Рефераты. Перспективы сотрудничества в рамках БРИК (Бразилии, России, Индии и Китая)

Пауза в российско-китайском военно-техническом сотрудничестве не может радовать Россию. Но, с другой стороны, сейчас китайские закупки уже не столь критичны для выживания российского оборонно-промышленного комплекса (ОПК), поскольку растет и внутренний государственный оборонный заказ (ГОЗ), появляются новые крупные импортеры, например, Алжир и Венесуэла. Но Россия все же должна приложить усилия для того, чтобы Китай возобновил закупки российской военной техники.

Если говорить о перспективах сотрудничества в ВТС, Россия, вероятно, должна предложить Китаю Су–35. Конечно, это может вызвать серьезные возражения со стороны российских военных, поэтому подобное решение должно приниматься на самом высоком политическом уровне. Но если Российская Федерация хочет сохранить свои позиции на китайском рынке, создать новую волну китайских закупок в сфере ВВС, то мы должны предложить Су–35. Необходимо преодолеть кризис с выполнением контракта по Ил–76, серьезно осложняющий ситуацию в российско-китайском военно-техническом сотрудничестве. Ташкентский завод не в состоянии выполнить заказ по контракту 2004 года. Правительство Российской Федерации выделило бюджетные средства, на которые производство этих самолетов будет налажено в Воронеже или Ульяновске. Есть основания надеяться, что эта проблема будет решена, но срок поставок в Китай изменится. Это тот случай, когда не было бы счастья, да несчастье помогло: благодаря кризису, есть шанс развернуть производство Ил–76 в России, фактически, возобновить его.

Что касается военно-морских платформ, России сложно что-либо предложить КНР в ближайшее время, потому что Китай добился значительного прогресса в области кораблестроения. Он строит в Даляне и Шанхае корабли очень интересных проектов класса «фрегат» и «эсминец». Но Россия еще довольно долго будет поставлять Китаю электронные системы и корабельные зенитно-ракетные комплексы: пока у КНР нет авианосного флота, все, что защищает их корабли от удара с воздуха, – это российские противовоздушные системы.

Однако большие перспективы для российско-китайского ВТС откроются, если Китай запустит свою авианосную программу, а тому есть много признаков. Тут без российских поставок КНР практически не обойтись, например поставок палубных истребителей: как тяжелых Су–33, так и легких МиГ–29К (корабельный). Россия имеет опыт эксплуатации авианосных кораблей. Есть у нас и летчики палубной авиации.

Так что Китаю не обойтись без российского участия при запуске своей программы авианосного флота. Альтернативой могло бы стать участие Евросоюза, но для этого ЕС должен снять эмбарго на поставки вооружений в Китай.

Перспективной темой двустороннего военно-технического сотрудничества является оперативно-тактические системы, предназначенные для поражения авианосцев. Это Ту–22М3, оптимизированный для нанесения ударов по корабельным группировкам, подводные лодки проекта 949 (аналоги подлодки «Курск»), то есть охотники за авианосцами. Эти две системы являются достаточно старыми, но, получив их, ВМС НОАК станут гораздо увереннее чувствовать себя перед лицом мощного авианосного флота державы, которая с высокой степенью вероятности вмешается в любой конфликт между материком и Тайванем. Военно-политическое планирование НОАК будет переориентировано на борьбу в океанах. Причем, ясно с кем.

Помимо феноменального коммерческого результата, продажи Китаю Ту–22М3, атомной подводной лодки (АПЛ) проекта 949 и участия в китайской авианосной программе дадут еще и очень интересный военно-политический результат, потому что Соединенные Штаты сразу станут уделять гораздо больше внимания Китаю. США и так постепенно переориентируются в своих военно-политических и военно-технических приоритетах на китайское направление, но этот процесс будет значительно ускорен.

Говорят, что в случае отмены эмбарго ЕС, российский ВПК окажется в сложном положении. Однако отменить эмбарго не так-то просто. США сделают все, чтобы Евросоюз его не отменил. Но, даже если отмена эмбарго состоится, у американцев есть очень широкие возможности давления на Францию, Германию, Италию и Испанию. США поставляют европейским производителям огромное количество комплектующих, причем не только для военных программ, но и для гражданских нужд.

В США имеется проработанное законодательство о наложении санкций, которые могут быть автоматически введены против европейских компаний. Например, когда в июле 2005 Году

США ввели санкции против корпорации «Сухой», наиболее пострадавшими могли оказаться французские компании, которые являются основными производителями двигателей и авионики для гражданских лайнеров «Сухого». А американцы поставляют вычислители для электронной системы управления двигателем и гироскопы для бортового комплекса. Так что бизнес практически всех крупных европейских компаний может пострадать от американских санкций, которые вполне вероятны в случае возобновления ВТС Европы с КНР.

И все же, в случае отмены эмбарго Евросоюза, российские возможности на китайском рынке резко сократятся. Если сейчас на рынке КНР у России только один конкурент – китайский ОПК, то с отменой эмбарго появятся европейские конкуренты. В этом случае ситуация будет напоминать индийскую, где Россия конкурирует с европейскими и израильскими производителями. С другой стороны, приход европейских производителей может простимулировать российских военных смелее подходить к поставкам в Китай и выходить с такими предложениями, как по Су–35. Вот что важно: лучше, если НОАК будет оснащена пусть весьма мощными и современными, но понятными нам российскими системами, чем, скажем, Rafale или Typhoon.

2.3 Научно-техническое сотрудничество в рамках БРИК

Страны БРИК сотрудничают в научно-технической сфере не один десяток лет. Совместные проекты и предприятия, обмен студентами вузов и университетов, конференции и симпозиумы – это далеко не полный перечень всех аспектов взаимодействия.

Но за последнее время объем совместно решаемых задач резко вырос. Во многом этому способствовало создание соответствующей административно-правовой базы. В декабре 1992 г. было подписано "Соглашение между правительствами Китая и России о научно-техническом сотрудничестве" [5]. С 1993 по 1996 г. в рамках этого документа было проведено четыре сессии Подкомиссии по научно-техническому сотрудничеству и согласовано 184 проекта. В феврале 1995 г. Стороны заключили «Соглашение о создании китайско-российского консорциума - Центра науки и высоких технологий [6]. А в октябре 1997 г. в Пекине Подкомиссия утвердила 64 проекта по НТС между соответствующими НИИ и предприятиями двух стран. В рамках этого плана состоялись конференции на темы создания телекоммуникационных сетей и развития инновационной деятельности. В 1998 году Подкомиссия включила 14 новых проектов в программу по китайско-российскому научно-техническому сотрудничеству.

В декабре 1998 г. в Пекине состоялся семинар на тему «Освоение новых и высоких технологий в Китае и России». А в феврале 1999 г. в целях обмена опытом китайская сторона специально открыла для российских специалистов Яньтайскую зону освоения высоких технологий. В июне 1999 г. делегация администрации Яньтая во главе с вице-мэром Чжан Синьцзи совершила деловую поездку в Москву и в Санкт-Петербург и провела презентацию в Министерстве промышленности, науки и технологий РФ.

В настоящее время китайская и российская стороны продолжают успешное взаимодействие в области наукоемких технологий. Председатель КНР Ху Цзиньтао во время переговоров с Президентом РФ Владимиром Путиным высказал предложение о расширении торгово-экономического и научно-технического сотрудничества между Китаем и Россией на принципах равенства и взаимной выгоды. Российская сторона одобрила это предложение. В 2004 году в совместной работе находится более 1000 проектов, которые охватывают почти все направления исследовательской деятельности.

Но в последние годы наметилась еще одна тенденция: помимо реализации крупных проектов, КНР и РФ приступили к формированию опорных пунктов - центров и технопарков, призванных внедрять в производство результаты высокотехнологичных исследований.

В Северо-Восточном Китае начато строительство Центра по изучению и развитию науки и техники. Его открытие намечено на 2005 год.

Новый Центр создает и Шэньянский промышленный институт совместно с Томским политехническим университетом и Сибирским отделением Академии наук России. Это учреждение будет заниматься космическими и авиационными технологиями, биоинженерией и энергетикой. По плану к концу 2004 года при Центре появятся 5 научно-исследовательских институтов, а к декабрю 2005 года их число будет увеличено до 10. Кроме того, китайская сторона готова вложить 1 миллиард юаней в создание в Шэньяне технопарка, который сосредоточит свою деятельность на внедрении российских разработок в производство КНР. В рамках Межправительственного соглашения о развитии взаимовыгодных технических и торгово-экономических отношении по инициативе и под общим патронажем Министерства промышленности, науки и технологий РФ и Министерства науки Китая было продолжено освоение Яньтайской зоны высоких технологий. Там была создана российско-китайская база промышленного использования научных разработок. Целью ее работы является продвижение инновационной продукции на рынки Китая, России и СНГ, а основными формами сотрудничества – создание совместных предприятий. Интересы Базы представляют: в Китае – администрация промышленной зоны Яньтай, а в России – компания ЗАО «Техноконсалт». Яньтай входит в провинцию Шаньдун, одну из самых развитых в экономическом отношении областей страны, и является крупнейшим политическим, экономическим, научным и культурным центром Китая. В нем размещено свыше 1300 различных промышленных предприятий, около 60 научно-исследовательских организаций и 9 вузов. Численность научно-технического персонала в настоящее время составляет более 290 тыс. человек.

Под первую российско-китайскую Базу освоения новых и высоких технологий отведена часть территории уже существующего в Яньтае промышленного парка общей площадью 500 тыс. кв.м. В настоящее время на Базе находятся в разработке более 500 hi-tech проектов из России в таких наукоемких отраслях, как электроника и информатика, биология и фармацевтика. Ускоренными темпами осуществляется строительство основных элементов Базы, а для подготовки кадров в местном университете открыт факультет русского языка.

Совместные проекты ведутся и в Харбинской Зоне освоения и развития, которая также курируется на национальном уровне. Главная задача этой Зоны - развитие высоких технологий в отраслях промышленности, а также содействие экономическому росту провинций и городов с помощью привлечения инноваций и создания благоприятной инвестиционной среды.

Харбинской Зоне уже более 10 лет. Она занимает 34 кв. км, разделена на три централизованных технологических парка и обеспечена всеми удобствами - дорогами, водоснабжением, телекоммуникациями. Предприятия в Зоне Харбина пользуются значительными льготами: им предоставляется административная, финансовая и информационная поддержка. Программа подготовки кадров включает специальное обучение в Китае и за рубежом.

Внутри Харбинской зоны созданы Центр высоких технологий и База-инкубатор новых идей, которые напрямую сотрудничают с Россией. В частности, при их участии был проведен ряд выставок в Москве, Санкт-Петербурге и Ярославле. Так же специалисты из Харбина планируют открыть в Поволжье постоянно действующую экспозицию "Высокие технологии, инновации, инвестиции и высококачественная продукция Китая".

Идут подготовительные работы и по созданию китайско-российского технопарка в Москве, на территории Московского энергетического института. Основным партнером выбран Харбинский политехнический университет, расположенный в провинции Хэйлунцзян. Этот проект должен стать не просто реализацией соглашения между двумя высшими учебными заведениями, но и важным шагом в вопросах укрепления и развития сотрудничества двух государств в области инноваций.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.