Вопрос 44. Континентальный шельф в международном морском праве
Континентальный шельф - естественное продолжение сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или до 200 миль, если границы подводной окраины материка не достигают этого предела. Шельф включает дно и недра.
Прибрежное государство осуществляет над шельфом суверенные права в отношении разведки и разработки природных ресурсов, а именно, минеральных ресурсов дна и недр, а также живых организмов, относящихся к «сидячим видам». Однако государство не распространяет в данном случае свой суверенитет на водное и воздушное пространство над континентальным шельфом. Все государства также вправе прокладывать подводные кабели на «чужом» континентальном шельфе. Разграничение континентального шельфа между прибрежными государствами производится на основе взаимных соглашений.
Морское дно и его недра являются общим достоянием человечества и открыты для экономического и научного использования государств.
Континентальный шельф и морское дно являются демилитаризованной зоной.
Вопрос 45. Основные положения международного космического права
Международное космическое право (МКП)- совокупность норм, определяющих статус космического пространства, включая небесные тела, и также регулирующих деятельность государств по освоению космоса. Предмет регулирования, объекты и субъекты. которые распространяется не только на деятельность государств в самом космическом пространстве, включая небесные тела, но и на их деятельность на Земле и в воздушном пространстве Земли в связи с развитием и освоением космоса.
Начало формирования МКП было положено запуском первого искусственного спутника Земли СССР в 1957 г., однако днем рождения МКП можно считать дату вступления в силу Договора по космосу - 10 октября 1967 года, когда была окончательно признана применимость принципов МП к МКП.
Одним из основных принципов является принцип равноправия государств. Применительно к космической деятельности этот принцип означает равенство прав всех государств как в осуществление космической деятельности , так и в решении вопросов правового и политического характера , возникающих в связи с ее осуществлением . Принципе равноправия нашел отражение в Договоре по Космосу , в преамбуле которого говориться о том , что исследование и использование космического пространства должны быть направлены на благо всех народов , независимо от степени их экономического или научного развития , а в самом договоре устанавливается , что космическое пространство открыто для исследования и использования всеми государствами без какой бы то ни было дискриминации на основе равенства и в соответствии с МП, при свободном доступе во все районы небесных тел.
Принцип запрещения применения силы и угрозы силой в международных отношениях также распространяется на космическую деятельность государств и возникающие в этой связи взаимоотношения между ними. Это означает, что космическая деятельность должна осуществляться всеми государствами так, чтобы при этом не подвергались угрозе международный мир и безопасность, а все споры по всем касающимся освоения космоса вопросам должны решаться мирным путем.
Процесс нормообразования в МКП имеет две особенности. Первой особенностью является то, что он протекает в основном в рамках ООН. Вторая характерная особенность заключается в том, что в большинстве случаев принятие норм либо предшествует практике либо происходит одновременно с ней, а не следует за практикой, как это имеет место в других отраслях МП.
Основная роль в процессе образования норм МКП принадлежит международному договору. В Договоре по космосу 1967 года нашли свое закрепление лишь главные, основные принципы и нормы МКП. Также к договорным источникам МКП относятся различные соглашения о сотрудничестве государств в освоении космоса. Эти соглашения специального характера основываются на общих для МКП принципах и нормах, закрепленных в Договоре по космосу и указанных соглашениях общего характера.
Другой вид источников - обычай. Несмотря на сравнительно молодой возраст космического права, в нем есть уже правовые принципы, сформировавшиеся в качестве обычая. Это 2 основополагающих принципа свободы исследования и использования космического пространства и небесных тел.
Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН носят рекомендательный характер, однако, принятые единогласно, они выражают согласованные позиции государств относительно определенного образа действий, придерживаться которого желательно для международного сообщества в целом.
Вопрос 46. Основные положения международного воздушного права
Международное воздушное право - совокупность правовых принципов и норм, регулирующих международные полеты и иные виды использования воздушного пространства.
В своем развитии международное воздушное право прошло три этапа:
Первый - (начало XX века - начало I мировой войны) -появление разнообразного количества теорий и взглядов. обосновывающих правовое отношение государств к воздушному пространству и полетам в нем. В те годы была широко распространена «теория свободы воздуха» - государства не распространяют свой суверенитет на воздушное пространство. Однако с 1911 г. государства начали применять теорию государственного суверенитета над воздушным пространством.
Второй - (период между мировыми войнами) - для него характерны:
Юридическое закрепление принципа полного и исключительного государственного суверенитета над воздушным пространством
Превращение авиации в самостоятельный вид транспорта и быстрое развитие международных воздушных отношений.
В 1919 г. была подписана Парижская конвенция о воздушных передвижениях - закрепила принцип суверенитета государств над воздушным пространством.
Третий - (начался в период второй мировой войны и длиться до наших дней) - разработка унифицированных на международной основе летно-технических норм, позволяющих единообразно понимать и применять аэронавигационные правила и способствовать безопасности полетов.
В 1944 г. воздушное пространство над открытым морем была подписана Чикагская конвенция о гражданской авиации - установила принципы международного воздушного права, учредила Международную организацию гражданской авиации (ИКАО) .
Кроме того, в систему источников международного воздушного права можно включить различные двусторонние и многосторонние -международные договоры.
Отраслевые принципы международного воздушного права .
Основными принципами международного воздушного права
Принцип государственного суверенитета над воздушным пространством.
Принцип свободы полетов в международном воздушном пространстве, в том числе над открытом морем.
Согласно Женевской конвенции об открытом море 1958 г., принцип свободы открытого моря наряду с другими свободами содержит и свободу полетов над ними. Это означает, что воздушные суда всех государств, как прибрежных, так и не прибрежных, вправе свободно летать в воздушном пространстве над открытым морем. При полете над открытым морем воздушное судно должно иметь национальные знаки отличия и регистрационный номер не более чем одного государства.
Принцип соблюдения безопасности международных полетов (Монреальская конвенция о борьбе с незаконными актами против безопасности гражданской авиации 1971 г.)
В международном воздушном праве насчитывают «пять свобод воздуха»:
1. Право выполнять транзитные беспосадочные полеты через территорию иностранного государства;
2. Право совершать на иностранной территории посадки с некоммерческими целями (т.е. без права высаживать или брать на борт пассажиров, грузы и почту);
3. Право привозить на иностранную территорию пассажиров, грузов и почту, взятые на борту флага судна;
4. Право увозить с иностранной территории пассажиров, грузов и почту, следующих в страну флага судна;
5. Право провозить на иностранную территорию пассажиров, грузов и почту, взятых на борт в любой третьей стране, и увозить их с этой территории в любую третью страну.
Вопрос 47. Вопросы гражданства в международном праве
Гражданство – устойчивая правовая связь физического лица с определенным государством, выраженная в обладании взаимными правами и обязанностями.
Гражданство:
юридическое значение – совокупность правовых связей между индивидом и государством и указывает при этом на принадлежность лица к определенному государству (типичный и прочный вид фактической связи – постоянное проживание на территории государства)
социальное значение – определяет принадлежность лица к обществу и участие в его жизни
Гражданство определяет правовое положение личности как внутри страны, так и за ее пределами в международном общении.
С одной стороны гражданство – основание на получение защиты со стороны своего государства, с другой – оно выступает в качестве инструмента защиты прав и интересов государства.
Гражданство, как субъективное право лица – наличие у индивидуума конституционных прав, свобод и обязанностей, установленных каждым конкретным государством.
Способы приобретения гражданства:
-по рождению (филиация):-принцип «права крови»;
-принцип «права почвы».в порядке натурализации:
-по заявлению;
-в силу правопреемства государств;
-на основе закона (правовое следствие усыновления, установление опеки, признание отцовства, поступление на военную или государственную службу);
-на основании международных договоров (в связи с образованием новых государств в результате объединения двух или нескольких государств в одно или разделения одного государства и образование нескольких):
-при заключении соглашений о репатриации;
-при переходе части территории от одного государства к другому (цессия), а также при обмене отдельных участков территории между сопредельными государствами;
-при добровольном выборе гражданства (оптация) и автоматическом его изменении (трансферт);
-при территориальных изменениях.
Утрата гражданства: -экспатриация, т.е. выход из гражданства по собственному желанию: -свободная; -разрешительная – на основе принятого решения компетентного государственного органа по заявлению заинтересованного лица.
денатурализация, т.е. принудительное лишение гражданства натурализованных лиц государством
на основании положений международного договора
при отмене гражданства в случае натурализации, в связи со вступлением в брак, усыновлением и т.д.
Автоматическая утрата гражданства, - как правило, лицо, получившее новое гражданство, утрачивает прежнее (доктрина свободы экспатриации)
Двойное гражданство (бипатризм) – правовое положение лица, свидетельствующее о том, что оно являет-ся гражданином двух или более государств в соответствии с их законом.
Возникает:
при территориальном изменении
при миграции населения
в случае коллизии при применении законов о приобретении гражданства
в результате смешанных браков и при усыновлении
при натурализации, если лицо, приобретающее гражданство другой страны, не теряет своего прежнего гражданства.
Двойное гражданство порождается коллизиями законов и государств и разрешается силу общего принципа: двойное гражданство недопустимо, если оно не изложено в договор между государствами, гражданином которых лицо является одновременно.
Бипатрид - лицо с двойным гражданством.
Последствия
a) Последствия, связанные с оказанием дипломатической зашиты лицам с двойным гражданством
b) Последствия, связанные с военной службой лиц с двойным гражданством.
Документы, регулирующее вопросы двойного гражданства:
Гаагская конвенция о некоторых вопросах, относящихся к коллизии законов о гражданстве, 1930 г .
Стратсбургская конвенция о множественном гражданстве 1963
Существует два вида договоров по вопросам Двойного гражданства:
Договоры об установлении двойного гражданства, либо по вопросам урегулирования последствий коллизий по вопросам гражданства.
Договоры о недопущении двойного гражданства и об устранении причин коллизий по вопросам гражданства.
Безгражданство (апатризм) – правовое положение лица, когда оно не состоит в гражданстве какого-либо государства.
одно государство лишает лицо гражданства и не предоставляет ему возможность сразу приобрести гражданство другого государства
при утере гражданства, если данное лицо добровольно вышло из гражданства своего государства и не приобрело гражданства другого государства
при изменении гражданства женщины по причине вступления в брак, когда в соответствии с законодательством страны ее гражданства она при вступлении в брак с иностранцем автоматически теряет прежнее гражданство
в определенных случаях вследствие территориальных изменений.
Безгражданство бывает
Абсолютным - безгражданство лица с момента его рождения
Относительным - безгражданство, наступившее в результате утраты гражданства.
Лица без гражданства (апатриды) подчиняются законодательству страны проживания. Апатриды находятся под защитой ООН. Безгражданство правовая аномалия и государства с ней борются.
Правовой режим лиц без гражданства сходен с правовым режимом иностранцев.
Вопросы безгражданства регулируются:
Конвенцией о статусе апатридов1954 г.
«Конвенцией о сокращении безгражданства 1961 г. Политическое убежище, его виды. Международные последствия предоставления политического убежища
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16