Статья 79
…
Коллегия выборщиков избирает Президента Республики большинством голосов членов коллегии выборщиков, участвовавших в голосовании. Если в первом туре ни один из кандидатов не окажется избранным, то в тот же день между двумя кандидатами, получившими наибольшее количество голосов, проводится второй тур голосования.
Президент Эстонии обладает правом отлагательного вето, а также может обратиться в Государственный суд с предложением признать закон неконституционным.
В компетенции Президента и право на издание указов, имеющих силу закона. Реализовать его Президент Республики может только при наличии двух обстоятельств: если Рийгикогу не может собраться на заседание и существует неотложная государственная необходимость решения конкретного вопроса. Такой указ обязательно должен быть скреплен подписями Председателя Государственного Собрания и Премьер-министра. Как только Рийгикогу будет созвано на заседание, Президент обязан представить ему указы. Для указов Президента, наделяемых силой закона, Конституцией установлены и предметные ограничения. Указ не может вводить в действие, изменять или отменять ни Конституцию, ни законы, перечисленные в ст. 104, а также законы, устанавливающие государственные налоги и государственный бюджет[12].
Полномочия Президента прекращаются в связи с:
― добровольной отставкой;
― вступлением в должность вновь избранного президента;
― смертью;
― вступлением в силу обвинительного приговора суда в отношении него;
― стойкой неспособностью исполнять обязанность президента по состоянию здоровья, устанавливаемой Государственный судом.
При неспособность президента исполнять свои обязанности, полномочия президента переходят в председателю Рийгикогу.
Компетенция Президента.
Определяя компетенцию Президента Республики, Конституция приводит детальный перечень из 20 позиций[13].
Президент Республики:
1. представляет Эстонскую Республику в международных сношениях;
2. по предложению Правительства Республики назначает и отзывает дипломатических представителей Эстонской Республики, принимает верительные грамоты дипломатических представителей, аккредитованных в Эстонии;
3. объявляет очередные и внеочередные выборы в Рийгикогу (если вынесенных парламентом на референдум вопрос не получил поддержки избирателей, президента распускает Рийгикогу и назначает новые выборы);
4. созывает Рийгикогу нового состава и открывает его первое заседание;
5. вносит председателю Государственного Собрания предложение созвать внеочередную сессию Государственного Собрания;
6. опубликовывает законы и подписывает ратификационные грамоты;
7. в экстренных случаях издает указы;
8. возбуждает изменение Конституции;
9. назначает кандидата на пост премьер-министра (в случае неутверждения двух предложенных президентом кандидатур, полномочия назначать кандидата в премьер-министры переходят к парламенту);
10. по представлению премьер-министра назначает на должность и освобождает от должности членов правительства;
11. вносит в Рийгикогу предложение о назначении на должность председателя Государственного суда, председателя совета Банка Эстонии, государственного контролера, канцлера юстиции и командующего или главнокомандующего Силами обороны;
12. по предложению совета Банка Эстонии назначает президента Банка Эстонии;
13. по предложению Государственного суда назначает судей;
14. по предложению Правительства Республики и командующего Силами обороны назначает на должность и освобождает от должности командование Силами обороны;
15. награждает государственными наградами, присваивает воинские и дипломатические звания;
16. возглавляет государственную оборону Эстонии;
17. вносит в Рийгикогу предложения о введении военного положения, об объявлении мобилизации и демобилизации и о чрезвычайном положении;
18. в случае агрессии, направленной против Эстонии, объявляет военное положение, мобилизацию и назначает главнокомандующего Силами обороны;
19. в порядке помилования освобождает осужденных по их просьбе от отбывания наказания либо смягчает наказание;
20. возбуждает привлечение к уголовной ответственности канцлера юстиции.
Президенты Эстонии:
― Константин Пятс (Konstantin Päts) 1938—1940
§ Юри Улуотс (Jüri Uluots) 1944—1945 (в изгнании)
§ Аугуст Рей (August Rei) 1945—1963 (в изгнании)
§ Александер Варма (Aleksander Warma) 1963—1971 (в изгнании)
§ Тынис Кинт (Tõnis Kint) 1971—1990 (в изгнании)
§ Хейнрих Марк (Heinrich Mark) 1990—1992 (в изгнании)
― Леннарт Мери (Lennart Georg Meri) 1992—2001
― Арнольд Рюйтель (Arnold Rüütel) 2001—2006
― Тоомас Хендрик Ильвес (Toomas Hedrik Ilves) 2006—[14]
Правительство Эстонии, отвечающее перед парламентом (Riigikogu), реализующее исполнительную власть, формируется по достаточно сложной схеме. Право выдвижения кандидата в Премьер-министры принадлежит Президенту Республики. Однако весь дальнейший процесс подтверждает доминирующую роль парламента в системе отношений трех высших органов государства. Именно парламент может одобрить (или нет) представленную Президентом кандидатуру и одобрить предлагаемые им основы формирования Правительства. Если ни одна из двух последовательно представленных Президентом кандидатур не получила поддержки Государственного Собрания, право выдвижения кандидата в Премьер-министры переходит к парламенту.
Утверждение в должность премьер-министра и отстранение правительства относятся к компетенции парламента. Если парламент выражает недоверие правительству, то правительство может предложить президенту распустить парламент и объявить новые выборы в парламент.
С поражением при формировании Государственным Собранием состава Правительства может быть связана отставка парламента[15].
Статья 89
Государственное Собрание выдвигает кандидата в премьер-министры, который представляет состав правительства Президенту Республики. Если в 14-дневный срок после перехода права выдвижения кандидата в премьер-министры к Государственному Собранию состав правительства не будет представлен Президенту Республики, Президент Республики объявляет внеочередные выборы в Государственное Собрание.
Парламент наделен правом выражения вотума недоверия как Правительству, так и отдельным министрам. Однако у Правительства в арсенале весьма эффективные инструменты противодействия парламенту. Назовем лишь два: Правительство вправе увязать принятие представленного им Государственному Собранию проекта с вотумом доверия[16].
Статья 98
Правительство Республики вправе увязать принятие представленного им Государственному Собранию проекта с вотумом доверия.
Голосование может состояться не раньше чем на третий день после увязки проекта с вотумом доверия. Если проект Государственным Собранием не будет принят, Правительство подает в отставку.
И, второе, при получении вотума недоверия Правительство может обратиться к Президенту с предложением провести досрочные выборы парламента[17].
Статья 97
В случае вотума недоверия Правительству или премьер-министру Президент Республики может в течение трех дней назначить по предложению Правительства внеочередные выборы в Государственное Собрание.
Вопрос о выражении недоверия на том же основании может быть возбужден вновь не ранее чем по прошествии трех месяцев после голосования по предыдущему вотуму недоверия.
Обязанности Правительства Эстонской Республики определены в Конституции следующим образом:
1. осуществляет внутреннюю и внешнюю политику государства;
2. направляет и координирует деятельность правительственных учреждений;
3. организует исполнение законов, постановлений Государственного Собрания и актов Президента Республики;
4. представляет Государственному Собранию проекты законов, а также договоры с иностранными государствами для их ратификации и денонсации;
5. разрабатывает проект государственного бюджета и представляет его Государственному Собранию, организует исполнение государственного бюджета и представляет Государственному Собранию отчет об исполнении бюджета;
6. на основании и во исполнение законов издает постановления и распоряжения;
7. организует сношения с другими государствами;
8. вводит в случае стихийного бедствия, катастрофы или в целях пресечения распространения инфекционной болезни чрезвычайное положение в государстве либо в его части;
9. выполняет иные обязанности, Конституцией и законами отнесенные к ведению Правительства Республики.
Нынешнее коалиционное правительство Эстонии состоит из Реформистской партии (Р, Reformierakond), Союза Отечества и Республики (ОРП, Isamaa ja Res Publika Liit) и Социал-демократической партии (СД, Sotsiaaldemokraatlik Partei). Новое правительство было сформировано в результате очередных выборов Рийгикогу (парламента), которые состоялись 4 марта 2007 г. Президент Тоомас Хендрик Ильвес назначил на пост премьер-министра лидера победившей на выборах Реформистской партии Андруса Ансипа. Андрус Ансип получил также необходимую поддержку депутатов Рийгикогу – 62 голоса из 101 – для формирования нового кабинета.
В нынешнем правительственном кабинете Реформистская партия имеет шесть министров, Союз Отечества и Республики - пять и Социал-демократическая партия - три министра. Министры вступили в должность 5 апреля 2007 г. после того, как они принесли должностную присягу перед Рийгикогу[18].
Премьер-министр
Г-н Андрус Ансип Р
Министр иностранных дел
Г-н Урмас Паэт Р
Министр обороны
Г-н Яак Аавиксоо ОРП
Министр внутренних дел
Г-н Юри Пихль СД
Министр экономики и коммуникации
Г-н Юхан Партс ОРП
Министр социальных дел
Г-жа Марет Марипуу Р
Министр юстиции
Г-н Рейн Ланг Р
Министр финансов
Г-н Ивари Падар СД
Министр сельского хозяйства
Г-н Хелир-Вальдор Сеэдер ОРП
Министр образования и науки
Г-н Тынис Лукас ОРП
Министр культуры
Г-жа Лайне Янес Р
Министр окружающей среды
Г-н Яанус Тамкиви Р
Министр по делам народонаселения
Г-жа Урве Пало СД
Министр по региональным делам
Г-н Валло Реймаа ОРП
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6