Рефераты. Основные положения международного публичного права

В качестве источника консульского права сохраняет свое значение и обычай. Венская конвенция 1963 года исходит из того, что нормы международного обычного права продолжают регулировать вопросы, не предусмотренные ее положениями.

Для применения норм консульского права имеют значение также международные решения, такие как резолюции Генеральной Ассамблеи ООН по вопросу об эффективных мерах «по усилению защиты безопасности и охраны дипломатических и консульских представительств», а также соответствующие решения Международного Суда, в частности по такому, например, делу, как захват в качестве заложников дипломатического и консульского персонала США в Иране в 1979 году. В этом решении, вынесенном в 1980 году, Суд установил, что Иран нарушил во многих отношениях нормы международного права и обязательства по отношению к США, несет за это международную ответственность и обязан возместить причиненный Соединенным Штатам ущерб.


Вопрос 32. Состав и функции дипломатического представительства


В современных условиях двусторонняя дипломатия осуществляется в основном через дипломатические представительства или через специальные миссии. Обмен дипломатическими представительствами может осуществляться на разных уровнях. Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года делит глав представительств на три класса: а) класс послов и нунциев (так называются представители Ватикана), аккредитуемых при главах государств; б) класс посланников, министров и интернунциев, аккредитуемых при главах государств; в) класс поверенных в делах, аккредитуемых при министрах иностранных дел. Класс, к которому должны принадлежать главы Дипломатических представительств, определяется соглашением между государствами. Никаких различий между главами представительств вследствие принадлежности их к своему классу иначе как в отношении старшинства не проводится.

Дипломатические представительства функционируют на постоянной основе.

Структура дипломатических представительств разных стран различна и определяется собственными традициями и спецификой отношений со страной пребывания. Однако обычно посольства имеют следующие отделы: политический, экономический, печати, культурных связей, консульский, военный атташе, а также канцелярию.

Сотрудники дипломатического представительства подразделяются на три категории: дипломатический, административно-технический и обслуживающий персонал. Дипломатический персонал состоит из сотрудников представительства, имеющих дипломатический ранг; административно-технический — из сотрудников, занятых административной и технической работой в представительстве; обслуживающий персонал выполняет работу по уборке помещений представительства, содействует удовлетворению бытовых нужд сотрудников и т.д.

По Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года (ст. 11) государство пребывания имеет право предложить, чтобы численность персонала представительства аккредитующего государства сохранялась в пределах, которые государство пребывания считает разумными и нормальными, учитывая внутреннее положение этого государства и потребности представительства. В этой связи СССР при ратификации Конвенции сделал оговорку о том, что в случае возникновения разногласий о численности персонала дипломатического представительства этот вопрос должен решаться по договоренности между аккредитующим государством и государством пребывания. Вопрос о рангах дипломатических сотрудников регулируется внутренним правом каждого государства. Почти во всех странах сотрудники дипломатических представительств (как и в центральном аппарате) имеют ранг атташе, третьего секретаря, второго секретаря, первого секретаря, советника, посланника, посла. Эти ранги, как правило, соответствуют должностям в зарубежном представительстве с тем же названием. Кроме этого существует ряд градаций этих рангов (например, советник второго класса, советник первого класса).

К главным функциям дипломатического представительства относятся: представительство аккредитующего государства в государстве пребывания; защита в государстве пребывания интересов аккредитующего государства и его граждан («дипломатическая защита»); ведение переговоров с правительством государства пребывания; выяснение всеми законными средствами событий и условий в государстве пребывания и сообщение о них правительству аккредитующего государства; поощрение дружественных отношений между аккредитующим государством и государством пребывания и развитие их экономических, культурных и научных взаимоотношений; осуществление консульских функций.

Вопрос 33. Привилегии и иммунитеты дипломатических представительств и их сотрудников


Под иммунитетом (от латинского immunitas — независимость, неподверженность) понимаются изъятия из-под юрисдикции государства пребывания; под привилегиями — особые правовые преимущества.

В соответствии с Венской конвенцией о дипломатических сношениях привилегии и иммунитеты предоставляются не для выгод отдельных лиц, а для обеспечения эффективного осуществления функций дипломатических представительств как органов, представляющих государства.

Помещения представительств, их архивы, документы, официальная корреспонденция неприкосновенны. Власти государства пребывания не могут вступить в эти помещения иначе, как с согласия главы представительства, и обязаны принимать все надлежащие меры для их защиты от всякого вторжения или нанесения ущерба. Они пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции и исполнительных действий. Аналогичным иммунитетом пользуются их средства передвижения.

Дипломатическая почта не подлежит ни вскрытию, ни задержанию. Разумеется, дипломатическая почта должна содержать только дипломатические документы и предметы, предназначенные для официального пользования, и все, что составляет дипломатическую почту, должно иметь внешние видимые знаки.

Аккредитующее государство и глава представительства должны освобождаться от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин в отношении помещений представительства, собственных или наемных, кроме таких налогов, сборов и пошлин, которые представляют собой плату за конкретные виды обслуживания. Ввозимые в страну пребывания предметы, предназначенные для официального пользования представительства, также освобождаются от всех таможенных пошлин, налогов и связанных с этим сборов, за исключением сборов за хранение, перевозку и подобного рода услуги.

Вознаграждения и сборы, взимаемые представительством при выполнении своих официальных обязанностей, освобождаются от всех налогов, сборов и пошлин.

Представительству и его главе принадлежит право пользоваться флагом и эмблемой аккредитующего государства на помещениях представительства, включая резиденцию главы представительства, а также на его средствах передвижения.

Что касается иммунитетов и привилегий сотрудников представительства, то по Венской конвенции о дипломатических сношениях их объем различен для членов дипломатического персонала, административно-технического персонала и обслуживающего персонала представительства.

Члены дипломатического персонала представительства пользуются привилегиями и иммунитетом в полном объеме. Личность дипломатического агента неприкосновенна. Он не подлежит аресту или задержанию в какой бы то ни было форме. Государство пребывания обязано относиться к нему с должным уважением и принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на его личную свободу или достоинство.

Дипломатический агент пользуется иммунитетом от уголовной, а также, с некоторыми изъятиями, от гражданской и административной юрисдикции. Он не обязан давать показания в качестве свидетеля и в отношении него не могут в принципе приниматься никакие исполнительные меры. Только аккредитующее государство может отказаться от иммунитета от юрисдикции дипломатических агентов. Частная резиденция дипломатического агента пользуется той же неприкосновенностью и защитой, что и помещения представительства. Дипломатический агент освобождается от всех налогов, сборов и пошлин, личных и имущественных, государственных, районных и муниципальных (за некоторыми исключениями, например: косвенных налогов, сборов и налогов на частное недвижимое имущество, сборов и налогов на частный доход, сборов за конкретные виды обслуживания), от всех трудовых и государственных повинностей. От всех таможенных пошлин, налогов и связанных с этим сборов, за исключением сборов за хранение, перевозку и подобного рода услуги, освобождаются ввозимые в страну пребывания предметы, предназначенные для личного пользования дипломатического агента и членов его семьи. Личный багаж дипломатического агента освобождается от досмотра, если нет серьезных оснований предполагать, что он содержит предметы, на которые не распространяются предусмотренные конвенцией изъятия, причем такой досмотр может производиться только в присутствии дипломатического агента или его уполномоченного представителя.

Всеми этими привилегиями пользуются и члены семьи дипломатического агента, живущие вместе с ним.

Дипломатический агент, который является гражданином государства пребывания или постоянно в нем проживает, пользуется лишь иммунитетом от юрисдикции и неприкосновенностью в отношении официальных действий, совершенных им при выполнении своих функций.

Привилегии и иммунитеты административно-технического и обслуживающего персонала представительства уже. Иммунитет административно-технического персонала от гражданской и административной юрисдикции государства пребывания не распространяется на действия, совершенные ими не при исполнении своих обязанностей. Члены обслуживающего персонала представительства, если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно, пользуются иммунитетом в отношении действий, совершенных ими при исполнении своих обязанностей, и освобождаются от налогов, сборов и пошлин на заработок, получаемый ими

по своей службе. Домашние работники сотрудников представительства, если они не являются гражданами государства пребывания и не проживают в нем постоянно, освобождаются от налогов, пошлин на заработок, получаемый ими по службе. В других отношениях они могут пользоваться привилегиями и иммунитетами только в той мере, в какой это допускает государство пребывания.

Вопрос 34. Консульские функции


Сущность консульских функций состоит в защите прав и интересов находящихся в консульском округе граждан государства, назначившего консула.

Одна из предусмотренных Венской конвенцией 1961 года функций дипломатического представительства состоит в защите в государстве пребывания интересов аккредитующего государства и его граждан в пределах, допускаемых международным правом. Формула Венской конвенции 1963 года, характеризующая функции консульств, в основном аналогична. Аналогичны и общие формулы, относящиеся к функции содействия развитию экономических, торговых, культурных и научных связей между государствами, а также функции, касающейся информирования консульством своего государства. Все это не означает, однако, что тем самым нивелируется различие между посольствами и консульствами. Консульства, в отличие от посольств, не обладают функцией общеполитического представительства; их полномочия не охватывают всю сферу отношений между государствами. Консульства не ведут переговоры с правительством государства пребывания, не подписывают соглашения и, как правило, не осуществляют контакты с центральными властями. Прерогативы консульств действуют лишь в пределах консульского округа.

Характеризуя консульские функции более конкретно, необходимо иметь в виду, что защита прав и интересов граждан государства, назначившего консула, оказание им содействия составляют не только существо всего комплекса консульской деятельности, но и вместе с тем конкретную специфическую функцию консульств. Они призваны защищать их права и охраняемые законами интересы, а при необходимости принимать меры к восстановлению нарушенных прав.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.