Партия Res Publica (эст. erakond Res Publica) — консервативно-националистическая политическая партия в Эстонии. Зарегистрирована в качестве партии 8 декабря 2001 года. Политическая организация Res Publica была заложена в начале 1989 года и существовало в виде общества молодых консерваторов в течение 1990-х. Партия является коллективным членом Европейской Народной Партии.
Лидером партии является Таави Вескимяги, бывший министр финансов. Прежний председатель Юхан Партс был также премьер-министром (с 10 апреля 2003 по 23 марта 2005). Res Publica имеет самую большую фракцию в Рийгикогу — 28 мест из 101. В настоящее время находится в оппозиции.
4 апреля 2006 года представители Res Publica и «Союза Отечества» приняли решение о слиянии двух партий. Было решено, что результатом этого слияния, которое должно случиться после одобрения съездами обеих политических сил, станет новая партия, которая будет называться «Союз Отечества и Res Publica» (эст. «Isamaa ja Res Publica Liit») (первоначально имя новой партии должно было быть «За Эстонию» (эст. Erakond Eesti Eest))[6].
Народный Союз Эстонии (эст. Eestimaa Rahvaliit) — политическая партия в Эстонии, председателем которой является Виллу Рейльян. Четвёртая по величине партия в Рийгикогу, имеющая 16 из 101 мест; с 2003 года — член правящей коалиции. Это самая большая партия Эстонии, имеющая 9284 члена. На парламентских выборах 2003 года партия получила 63463 голоса, что составило 13 % от общего числа голосов и получила 13 мандатов из 101.
Партия была основана 29 сентября 1994 года в Таллине под названием Эстонская Партия Селян (Eesti Maarahva Erakond, EME). 18 октября 1999 года партия получила нынешнее название. 10 июня 2000 года произошло слияние Народного Союза с Эстонским Союзом земли (Eesti Maaliit, EML) и Эстонской Партией Пенсионеров и Семей (Eesti Pensionäride ja Perede Erakond, EPPE), в результате чего партия стала самой большой в Эстонии. Последующее слияние с Партией Новая Эстония (Erakond Uus Eesti) в 2003 ещё больше увеличило число членов партии.
Народный Союз Эстонии это аграрная партия с тенденцией к популизму; вопреки официально провозглашаемому национализму партия объединяет в основном бывших председателей колхозов, деятелей Коммунистической партии и современных хуторян. Так как многие рассматривают Союз в качестве сельской партии, ему довольно трудно найти поддержку среди городского населения. Однако, несколько последних лет внесли некоторые изменения в такое положение вещей. Представительство Народного Союза в городах выросло и он начал работу по привлечению русскоговорящего меньшинства. В 2005 году в Народном Союзе была основана русская фракция.
На европейском уровне Народный Союз является членом Союза за Европу Наций, но в Европейском парламенте не представлен.
Первым председателем партии был Арнольд Рюйтель, занимавший позднее пост президента Эстонской Республики. Виллу Рейльян стал председателем партии 10 июня 2000 года.
Союз входил в правящую коалицию с 1995 по 1999 год и затем с 2003 года по сей день. С 2003 по 2005 год они образовывали правительство вместе с Партией Реформ и Res Publica. После вотума недоверия, вынесенного правительству премьер-министра Юхана Партса и последовавшей за ним отставки, была образована новая коалиция, в которой партию Res Publica сменила Центристская Партия.
На местных выборах 16 октября 2005 года Народный Союз увеличил своё представительство в Таллине, Тарту, Пярну и Вильянди.
Молодёжная организация Народного Союза называется Молодёжь Народного Союза (Rahvaliidu Noored). Официальный печатный орган партии называется Вестник Народного Союза Эстонии (ERL Teataja)[7].
И́самаалийт (эст. Isamaaliit, «Союз Отечества») — консервативно-националистическая политическая партия в Эстонии. 4 апреля 2006 года представители Исамаалийт и Res Publica приняли решение о слиянии обеих партий. Утверждённое поначалу название объединённой партии За Эстонию (эст. Erakond Eesti Eest) было отвергнуто и новая партия будет называться просто Союз Отечества и Res Publica (эст. Isamaa ja Res Publica Liit).
Согласно установкам партии, её программа базируется на христианской демократии и на позитивном, современном Национализме. Партия Исамаалийт стояла за большей частью реформ, проведённых в Эстонии в начале 1990-х.
Партия была основана 2 декабря 1995 года в результате слияния Партии Национальной Независимости Эстонии (эст. ERSP, Eesti Rahvusliku Sõltumatuse Partei) и Национальной Коалиционной Партии «Отечество» (эст. Rahvuslik Koonderakond «Isamaa»). Большая часть основателей партии была диссидентами при Советской власти и принимала активное участие в движении за восстановление национальной независимости в конце 1980-х - начале 1990-х. Национальная Коалиционная Партия «Отечество» была основана в сентябре 1992 года, после объединения четырёх избирательных союзов:
§ Христианско-Демократическая Партия (Kristlik-demokraatlik Erakond)
§ Христианско-Демократический Союз (Kristlik-Demokraatlik Liit)
§ Консервативная Народная Партия (Konservatiivne Rahvaerakond),
§ Республиканская Коалиционная Партия (Vabariiklaste Koonderakond),
три последних образовали в 1994 году Национальную Коалиционную Партию «Отечество», Либерально-Демократическая Партия (Liberaaldemokraatlik Partei)), принимавшая участие в избирательном союзе, в объединение не вошла.
Тойво Юргенсон (эст. Toivo Jürgenson) был избран первым председателем партии и оставался на этом посту до 1998 года, когда стал министром транспорта и связи.
Март Лаар, историк, бывший председатель Национального Альянса «Отечество» и премьер-министр Эстонии с 1992 по 1994, был избран новым председателем партии 24 октября 1998 года.
Парламентские выборы 1999 года были удачными для партии и принесли ей 18 мест. Лидер партии, Март Лаар вновь стал премьер-министром. Коалиционное правительство оставалось у власти до 28 января 2002 года.
Партия Исамаалийт является коллективным членом Европейской Народной Партии, известной также под аббревиатурой EPP, имеет одно место в Европейском Парламенте, которое занимает Тунне Келам, председатель партии с 7 декабря 2002 по 16 апреля 2005.
На парламентских выборах 2003 года партия получила 7 мест в Рийгикогу (парламент) и находится с тех пор в оппозиции. Председателем партии в настоящий момент является Тынис Лукас (эст. Tõnis Lukas), избранный на этот пост 16 апреля 2005. Историк Аймар Альтосаар, бывший генеральным секретарём партии с 1996 по 1999, был вновь избран на этот пост в 2005 году.
Официальная газета партии с названием «Трибуна» (эст. «Tribüün») издаётся с 2001 года.
На местных выборах осенью 2005 года Исамаалийт заключила 6 июля 2005 союз с Объединением Хуторян (эст. Põllumeeste Kogu) и Эстонской Демократической Партией (эст. Eesti Demokraatlik Partei) 12 июля 2005 года. Местные выборы 16 октября 2005 года показали растущую поддержку партии. Представительство в Таллинском Городском Собрании выросло с 0 до 7 мест, а в Тарту осталось на прежнем уровне — 9 мест.
Левая партия Эстонии (эст. Eesti Vasakpartei) — партия социалистического толка в Эстонии. Создана в 1990 сторонниками независимости в рядах Коммунистической партии Эстонии. Председатель — Сирье Кингсепп. Состоит в объединении «Европейские левые» с момента основания ЕЛ. В 2003 потеряла представительство в парламенте, набрав 0,4% голосов (Тийт Тоомсалу избирался его депутатом в 1999 от ОНПЭ, набравшей тогда 6,1%). На выборах Европарламента в 2004 ЛПЭ набрала 0,5% голосов, на парламентских выборах в 2007 — 0,1%.
§ 1990—1992 — Коммунистическая партия Эстонии
§ 1992—1998 — Демократическая партия труда Эстонии
§ 1998—2004 — Социал-демократическая партия труда Эстонии
§ с 2004 — Левая партия Эстонии[8]
Русская партия Эстонии (эст. Vene erakond Eestis) — политическая партия в Эстонии, ориентирующаяся на защиту интересов русского меньшинства. Участник Федерации Русских партий Европы. Основана в 1993 как Русский Национальный Союз, видит себя преемницей одноименной организации, существовавшей в 1920—1940. Нынешнее название — с 1994. Представлена в ряде самоуправлений; представительство в парламенте утрачено. В 2003 и 2007 на выборах Рийгикогу получила по 0,2% голосов. Председатель — Станислав Черепанов[9].
Место Президента в государственном механизме.
Президент Республики не входит в систему исполнительной власти государства. Его полномочия традиционны для главы государства в парламентарной республике.
При внимательном изучении можно достаточно четко проследить несколько направлений: представительство государства, организация работы парламента, вопросы обороны и безопасности, а также формирование государственных органов и назначение (или смещение) определенных должностных лиц.
Президент избирается сроком на пять лет. Конституция ограничивает возможность исполнения этих обязанностей двумя сроками подряд.
Процедура избрания Президента имеет в Эстонии определенные особенности. Рассмотрим вначале те критерии, которые Конституция устанавливает для кандидатов на пост Президента. Только гражданин Эстонии по рождению после достижения 40 лет может баллотироваться на пост Президента. Кандидат в Президенты выдвигается депутатами Государственного Собрания (не менее 1/5 от их числа).
Выборы Президента проводятся членами парламента тайным голосованием. Каждый член Государственного Собрания имеет один голос. Избранным считается кандидат, за которого проголосовало большинство в две трети состава Государственного Собрания.
Если же ни один из кандидатов не набирает необходимого большинства, на следующий день проводится второй тур. Особенностью предусмотренной процедуры можно назвать обязательное новое выдвижение кандидатов. Если второй тур не определит победителя, в тот же день между двумя кандидатами, получившими наибольшее число голосов, проводится третий тур.
Но если и третий тур не дает результата, Конституция предусматривает изменение порядка избрания Президента. В избирательную процедуру вводится новый орган — Коллегия выборщиков. Она созывается Председателем Государственного Собрания в месячный срок после негативного результата выборов в парламенте. К Коллегии и переходит право избрания главы государства[10].
Коллегия выборщиков состоит из членов Государственного Собрания и представителей советов местных самоуправлений. Каждый Совет местного самоуправления избирает в Коллегию выборщиков не менее одного представителя, обладающего эстонским гражданством.
Подобный механизм формирования Коллегии выборщиков стал причиной пристального интереса представителей парламентских фракций и иных политических сил к местным выборам. Победа той или иной политической партии при формировании Совета местного самоуправления может быть залогом представительства ее интересов на президентских выборах.
Рийгикогу представляет Коллегии выборщиков двух кандидатов на президентский пост, набравших наибольшее число голосов в Государственном Собрании. Право выдвижения кандидата на пост Президента имеют также по крайней мере 21 член Коллегии выборщиков. Коллегия избирает Президента большинством голосов членов Коллегии выборщиков, участвовавших в голосовании. Допускается проведение второго тура (в тот же день) между двумя кандидатами, получившими наибольшее количество голосов в первом туре[11].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6