Рефераты. Основные положения международного публичного права

Основные положения международного публичного права

Вопрос 1. Понятие и сущность современного международного права


Международное право — особая правовая система, существующая параллельно с системами национального права различных государств.

На каждом этапе развития международных отношений международное право отражает их особенности, является производным от международных отношений во всем их разнообразии. Являясь надстроечной категорией, оно как бы вырастает над экономическими, политическими, военными и другими международными отношениями и затем активно воздействует на все эти отношения, способствуя развитию одних и тормозя другие.

На каждом историческом этапе международное право отражает объективные факторы общественного развития, а не чью-либо субъективную волю. Вместе с тем нельзя отрицать роль политиков, дипломатов, ученых-юристов в формировании принципов и норм международного права. Отдельные личности могут выступать катализаторами в деле развития международного права, но они ничего не могут сделать, если общественные международные отношения еще не созрели для формулирования новых правил поведения на международной арене.

Главной особенностью международного права является то, что оно регулирует исключительно межвластные отношения между государствами. Национальные правовые системы регулируют отношения между различными властными структурами государства, между этими структурами и физическими и юридическими лицами, действующими под юрисдикцией данного государства. Международное право действует только в отношениях между государствами как таковыми. Здесь задействован древнеримский постулат — par in parem non habet imperium (равный над равным власти не имеет). Другой особенностью системы международного права является отсутствие в ней какого-либо надгосударственного аппарата принуждения к соблюдению правовых предписаний. Отдельные исключения из этого правила возникают лишь в XX веке (например, в форме санкций по решениям Совета Безопасности ООН). Государства добровольно соблюдают нормы международного права, исходя из заинтересованности в их соблюдении также своими партнерами по международным отношениям.

Международное право имеет согласительную природу. !Если в национальных системах права органы государства наделены функцией создания нормативных предписаний поведения субъектов права (субординационный характер внутригосударственного права), то в системе международного права нормативные предписания поведения государств не могут возникнуть иначе как в результате добровольного согласия между самими субъектами международных отношений (согласительный характер).

Международное право выполняет в международных отношениях координирующую функцию. Иначе говоря, в нормах международного права отражаются общеприемлемые для государств стандарты поведения в различных областях взаимоотношений (например, правила использования радиочастотного спектра, позволяющие избегать взаимных помех при использовании электросвязи).

Регулирующая функция международного права проявляется в установлении государствами четких правил поведения в соответствующих областях взаимодействия. Без таких правил было бы невозможно совместное существование и общение государств (например, порядок установления и прекращения дипломатических отношений).

Обеспечительная функция международного права выражается в принятии норм, побуждающих государства соблюдать международные обязательства (например, положения о международной ответственности за нарушения международного права или механизмы контроля за соблюдением договоров).

Охранительная функция международного права призвана защищать законные права и интересы государства (например, право на законную самооборону, создание оборонительных военных союзов, запрещение ряда видов оружия и т.п.).


Вопрос 2. Понятие и виды источников международного права


Термин «источники права» употребляется в двух значениях — материальном и формальном. Под материальными источниками понимаются условия жизни международного сообщества, то есть международные отношения. Формальные источники права это те формы, в которых находят свое выражение нормы права. Только формальные источники права являются юридической категорией и составляют предмет изучения.

Не существует общепризнанного правового акта, которым устанавливался бы перечень источников международного права и давалось их определение. Как уже указывалось, нормами международного права являются договорные и обычные нормы. Они находят свое выражение, соответственно, в договорах и обычаях, то есть источниками международного права являются договоры и обычаи. С этих позиций следует подходить и к распространенной точке зрения, что в ст. 38 Статута Международного Суда ООН содержится перечень источников международного права. Статья 38 гласит: «Суд, который обязан решать переданные ему споры на основании международного права, применяет:

a)  международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами;

b)  международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы;

c)   общие принципы права, признанные цивилизованными на циями;

d)  с оговоркой, указанной в ст. 59, судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм».

Под общими международными конвенциями понимаются договоры, в которых участвуют или могут участвовать все государства. В этих конвенциях содержатся нормы общего международного права.

К специальным относятся договоры с ограниченным числом участников, для которых обязательны положения этих договоров.

Квалификация правила поведения в качестве обычной нормы (обычая) является сложным вопросом. В отличие от договорных норм, обычай не оформляется каким-либо актом в письменном виде. Потому для установления существования обычая используются вспомогательные средства, упомянутые в п. 1 d ст. 38 Статута Международного Суда ООН: судебные решения и доктрины. Кроме того, как свидетельствует международная практика, в этих целях используются решения международных организаций и конференций и односторонние акты и действия государств.

К судебным решениям, которые являются вспомогательным средством, относятся решения Международного Суда ООН, других международных судебных и арбитражных органов. Передавая спор в Международный Суд ООН или другие международные судебные органы, государства нередко просят установить наличие обычной нормы, обязательной для спорящих сторон.

Международный Суд ООН в своей практике не ограничивался констатацией существования обычаев, но давал более или менее четкие формулировки. В качестве примера можно назвать решение Международного Суда ООН по англо-норвежскому спору о рыболовстве 1951 года, содержащее, в частности, определение обычной нормы, в соответствии с которой прибрежные государства могли в качестве исходной линии для отсчета ширины территориальных вод применять и прямые линии.

В некоторых случаях судебные решения могут положить начало формированию обычной нормы международного права.

В прошлом труды выдающихся ученых в области международного права часто рассматривались в качестве источников международного права. В настоящее время также нельзя недооценивать значение доктрины международного права, которая в некоторых случаях способствует уяснению отдельных международно-правовых положений, а также международно-правовых позиций государств. В частности, спорящие стороны в своих документах, представляемых в международные судебные органы, используют иногда мнения специалистов по различным вопросам международного права.

Вспомогательными средствами для определения существования обычая являются и односторонние действия и акты государств как Доказательства признания того или иного правила поведения в качестве обычая. К таким односторонним действиям и актам относятся внутренние законодательные и другие акты. Международные судебные органы для подтверждения существования обычной нормы нередко прибегают к ссылкам на национальное законодательство.

3. Понятие международного договора. Источники права международных договоров

Право международных договоров – совокупность правовых норм, нарушающих отношения государств и других субъектов международного права по поводу заключения, действия и прекращения международных договоров.

Субъектами права международных договоров является субъекты международного права.

Источники:

Гаванская конвенция о договорах 1928 года (носила региональный характер)

Венская конвенция о праве международных договоров - 1969 года, вступила в силу в 1980 году

Конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 года, не вступила в силу

Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 года, вступила в силу в 1996 году

нормы национального права, устанавливающие внутригосударственный порядок заключение и обеспечение выполнения международных договоров.

Международный договор – регулируемое международным соглашение, заключенное государствами и другими субъектами международного права в письменной форме, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном из двух или более связанных между собой документах, а также независимо от конкретного наименования.

Классификация:

по кругу участников

двусторонние

многосторонние:

•универсальные (общие) – могут участвовать все субъекты международного права

•с ограниченным числом участников – региональные или партикулярные

по объекту регулирования:

по политическим вопросам

по экономическим вопросам

по правовым вопросам

по вопросам транспорта, связи и т.д.

кроме того:

закрытые (двусторонние договоры)

открытые (конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, долгов, архивов).

Объект международного договора определяется по его наименованию или исходя из содержания общих положении.

Сторонами международного договора могут быть только субъекты международного права.

Форма международного договора - как правило письменная, хотя Венская конвенция о праве международных договоров признает и устную форму.

Структура международного договора:

1. Состав участников договора

2. Права и обязанности сторон

3.Порядок ратификации и денонсации договоров

4.Условия действия договора

5. Оговорки в международном договоре

6. Порядок толкования международного договора.

Наименование международного договора

Пакт - военно-политический договор

Соглашение - межправительственный договор по экономическим вопросам.

Конвенция - договор по техническим ( процессуальным ) вопросам.

Картель - договор о выдаче преступников и по военнопленным.

Конкордат - договор, заключенный с Ватиканом.

Заключению договора предшествует договорная инициатива, т.е. предложение какого-либо государства или же группы государств или международной организации заключить международный договор с одновременным представлением текста договора.

Договоры от имени государств или международных организаций заключают специально уполномоченные на то лица, которым выдается для этого документ (полномочия).

Стадии

1. Согласование воль государств и других субъектов МП относительно содержания и текста международного договора, а также определенных просил поведения участников. Эта стадия осуществляется либо путем предоставления предложений по дипломатическим каналам, либо на международных конференциях.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.