51. Особый механизм рассмотрения
международных коммерческих споров, который получил название «международный
коммерческий арбитраж». Созданный в соответствии с волей сторон, арбитраж
изымает спор, возникший между ними, по вопросам толкования и исполнения
договора, из компетенции национальных судов общей и специальной юрисдикции.
Спор рассматривается независимыми арбитрами, избранными сторонами на
основании их профессиональных качеств в целях вынесения окончательного и
обязательного для сторон решения. Термин «международный коммерческий
арбитраж» используется, во-первых, для обозначения в целом механизма
рассмотрения коммерческих споров; во-вторых, для обозначения органа (организации),
созданного для рассмотрения таких споров; в-третьих, для обозначения
конкретного состава арбитров (либо единоличного арбитра), рассматривающего
конкретный спор. В последних двух случаях часто используют дополнительный
термин «арбитражный (третейский) суд». Термины «арбитражный суд» и «третейский
суд» равнозначны. Обычно необходимость указания на то, что арбитражный суд
является третейским судом, возникает в тех государствах, где существуют
арбитражные суды, входящие в единую государственную судебную систему.
Например, в России согласно Федеральному конституционному закону «О судебной
системе Российской Федерации» в судебную систему входят Высший Арбитражный
Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ,
составляющие систему федеральных арбитражных судов (ст. 3). Эти суды созданы
главным образом для разрешения споров между хозяйственными организациями
внутри страны. Поэтому дополнительное указание «третейский суд» должно
подчеркнуть негосударственную природу международного коммерческого
арбитража. С учетом изложенных замечаний названные термины используются
как равнозначные. Международный коммерческий арбитраж следует отличать от
механизма рассмотрения хозяйственных споров между государствами,
предусмотренного нормами международного (публичного) права, например в рамках
Международного суда ООН, Постоянной палаты третейского суда и пр. В отличие
от международно-правовых институтов, рассматривающих межгосударственные
споры, международный коммерческий арбитраж — это механизм
рассмотрения коммерческих (хозяйственных) споров между частными лицами
(физическими и юридическими), т. е. частноправовых споров. Стороной спора
может быть и государство, но спор по своему содержанию является
частноправовым и второй стороной спора является физическое или юридическое
лицо. Таким образом, международный коммерческий арбитраж —это механизм
(организация, орган) по рассмотрению международных коммерческих споров. В
соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом РФ 1995 г. арбитражный суд
рассматривает не только «внутренние» экономические споры, но и споры с
участием иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями,
международных организаций, иностранных граждан (п. 6 ст. 22)'. Этот подход
сохранился в новом Арбитражном процессуальном кодексе от 24 июля 2002 г. (п.
5 ст. 27)2.
52.Роль международного права в разрешении
международных коммерческих споров проявляется в трех направлениях: а) унификация
процедурных норм в целях обеспечения единообразия в процедуре рассмотрения
международных коммерческих споров в арбитражах разных государств; б) создание
международно-правовой основы для признания и принудительного исполнения решений
арбитража одного государства на территории других; в) создание и определение
правовых основ деятельности специализированных международных центров по
рассмотрению определенных видов коммерческих споров. Унификации правил
арбитражного разбирательства международное сообщество уделяет значительное
внимание. Существует ряд международных актов в этой области. Они
отличаются и по содержанию, и по юридической силе, и по способу применения.
Многие из них были подготовлены в рамках ООН. Прежде всего отметим
Европейскую конвенцию о внешнеторговом арбитраже 1961 г. Она была разработана
под эгидой Экономической комиссии ООН для Европы, принята в Женеве 21 апреля
1961 г. и вступила в силу 7 января 1964 г. Конвенция вышла за региональные
рамки в результате присоединения неевропейских государств. Россия участвует
в ней с 1962 г.1 Конвенция содержит правила, определяющие порядок
формирования арбитража, рассмотрения дела, вынесения решений, а также
условия и последствия признания арбитражного решения недействительным.
Конвенция применима как к арбитражу процессу, так и к «постоянным
арбитражным органам» при условии, что стороны, передающие свой спор на арбитражное
разбирательство, имеют местонахождение на территории разных договаривающихся
государств (ст. 1). Несколько важных правил для международного коммерческого
арбитража закреплено в Конвенции: 1) при рассмотрении дела арбитрами могут
быть не только граждане страны, где спор рассматривается, но и иностранные
граждане (ст. 3); 2) предусмотрено право юридических лиц, которые по своему
национальному закону относятся к «юридическим лицам публичного права», также
передавать свои споры на арбитражное разбирательство. По национальным
законам юридические лица публичного права часто такой возможности лишены и
могут обращаться лишь в государственные суды (ст. 2); 3) установлен принцип
неограниченной автономии воли сторон по выбору применимого права; если стороны
право не выбрали, то арбитраж выбирает право в соответствии с коллизионными
нормами, которые арбитры сочтут применимыми; наконец, арбитры могут по
договоренности между сторонами вынести решение в качестве «дружеских
посредников» (ст. 7).
|
53.Основными центрами рассмотрения
международных коммерческих споров в России являются Международный
коммерческий арбитражный суд (МКАС) и Морская арбитражная комиссия (МАК) при
Торгово-промышленной палате РФ. Они действуют на основании Закона о
международном коммерческом арбитраже от 7 июля 1993 г.1 Его
положения применяются также к арбитражу аё Ьос, если место арбитража
находится на территории Российской Федерации (ст. 1 Закона). Закон был
подготовлен на основе Типового закона о международном коммерческом арбитраже
1985 г. и с учетом положений международных договоров по арбитражу, в которых
участвует Россия. Благодаря этому предусмотренная Законом модель арбитража
соответствует международным стандартам и отвечает существенным особенностям
и тенденциям рассмотрения международных коммерческих споров на современном
этапе. Статья 247 АПК устанавливает компетенцию арбитражных судов по делам с
участием иностранных лиц достаточно жестко—при помощи определенного перечня
критериев. Так, арбитражные суды рассматривают дела, если: 1) ответчик
находится или проживает на территории РФ либо его имущество находится на
территории РФ; 2) филиал или представительство иностранного лица находится
на территории РФ; 3) иск вытекает из договора, по которому исполнение должно
иметь место на территории РФ; 4) действие или иное обстоятельство,
послужившее основанием для предъявления требования о возмещении вреда, имело
место на территории РФ; 5) иск вытекает из неосновательного обогащения,
имевшего место на территории РФ; 6) истец находится на территории РФ по делу
о защите деловой репутации и в некоторых других случаях. Международные
коммерческие споры могут также рассматриваться третейскими судами,
созданными в соответствии с Временным положением о третейском суде для
разрешения экономических споров от 24 июня 1992 г., но которые начиная с 27
июля 2002 г. действуют и создаются на основании Федерального закона «О
третейских судах в Российской Федерации» от 24 июля 2002 г.
54.. В двусторонних международных
договорах о поощрении и взаимной защите инвестиций, действующих для России,
предусматриваются специальные положения о рассмотрении в арбитражном порядке
так называемых инвестиционных споров, под которыми понимаются споры между
инвесторами и государствами, в которых сделаны инвестиции. В эту категорию
входят споры, относящиеся к размеру и порядку выплаты компенсации,
подлежащей выплате в качестве возмещения за ущерб, причиненный инвестициям в
результате какого-либо вооруженного конфликта, введения чрезвычайного
положения или гражданских беспорядков (ст. 4 соглашения с Великобританией,
п. 5 ст. 4 соглашения с ФРГ). 2. В договорах предусмотрена возможность до
обращения к арбитражу полюбовного рассмотрения спора сторонами. 3.
Установлено, в каком арбитраже (третейском суде) будут рассматриваться
возможные споры. В ст. 8 соглашения с Великобританией говорится об арбитраже:
арбитражном институте Торговой палаты в Стокгольме, международном арбитре или
арбитражном суде ad hoc, назначаемом по специальной
договоренности или создаваемом в соответствии с Арбитражным регламентом
Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ). 4. В договорах
предусмотрен порядок рассмотрения спора в третейском суде. В ст. 8 соглашения
со Швейцарией предусмотрено, что третейский суд сам установит свои правила
процедуры, если стороны в споре не договорятся об ином. В соглашении
предусмотрен также порядок несения расходов по арбитражу. 5. Стремясь
обеспечить на многосторонней основе гарантии интересов инвесторов, западные
государства предложили заключить Конвенцию о рассмотрении споров по
инвестициям между государствами и лицами других государств. Вашингтонская
конвенция была подписана 18 марта 1965 г. и вступила в силу 14 октября 1966
г. Участницами конвенции в 1992 году были 106 стран, кроме того, еще 50 стран
подписали, но не ратифицировали ее. Участницей конвенции является и Россия.
Она предусматривает правила примирительной и арбитражной процедур разрешения
споров, а также создание Международного центра по разрешению инвестиционных
споров при Международном банке реконструкции и развития. Целью конвенции
является изъятие из юрисдикции национальных органов стран-участниц
инвестиционных споров, что обеспечивает защиту частного капитала иностранных
государств в этих странах. Правила Вашингтонской конвенции предусматривают
универсальный механизм арбитражного рассмотрения инвестиционных споров,
оговорена возможность примирительной процедуры.
|
55.Сторона, в
пользу которой вынесено арбитражное решение, заинтересована в возможности
обратить взыскание на имущество ответчика, находящееся часто за пределами
того государства, где вынесено решение. Признание иностранных арбитражных
соглашений и приведение в исполнение иностранных арбитражных решений
урегулированы многосторонней конвенцией, принятой в Нью-Йорке в 1958 году.
Конвенция действует для РФ, Беларуси, Украины, Латвии и др. В ней
участвуют 84 государства. В конвенции предусматривается признание письменных
соглашений, по которым стороны договорились передать в арбитраж спор по
конкретному делу. Суды государств-участников обязуются, если к ним поступает
дело, по которому его стороны заключили арбитражное соглашение, направить
его в арбитраж. Согласно российскому законодательству, арбитражное решение,
независимо от того, в какой стране оно было вынесено, признается обязательным
и при подаче в компетентный суд письменного ходатайства приводится в
исполнение (ст. 35 Закона о международном коммерческом арбитраже 1993 г.).
Согласно ст. 36 этого Закона, в определенных строго ограниченных случаях может
быть отказано в признании или приведении в исполнение арбитражного решения
(недействительность арбитражного соглашения, недееспособность стороны в
таком соглашении, неуведомление стороны о назначении арбитра и об
арбитражном разбирательстве и ряд других). Вместе с тем каждое
договаривающееся государство обязалось признавать арбитражные решения и приводить
их в исполнение на своей территории в соответствии со своими процессуальными
нормами. В конвенции также указываются случаи, когда может быть отказано в
признании и приведении в исполнение арбитражного решения. Большую сложность
на практике вызывает решение вопроса 'о так называемых мерах по
предварительному обеспечению иска, по делам, подлежащим рассмотрению в
международном коммерческом арбитраже. Согласно Закону о международном
коммерческом арбитраже, если стороны не договорились об ином, третейский суд
может по просьбе любой стороны распорядиться о принятии какой-либо стороной
таких обеспечительных мер в отношении предмета спора, которые он считает
необходимыми. Сторона может обратиться и в обычный суд до или во время
арбитражного разбирательства с просьбой о принятии мер по обеспечению иска.
Закон о международном коммерческом арбитраже исходит из того, что обращение
в суд и вынесение судом определения о принятии таких мер не являются несовместимыми
с арбитражным соглашением.
|
|