Рефераты. Основы конституционного строя стран Восточной Европы (на примере Эстонии)

Статья 79

Коллегия выборщиков избирает Президента Республики большинством голосов членов коллегии выборщиков, участвовавших в голосовании. Если в первом туре ни один из кандидатов не окажется избранным, то в тот же день между двумя кандидатами, получившими наибольшее количество голосов, проводится второй тур голосования.


Президент Эстонии обладает правом отлагательного вето, а также может обратиться в Государственный суд с предложением признать закон неконституционным.

В компетенции Президента и право на издание указов, имеющих силу закона. Реализовать его Президент Республики может только при наличии двух обстоятельств: если Рийгикогу не может собраться на заседание и существует неотложная государственная необходимость решения конкретного вопроса. Такой указ обязательно должен быть скреплен подписями Председателя Государственного Собрания и Премьер-министра. Как только Рийгикогу будет созвано на заседание, Президент обязан представить ему указы. Для указов Президента, наделяемых силой закона, Конституцией установлены и предметные ограничения. Указ не может вводить в действие, изменять или отменять ни Конституцию, ни законы, перечисленные в ст. 104, а также законы, устанавливающие государственные налоги и государственный бюджет[12].

Полномочия Президента прекращаются в связи с:

―   добровольной отставкой;

―   вступлением в должность вновь избранного президента;

―   смертью;

―   вступлением в силу обвинительного приговора суда в отношении него;

―   стойкой неспособностью исполнять обязанность президента по состоянию здоровья, устанавливаемой Государственный судом.

При неспособность президента исполнять свои обязанности, полномочия президента переходят в председателю Рийгикогу.


Компетенция Президента.

Определяя компетенцию Президента Республики, Конституция приводит детальный перечень из 20 позиций[13].

Президент Республики:

1.     представляет Эстонскую Республику в международных сношениях;

2.     по предложению Правительства Республики назначает и отзывает дипломатических представителей Эстонской Республики, принимает верительные грамоты дипломатических представителей, аккредитованных в Эстонии;

3.     объявляет очередные и внеочередные выборы в Рийгикогу (если вынесенных парламентом на референдум вопрос не получил поддержки избирателей, президента распускает Рийгикогу и назначает новые выборы);

4.     созывает Рийгикогу нового состава и открывает его первое заседание;

5.     вносит председателю Государственного Собрания предложение созвать внеочередную сессию Государственного Собрания;

6.     опубликовывает законы и подписывает ратификационные грамоты;

7.     в экстренных случаях издает указы;

8.     возбуждает изменение Конституции;

9.     назначает кандидата на пост премьер-министра (в случае неутверждения двух предложенных президентом кандидатур, полномочия назначать кандидата в премьер-министры переходят к парламенту);

10. по представлению премьер-министра назначает на должность и освобождает от должности членов правительства;

11. вносит в Рийгикогу предложение о назначении на должность председателя Государственного суда, председателя совета Банка Эстонии, государственного контролера, канцлера юстиции и командующего или главнокомандующего Силами обороны;

12. по предложению совета Банка Эстонии назначает президента Банка Эстонии;

13. по предложению Государственного суда назначает судей;

14. по предложению Правительства Республики и командующего Силами обороны назначает на должность и освобождает от должности командование Силами обороны;

15. награждает государственными наградами, присваивает воинские и дипломатические звания;

16. возглавляет государственную оборону Эстонии;

17. вносит в Рийгикогу предложения о введении военного положения, об объявлении мобилизации и демобилизации и о чрезвычайном положении;

18. в случае агрессии, направленной против Эстонии, объявляет военное положение, мобилизацию и назначает главнокомандующего Силами обороны;

19. в порядке помилования освобождает осужденных по их просьбе от отбывания наказания либо смягчает наказание;

20. возбуждает привлечение к уголовной ответственности канцлера юстиции.


Президенты Эстонии:

―   Константин Пятс (Konstantin Päts) 1938—1940

§        Юри Улуотс (Jüri Uluots) 1944—1945 (в изгнании)

§        Аугуст Рей (August Rei) 1945—1963 (в изгнании)

§        Александер Варма (Aleksander Warma) 1963—1971 (в изгнании)

§        Тынис Кинт (Tõnis Kint) 1971—1990 (в изгнании)

§        Хейнрих Марк (Heinrich Mark) 1990—1992 (в изгнании)

―   Леннарт Мери (Lennart Georg Meri) 1992—2001

―   Арнольд Рюйтель (Arnold Rüütel) 2001—2006

―   Тоомас Хендрик Ильвес (Toomas Hedrik Ilves) 2006—[14]



Правительство Эстонской Республики.

Правительство Эстонии, отвечающее перед парламентом (Riigikogu), реализующее исполнительную власть, формируется по достаточно сложной схеме. Право выдвижения кандидата в Премьер-министры принадлежит Президенту Республики. Однако весь дальнейший процесс подтверждает доминирующую роль парламента в системе отношений трех высших органов государства. Именно парламент может одобрить (или нет) представленную Президентом кандидатуру и одобрить предлагаемые им основы формирования Правительства. Если ни одна из двух последовательно представленных Президентом кандидатур не получила поддержки Государственного Собрания, право выдвижения кандидата в Премьер-министры переходит к парламенту.

Утверждение в должность премьер-министра и отстранение правительства относятся к компетенции парламента. Если парламент выражает недоверие правительству, то правительство может предложить президенту распустить парламент и объявить новые выборы в парламент.

С поражением при формировании Государственным Собранием состава Правительства может быть связана отставка парламента[15].


Статья 89

Государственное Собрание выдвигает кандидата в премьер-министры, который представляет состав правительства Президенту Республики. Если в 14-дневный срок после перехода права выдвижения кандидата в премьер-министры к Государственному Собранию состав правительства не будет представлен Президенту Республики, Президент Республики объявляет внеочередные выборы в Государственное Собрание.


Парламент наделен правом выражения вотума недоверия как Правительству, так и отдельным министрам. Однако у Правительства в арсенале весьма эффективные инструменты противодействия парламенту. Назовем лишь два: Правительство вправе увязать принятие представленного им Государственному Собранию проекта с вотумом доверия[16].


Статья 98

Правительство Республики вправе увязать принятие представленного им Государственному Собранию проекта с вотумом доверия.

Голосование может состояться не раньше чем на третий день после увязки проекта с вотумом доверия. Если проект Государственным Собранием не будет принят, Правительство подает в отставку.


И, второе, при получении вотума недоверия Правительство может обратиться к Президенту с предложением провести досрочные выборы парламента[17].


Статья 97

В случае вотума недоверия Правительству или премьер-министру Президент Республики может в течение трех дней назначить по предложению Правительства внеочередные выборы в Государственное Собрание.

Вопрос о выражении недоверия на том же основании может быть возбужден вновь не ранее чем по прошествии трех месяцев после голосования по предыдущему вотуму недоверия.


Обязанности Правительства Эстонской Республики определены в Конституции следующим образом:

1.     осуществляет внутреннюю и внешнюю политику государства; 

2.     направляет и координирует деятельность правительственных учреждений; 

3.     организует исполнение законов, постановлений Государственного Собрания и актов Президента Республики; 

4.     представляет Государственному Собранию проекты законов, а также договоры с иностранными государствами для их ратификации и денонсации; 

5.     разрабатывает проект государственного бюджета и представляет его Государственному Собранию, организует исполнение государственного бюджета и представляет Государственному Собранию отчет об исполнении бюджета; 

6.     на основании и во исполнение законов издает постановления и распоряжения; 

7.     организует сношения с другими государствами; 

8.     вводит в случае стихийного бедствия, катастрофы или в целях пресечения распространения инфекционной болезни чрезвычайное положение в государстве либо в его части; 

9.     выполняет иные обязанности, Конституцией и законами отнесенные к ведению Правительства Республики.

Нынешнее коалиционное правительство Эстонии состоит из Реформистской партии (Р, Reformierakond), Союза Отечества и Республики (ОРП, Isamaa ja Res Publika Liit) и Социал-демократической партии (СД, Sotsiaaldemokraatlik Partei). Новое правительство было сформировано в результате очередных выборов Рийгикогу (парламента), которые состоялись 4 марта 2007 г. Президент Тоомас Хендрик Ильвес назначил на пост премьер-министра лидера победившей на выборах Реформистской партии Андруса Ансипа. Андрус Ансип получил также необходимую поддержку депутатов Рийгикогу – 62 голоса из 101 – для формирования нового кабинета.


В нынешнем правительственном кабинете Реформистская партия имеет шесть министров, Союз Отечества и Республики - пять и Социал-демократическая партия - три министра. Министры вступили в должность 5 апреля 2007 г. после того, как они принесли должностную присягу перед Рийгикогу[18].


Премьер-министр

Г-н Андрус Ансип              Р

Министр иностранных дел

Г-н Урмас Паэт                  Р

Министр обороны

Г-н Яак Аавиксоо               ОРП

Министр внутренних дел

Г-н Юри Пихль                  СД

Министр экономики и коммуникации

Г-н Юхан Партс                 ОРП

Министр социальных дел

Г-жа Марет Марипуу                   Р

Министр юстиции

Г-н Рейн Ланг                     Р

Министр финансов

Г-н Ивари Падар                СД

Министр сельского хозяйства

Г-н Хелир-Вальдор Сеэдер         ОРП

Министр образования и науки

Г-н Тынис Лукас                ОРП

Министр культуры

Г-жа Лайне Янес                Р

Министр окружающей среды

Г-н Яанус Тамкиви            Р

Министр по делам народонаселения

Г-жа Урве Пало                  СД

Министр по региональным делам

Г-н Валло Реймаа               ОРП

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.