во-вторых, БРИК открывает для России широкие возможности в плане доступа на новые финансово-экономические рынки. Москва не только сохранит статус главного экспортера энергоресурсов для этих стран, но и может стать важнейшим поставщиком в них современных технологий (ядерная энергетика, сотрудничество в освоении космоса, энергетическое машиностроение, новейшие виды вооружений). Это будет способствовать укреплению конкурентоспособности России как крупнейшего мирового экономического «игрока».

Используя формат БРИК, Россия может более веско предлагать свои пути преодоления мирового кризиса, в частности, в рамках «двадцатки», что объективно способствует усилению нашего влияния на глобальную экономику, и не только через энергетическую сферу. В этой связи сошлемся на конкретный пример: действуя единым фронтом на саммите «двадцатки» в Питтсбурге в сентябре 2009 года, страны БРИК смогли добиться существенных результатов в плане закрепления выгодных для развивающихся экономик квот международных финансовых институтов.

В целом, подводя итоги, можно отметить, что хотя БРИК и не является жестко организованным союзом или блоком, а процессы его институционализации идут довольно медленно, само его существование как четырехстороннего механизма согласования подходов может быть успешно использовано для продвижения наших внешнеполитических интересов, развития стратегического партнерства с входящими в него странами, создания определенного противовеса влиянию Запада в мировой политике и экономике.

1.2 Экономическое развитие стран БРИК

Еще в первой половине 2008 г. на страны БРИК - Бразилию, Россию, Индию и Китай - возлагали надежды о спасении мировой экономики от глубокого кризиса. Однако запоздалая реакция глобальных инвесторов сильно ударила и по ним. Впрочем, это лишь создало новые возможности для тех, кто не боится вкладывать средства в будущее. Структура БРИК такова, что Бразилия и Россия относятся к сырьевым гигантам, а Индия и Китай к гигантам потребления сырьевых ресурсов. От мирового кризиса пострадали, как первые так и вторые. Если Бразилия и Россия страдают от падения цен на сырьевые ресурсы, то Индия и Китай от падения спроса на продукцию и услуги.

Бразилия во многом схожа с Россией благодаря сырьевой ориентации экономики. Однако перечень сырьевых ресурсов из Бразилии заметно отличается от российского. Численность населения оценивается почти в 190 млн. человек, делая Бразилию пятой в мире по населенности. С 2003 г., когда президентом страны стал социалист Лула Да Силва (Lula de Silva), внешнеторговый баланс страны начал показывать профицит благодаря ралли на рынке сырьевых товаров и огромным природным запасам. Бразилия поставляет на мировой рынок железную руду, хром, медь, марганец, алмазы, самоцветы, золото, никель, олово, бокситы, уран, платину и цинк. Около трети бразильской экономики составляет сельскохозяйственный сектор, что делает страну одним из основных мировых поставщиков таких товаров, как кофе, сахар, говядина, апельсиновый сок, соя. Тропические леса также позволяют Бразилии играть одну из ключевых ролей на рынке древесины, орехов, каучука и различных медицинских культур [24, c.15].

Экономика Бразилии характеризуется крупными и хорошо развитыми сельским хозяйством, горнодобывающей промышленностью, обрабатывающей промышленностью и сферой услуг. Бразильская экономика превосходит все другие экономики стран Южной Америки и расширяет свое присутствие на мировых рынках.

В 2001-03 годах, после финансовых потрясений, приток капитала способствовал восстановлению экономического роста и устойчивости национальной валюты Бразилии. Твердый курс бразильской валюты замедлил рост физического объема экспорта, но способствовал с 2004 года увеличению занятости и реальной заработной платы в Бразилии.

Стабильность в экономике Бразилии проистекает из сырьевого сектора, который дал положительное сальдо по счету текущих операций, а также благодаря разумной макроэкономической политике Бразилии, которая укрепила валютные резервы на исторически высоких уровнях, сократила государственный долг, и позволила значительно снизить реальные процентные ставки в бразильских банках.

Плавающий обменный курс, инфляционная ориентация и жесткая фискальная политика являются тремя основными компонентами экономической программы Бразилии. Повышение производительности в сочетании с высоким уровнем цен на сырье способствовало росту бразильского экспорта. Бразилия уменьшила свои задолженности в 2006 году путем перевода своего долгового бремени с внешней задолжности на внутреннюю.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.