Рефераты. "Международное Частное Право". Вопросы к экзамену по МЧП

51. Особый механизм рассмотрения меж­дународных коммерческих споров, который получил название «меж­дународный коммерческий арбитраж». Созданный в соответствии с волей сторон, арбитраж изымает спор, возникший между ними, по вопросам толкования и исполнения договора, из компетенции национальных судов общей и специальной юрисдикции. Спор рассматривается независимыми арбитрами, избранными сторона­ми на основании их профессиональных качеств в целях вынесе­ния окончательного и обязательного для сторон решения. Термин «международный коммерческий арбитраж» использует­ся, во-первых, для обозначения в целом механизма рассмотрения коммерческих споров; во-вторых, для обозначения органа (орга­низации), созданного для рассмотрения таких споров; в-третьих, для обозначения конкретного состава арбитров (либо единолич­ного арбитра), рассматривающего конкретный спор. В последних двух случаях часто используют дополнительный термин «арбит­ражный (третейский) суд». Термины «арбитражный суд» и «тре­тейский суд» равнозначны. Обычно необходимость указания на то, что арбитражный суд является третейским судом, возникает в тех государствах, где существуют арбитражные суды, входящие в единую государствен­ную судебную систему. Например, в России согласно Федераль­ному конституционному закону «О судебной системе Российской Федерации» в судебную систему входят Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбит­ражных судов (ст. 3). Эти суды созданы главным образом для разрешения споров между хозяйственными организациями внутри страны. Поэтому дополнительное указание «третейский суд» долж­но подчеркнуть негосударственную природу международного коммер­ческого арбитража. С учетом изложенных замечаний названные термины используются как равнозначные. Международный коммерческий арбитраж следует отличать от механизма рассмотрения хозяйственных споров между государст­вами, предусмотренного нормами международного (публичного) права, например в рамках Международного суда ООН, Постоян­ной палаты третейского суда и пр. В отличие от международ­но-правовых институтов, рассматривающих межгосударственные споры, международный коммерческий арбитраж это механизм рассмотрения коммерческих (хозяйственных) споров между частны­ми лицами (физическими и юридическими), т. е. частноправовых споров. Стороной спора может быть и государство, но спор по своему содержанию является частноправовым и второй стороной спора является физическое или юридическое лицо. Таким образом, международный коммерческий арбитраж —это механизм (организация, орган) по рассмотрению международных коммерческих споров. В соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом РФ 1995 г. арбитражный суд рассматривает не только «внутрен­ние» экономические споры, но и споры с участием иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, меж­дународных организаций, иностранных граждан (п. 6 ст. 22)'. Этот подход сохранился в новом Арбитражном процессуальном кодексе от 24 июля 2002 г. (п. 5 ст. 27)2.



52.Роль международного права в разрешении международных коммерческих споров проявляется в трех направлениях: а) унифи­кация процедурных норм в целях обеспечения единообразия в процедуре рассмотрения международных коммерческих споров в арбитражах разных государств; б) создание международно-пра­вовой основы для признания и принудительного исполнения ре­шений арбитража одного государства на территории других; в) создание и определение правовых основ деятельности специа­лизированных международных центров по рассмотрению опреде­ленных видов коммерческих споров. Унификации правил арбитражного разбирательства международ­ное сообщество уделяет значительное внимание. Существует ряд международных актов в этой области. Они отличаются и по со­держанию, и по юридической силе, и по способу применения. Многие из них были подготовлены в рамках ООН. Прежде всего отметим Европейскую конвенцию о внешнеторговом арбитраже 1961 г. Она была разработана под эгидой Экономической комис­сии ООН для Европы, принята в Женеве 21 апреля 1961 г. и вступила в силу 7 января 1964 г. Конвенция вышла за регио­нальные рамки в результате присоединения неевропейских госу­дарств. Россия участвует в ней с 1962 г.1 Конвенция содержит правила, определяющие порядок форми­рования арбитража, рассмотрения дела, вынесения решений, а также условия и последствия признания арбитражного решения недействительным. Конвенция применима как к арбитражу процессу, так и к «постоянным арбитражным органам» при условии, что стороны, передающие свой спор на арбитражное разбиратель­ство, имеют местонахождение на территории разных договари­вающихся государств (ст.  1). Несколько важных правил для международного коммерческого арбитража закреплено в Конвенции: 1) при рассмотрении дела ар­битрами могут быть не только граждане страны, где спор рассмат­ривается, но и иностранные граждане (ст. 3); 2) предусмотрено право юридических лиц, которые по своему национальному закону относятся к «юридическим лицам публичного права», также пере­давать свои споры на арбитражное разбирательство. По националь­ным законам юридические лица публичного права часто такой возможности лишены и могут обращаться лишь в государственные суды (ст. 2); 3) установлен принцип неограниченной автономии воли сторон по выбору применимого права; если стороны право не выбрали, то арбитраж выбирает право в соответствии с колли­зионными нормами, которые арбитры сочтут применимыми; нако­нец, арбитры могут по договоренности между сторонами вынести решение в качестве «дружеских посредников» (ст. 7).


53.Основными центрами рассмотрения международных коммер­ческих споров в России являются Международный коммерческий арбитражный суд (МКАС) и Морская арбитражная комиссия (МАК) при Торгово-промышленной палате РФ. Они действуют на основании Закона о международном коммерческом арбитраже от 7 июля 1993 г.1 Его положения применяются также к арбитра­жу аё Ьос, если место арбитража находится на территории Рос­сийской Федерации (ст.  1 Закона). Закон был подготовлен на основе Типового закона о между­народном коммерческом арбитраже 1985 г. и с учетом положений международных договоров по арбитражу, в которых участвует Рос­сия. Благодаря этому предусмотренная Законом модель арбитража соответствует международным стандартам и отвечает существен­ным особенностям и тенденциям рассмотрения международных коммерческих споров на современном этапе. Статья 247 АПК устанавливает компетенцию арбитражных су­дов по делам с участием иностранных лиц достаточно жест­ко—при помощи определенного перечня критериев. Так, арбит­ражные суды рассматривают дела, если: 1) ответчик находится или проживает на территории РФ либо его имущество находится на территории РФ; 2) филиал или представительство иностранно­го лица находится на территории РФ; 3) иск вытекает из догово­ра, по которому исполнение должно иметь место на территории РФ; 4) действие или иное обстоятельство, послужившее основа­нием для предъявления требования о возмещении вреда, имело место на территории РФ; 5) иск вытекает из неосновательного обогащения, имевшего место на территории РФ; 6) истец нахо­дится на территории РФ по делу о защите деловой репутации и в некоторых других случаях. Международные коммерческие споры могут также рассматри­ваться третейскими судами, созданными в соответствии с Времен­ным положением о третейском суде для разрешения экономиче­ских споров от 24 июня 1992 г., но которые начиная с 27 июля 2002 г. действуют и создаются на основании Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации» от 24 июля 2002 г.



54.. В двусторонних международных договорах о поощрении и взаимной защите инвестиций, действующих для России, предусматриваются специальные положе­ния о рассмотрении в арбитражном порядке так на­зываемых инвестиционных споров, под которыми пони­маются споры между инвесторами и государствами, в которых сделаны инвестиции. В эту категорию входят споры, относящиеся к размеру и порядку выплаты ком­пенсации, подлежащей выплате в качестве возмещения за ущерб, причиненный инвестициям в результате какого-либо вооруженного конфликта, введения чрезвычайного положения или гражданских беспорядков (ст. 4 согла­шения с Великобританией, п. 5 ст. 4 соглашения с ФРГ). 2. В договорах предусмотрена возможность до обра­щения к арбитражу полюбовного рассмотрения спора сторонами. 3. Установлено, в каком арбитраже (третейском суде) будут рассматриваться возможные споры. В ст. 8 соглашения с Великобританией говорится об арбитраже: арбитражном институте Торговой палаты в Стокгольме, международном арбитре или арбитражном суде ad hoc, назначаемом по специальной договоренности или созда­ваемом в соответствии с Арбитражным регламентом Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ). 4. В договорах предусмотрен порядок рассмотрения спора в третейском суде. В ст. 8 соглашения со Швейцарией предусмотрено, что третейский суд сам установит свои правила процеду­ры, если стороны в споре не договорятся об ином. В соглашении предусмотрен также порядок несения расходов по арбитражу. 5. Стремясь обеспечить на многосторонней основе гарантии интересов инвесторов, западные государства предложили заключить Конвенцию о рассмотрении спо­ров по инвестициям между государствами и лицами других государств. Вашингтонская конвенция была под­писана 18 марта 1965 г. и вступила в силу 14 октября 1966 г. Участницами конвенции в 1992 году были 106 стран, кроме того, еще 50 стран подписали, но не ратифи­цировали ее. Участницей конвенции является и Россия. Она предусматривает правила примирительной и арби­тражной процедур разрешения споров, а также создание Международного центра по разрешению инвестиционных споров при Международном банке реконструкции и раз­вития. Целью конвенции является изъятие из юрисдик­ции национальных органов стран-участниц инвестицион­ных споров, что обеспечивает защиту частного капитала иностранных государств в этих странах. Правила Вашингтонской конвенции предусматривают универсальный механизм арбитражного рассмотрения инвестиционных споров, оговорена возможность прими­рительной процедуры.


55.Сторона, в пользу которой вынесено арбитражное решение, заинтересована в возможности обратить взы­скание на имущество ответчика, находящееся часто за пределами того государства, где вынесено решение. Признание иностранных арбитражных соглашений и приведение в исполнение иностранных арбитражных решений урегулированы многосторонней конвенцией, принятой в Нью-Йорке в 1958 году. Конвенция дейст­вует для РФ, Беларуси, Украины, Латвии и др. В ней участвуют 84 государства. В конвенции предусматривается признание письмен­ных соглашений, по которым стороны договорились пе­редать в арбитраж спор по конкретному делу. Суды государств-участников обязуются, если к ним поступает дело, по которому его стороны заключили арбитраж­ное соглашение, направить его в арбитраж. Согласно российскому законодательству, арбитраж­ное решение, независимо от того, в какой стране оно было вынесено, признается обязательным и при подаче в компетентный суд письменного ходатайства приводится в исполнение (ст. 35 Закона о международном коммер­ческом арбитраже 1993 г.). Согласно ст. 36 этого Закона, в определенных строго ограниченных случаях может быть отказано в призна­нии или приведении в исполнение арбитражного решения (недействительность арбитражного соглашения, недее­способность стороны в таком соглашении, неуведомле­ние стороны о назначении арбитра и об арбитражном разбирательстве и ряд других). Вместе с тем каждое договаривающееся государство обязалось признавать арбитражные решения и приво­дить их в исполнение на своей территории в соответ­ствии со своими процессуальными нормами. В конвенции также указываются случаи, когда может быть отказано в признании и приведении в исполнение арбитражного решения. Большую сложность на практике вызывает решение вопроса 'о так называемых мерах по предварительному обеспечению иска, по де­лам, подлежащим рассмотрению в международном ком­мерческом арбитраже. Согласно Закону о международном коммерческом арбитраже, если стороны не договорились об ином, третейский суд может по просьбе любой стороны распо­рядиться о принятии какой-либо стороной таких обеспе­чительных мер в отношении предмета спора, которые он считает необходимыми. Сторона может обратиться и в обычный суд до или во время арбитражного разбирательства с просьбой о принятии мер по обеспечению иска. Закон о международном коммерческом арбитраже ис­ходит из того, что обращение в суд и вынесение судом определения о принятии таких мер не являются несов­местимыми с арбитражным соглашением.





Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.