Рефераты. "Международное Частное Право". Вопросы к экзамену по МЧП

12. Нормами международного частного права регулируются имущественные, личные неимущественные, семейные, трудовые и процессуальные права иностранцев. Иностранец подчиняется как бы двум правопорядкам отечественному и государства, в котором он находится В этой двойственности — своеобразие правового положения иностранца. Положение иностранцев определяется прежде всего Конституцией РФ. Согласно Конституции РФ, женщины и мужчины имеют в РФ равные права и свободы. Действующий в нашей стране принцип равноправия женщины и муж­чины полностью распространяется и на иностранцев. Женщине-иностранке предоставляются в РФ равные пра­ва с мужчиной-иностранцем. Согласно ст. 160 Основ гражданского законода­тельства, иностранные граждане пользуются в РФ граж­данской правоспособностью наравне с нашими гражда­нами. Приведенное положение закона закрепляет пре­доставление иностранцам национального режима (см. гл. 3). В силу этого иностранцы пользуются в РФ, как правило, такой же гражданской правоспособностью, как и российские граждане. Иностранные граждане, принятые в российские учеб­ные заведения, имеют права и несут обязанности уча­щихся и студентов в соответствии с российским зако­нодательством.Для работающих в РФ иностранцев, которые окон­чили высшие учебные заведения за границей, имеет боль­шое значение признание действия их дипломов в РФ. Правила по этим вопросам содержатся в соглашениях о признании эквивалентности дипломов. В РФ лица, окончившие высшие учебные заведения за границей, при наличии у них соответствующего документа в под­линнике считаются имеющими высшее образование на­равне с лицами, окончившими высшие учебные заведения на территории РФ. Документы об окончании высших учебных заведений, полученные за границей, имеют юридическую силу в РФ и не подлежат обмену на дипло­мы установленного в РФ образца.



13.При оценке право­вого положения юридического лица в конкретном государстве служит критерий, по которому лицо в вышеуказанном смысле от­носят к какой-либо категории —к «своим», т. е. принадлежащим к данной стране, или «чужим» — т. е. другому государству. Важ­ным фактором для уточнения гражданско-правового статуса ино­странных юридических лиц в международном частном праве яв­ляется то обстоятельство, что на них воздействуют по крайней мере две регулирующие системы — система национального права государства, считающегося для данного юридического лица «сво­им», и государства, на территории которого оно действует или предполагает действовать (территориальный закон). Представления личного закона, использовавшиеся в отношении физических лиц, в свое время были перенесены и на юридическую фикцию — юридических лиц, вследствие чего к ним по аналогии продолжали применяться понятия «национальность» и «оседлость». Категория «национальность» применительно к юридическим лицам является условной, неточной, поскольку она не может иметь ис­ходного содержания — т. е. особой правовой связи лица с государ­ством, выражаемой в институте гражданства, — но используемой в определенной мере лишь в целях удобства, краткости, обиходно­го употребления, и в юридическом отношении не может рассмат­риваться как надлежащая для целей обращения к ней при характе­ристике юридических лиц. В том же, что касается понятий, правомерно и юридически точно употребляемых применительно к иностранным юридиче­ским лицам, то к ним прежде всего следует отнести категорию «личного статута» юридического лица. Легально в собственном качестве категория личного статута юридического лица закрепле­на в особой статье модельного гражданского кодекса, разработан­ного в рамках стран СНГ, — «Закон юридического лица», а также в разд. «Международное частное право» ГК РФ и аналогичных разделах кодексов стран Содружества, основанных на модели (Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Узбекистана и др.). Категория личного статута чрезвычайно важна для юридиче­ского лица, поскольку, как было подчеркнуто, именно он отвеча­ет на главный вопрос: является ли данное лицо юридическим, т. е. обладает ли волей, относительно независимой от воли лиц, объединяющихся в нем, иными словами, самостоятельным субъ­ектом права? Таким образом, каждое иностранное юридическое лицо подчиняется иностранному (своему) правопорядку в вопро­сах возникновения, существования, деятельности и ликвидации, а также возможных способов и форм преобразования. Тем же правопорядком регулируется и объем правоспособности юридиче­ского лица, устанавливаются ее пределы.


14.Рассматривая вопрос о правовом статусе международных (преж­де всего межправительственных, межгосударственных) организаций в международном частном праве, следует подчеркнуть, что конст­рукция международно-правового договора как основа деятельности так называемых международных юридических лиц весьма характер­на именно для международных институций, поскольку они создают­ся подобным образом и являются органами сотрудничества госу­дарств или его координации. Международно-правовое соглашение конституирует учредительный акт международной организации, ко­торая существует и действует в области международного публичного права. Вместе с тем международная организация не может осущест­влять своей международно-правовой деятельности без того, чтобы не быть субъектом хозяйственного оборота —она должна получать от государства пребывания и находящихся под его суверенитетом субъектов услуги связи, энергоснабжения, пользоваться почтовыми, телеграфными, телефонными, железнодорожными, космическими и прочими объектами и предприятиями, равно как и многими дру­гими благами и институтами в своей повседневной жизни. Что же касается правового положения неправительственных международных организаций, то оно подчиняется общему принци­пу регулирования, установленному в коллизионных и материаль­ных нормах действующего права соответствующего государства. Таков подход и действующего российского законодательства в этом вопросе. Так, в письме ЦБ РФ от 5 сентября 1994 г. № 109 «О внесении изменений и дополнений в Инструкцию Банка России от 16 июля 1993 г. № 16 "О порядке открытия и ведения уполномо­ченными банками счетов нерезидентов в валюте Российской Феде­рации"» говорится: «Правовой статус международных неправительст­венных организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, определяется в соответствии с частью 1 статьи 161 Основ гражданского законодательства Союза ССР и рес­публик. Международные неправительственные организации, создан­ные в соответствии с законодательством Российской Федерации, яв­ляются резидентами Российской Федерации».



15.В   вопросе   правового   положения   иностранных   юридических лиц на территории России отечественный правопорядок исходит из закрепленного в действующем праве РФ, прежде всего ГК и Законе «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 1999 г., для юридических лиц — иностранных инвесто­ров—принципа национального режима: «Правовой режим деятель­ности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использовании полученной при­были, предоставленный российским инвесторам, за изъятиями, ус­танавливаемыми федеральными законами» (ст. 4 Федерального за­кона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»). В максимальной же мере адекватно юридическому содержа­нию национального режима этот принцип выражен в ст. 2 Граж­данского кодекса посредством использования следующей форму­лы: «Правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом». В свете указанного становится ясно, что помимо определения правового режима, которым пользуются в РФ иностранные юри­дические (а также и физические лица —предприниматели), рос­сийский правопорядок должен располагать если не дефинициями, то хотя бы критериями отнесения правосубъектных образований к иностранным юридическим лицам. В общеправовом же плане все иностранные юридические лица могут вести на территории РФ хозяйственную деятельность, заклю­чать сделки, создавать с участием российских юридических и физи­ческих лиц либо юридических и физических лиц третьих государств или без таковых новые образования в соответствии с предусмотрен­ным законодательством РФ организационно-правовыми формами, открывать и закрывать представительства или учреждать филиалы, в том числе для ведения внешнеторговой деятельности от имени иностранного юридического лица, совершать связанные с такими и другими сделками расчеты, страховые, транспортные, кредит­но-финансовые и другие операции. Другой сферой, в правовом и экономическом отношении наи­более значимой для иностранных юридических лиц, как упомина­лось выше, является инвестирование с их стороны капиталов в российскую экономику (подробнее см. об этом в гл. 10). Воз­никающая вследствие этого соответствующая хозяйственная дея­тельность может проходить в рамках вновь создаваемых структур или привлечения иностранных капиталовложений в уже сущест­вующие российские предприятия в установленных законодатель­ством формах, т. е. в качестве предприятий с иностранным уча­стием (ранее именуемых «совместными предприятиями») либо на основе только иностранного учредительства. В подавляющем большинстве случаев это хозяйственные общества и товарищест­ва: товарищества, акционерные общества и общества с ограни­ченной ответственностью. Российский Закон о регулировании иностранных инвестиций устанавливает «количественные» пара­метры для того, чтобы создаваемые на его основе предприятия могли претендовать на пользование льготами и преимуществами, установленными указанным актом (ст. 4).


17. Основными законодательными актами, регулирую­щими положение предприятий с иностранными инвести­циями в России, являются- Закон об иностранных ин­вестициях в РСФСР от 4 июля 1991 г. и Закон о пред­приятиях и предпринимательской деятельности от 25 де­кабря 1990 г. Под предприятиями с иностран­ными инвестициями понимаются предприятия с долевым участием иностранных инвесторов (совместные пред­приятия) и предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам. Все эти предприятия могут создавать дочерние предприятия и филиалы. Кроме то­го, на территории России могут создаваться филиалы иностранных юридических лиц. Согласно ст. 12 Закона об иностранных инвестициях, предприятия с иностранными инвестициями создаются и действуют в форме акционерных обществ и других хозяйственных обществ и товариществ, предусмотренных действующим законодательством. Наиболее распространенной на практике формой яв­ляется, форма товарищества с ограниченной ответствен­ностью, применяется форма акционерного общества. И товарищество с ограниченной ответственностью, и ак­ционерное общество являются юридическими лицами, они имеют собственное наименование с указанием орга­низационно-правовой формы. Под товариществом с ограниченной ответствен­ностью (акционерным обществом закрытого типа) пони­мается объединение граждан и (или) юридических лиц, создаваемое для совместной хозяйственной деятельно­сти. Уставный фонд товарищества образуется за счет вкладов учредителей. Участники общества несут убытки, связанные с деятельностью общества, в пределах сумм внесенных ими вкладов. Обычным акционерным обществом признается об­щество, уставный фонд которого разделен на определен­ное число акций равной номинальной стоимости, несу­щее ответственность по обязательствам только своим имуществом. Акционеры несут убытки, связанные с деятельностью общества, в пределах стоимости принад­лежащих им акций. Вопрос о том, является или не является соответ­ствующая иностранная фирма юридическим лицом, об­ладает ли она, следовательно, гражданской правоспособ­ностью, может быть решен по праву государства, в ко­тором учреждена эта иностранная организация. Такой вывод вытекает из установленного в ст. 161 Основ граж­данского законодательства 1991 года принципа приме­нения закона инкорпорации юридического лица. На­помним, что в соответствии с этой статьей Основ «1раж-даиская правоспособность иностранных юридических лиц определяется по праву страны, где учреждено юри­дическое лицо». Законом об иностранных инвестициях было уста­новлено, что предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам, и совместные предприятия, в уставном фонде которых иностранные инвестиции со­ставляют более 30%, вправе без лицензий экспортиро­вать продукцию для собственных нужд, за исключе­нием случаев, предусмотренных действующими на тер­ритории РФ международными договорами.



18.В системе международных отношений центральное место занима­ет государство. Суверенитет как имманентно присущее ему качество делает государство не только основным, но и принципиально отлич­ным субъектом как международного, так и внутреннего права. В соответствии со ст. 124 ГК РФ Российская Федерация, субъ­екты Федерации, а также муниципальные образования участвуют в гражданско-правовых отношениях «на равных началах с иными участниками этих отношений — гражданами и юридическими лица­ми». Из этой статьи следует три положения: государство может быть субъектом гражданско-правовых отношений; государство не пользуется никакими преимуществами и имеет те же права и обя­занности, что и другие субъекты гражданско-правовых отношений; к государству по аналогии применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в этих отношениях (п. 2 ст. 124). Государство в качестве субъекта гражданско-правовых отношений часто становится участником гражданско-правовых отношений меж­дународного характера, осложненных иностранным элементом. Таким образом, государства достаточно активно участвуют в различного рода частноправовой деятельности международного характера и выступают субъектами международного частного пра­ва. При этом государство, арендуя имущество, заключая иные сделки на территории иностранного государства, пользуется осо­бым правовым режимом, согласно которому государство, его соб­ственность, сделки с его участием не подчиняются власти этого иностранного государства, т. е. его юрисдикции. Следовательно, особенность правового режима государства как участника между­народной частноправовой деятельности заключается в его иммуни­тете от иностранной юрисдикции. Юрисдикция вытекает из суверенитета государства и означает его законодательную, судебную, административную власть; объем власти и сферу действия власти (часто термин «юрисдикция» ис­пользуется в узком смысле слова как только судебная власть). Для понимания иммунитета государства необходимо отметить, что юрисдикция бывает полной и ограниченной. Полная означает, что государство обладает властью предписы­вать определенное поведение (например, нормами права, адми­нистративными распоряжениями и пр.) всем находящимся на его территории и обеспечивать любыми средствами реализацию своих предписаний. Ограниченная означает, что государство обладает властью предписывать определенное поведение, но оно ограничено по различным причинам в использовании средств для обеспечения реализации своих предписаний.


19.Закон места нахождения вещи —признан исход­ным коллизионным началом для разрешения вопросов права собст­венности. По закону местонахождения вещи обычно решается во­прос, может ли данная вещь быть предметом права собственности или иного вещного права; по этому закону определяется и объем вещных прав, порядок их возникновения, перехода и прекраще­ния. В отношении прав собственности на движимое имущество возникают два основных коллизионных вопроса: а) какой закон регулирует переход права собственности, если собственность при­обретается не в том государстве, где вещь находится, и б) каким законом определяется объем прав собственника, если вещь при­обретена за границей или принадлежит иностранцу. В настоящее время практически во всех странах Европы (в частности, в Швейцарии, Венгрии, Германии, Польше, Авст­рии, Румынии, Италии, Франции и др.) в отношении движимой собственности действует принцип 1ех га зкае. Таким образом, со­временная международная практика отвечает на поставленные выше коллизионные вопросы так: а) вещь, правомерно приобре­тенная в собственность лицом, сохраняется за ее собственником при изменении места нахождения вещи (тем самым признается право собственности на вещь, приобретенную за границей) и б) объем права собственника определяется законом места нахо­ждения вещи. При перемещении вещи из одного государства в другое соответственно изменяется содержание собственности в смысле объема прав собственника. Здесь не имеет значения то обстоятельство, какие права принадлежали собственнику вещи до ее перемещения в данное государство. Возможны определенные исключения из общего правила. Если речь идет об авторском праве, праве на фирму, товарный знак и пр., то более приемлемым становится применение личного закона собственника. Это распространяется также и на случаи ликвидации иностранных юридических лиц. Право собственности на имущество филиала иностранного юридического лица опреде­ляется не законом места нахождения этого имущества, а личным законом юридического лица.



20.Иностранные инвестиции — это материальные и нематериаль­ные ценности, принадлежащие юридическим и физическим ли­цам одного государства и находящиеся на территории другого го­сударства с целью извлечения прибыли. Одно из оснований, по которому можно провести классифи­кацию инвестиций, — имущественный или неимущественный их ха­рактер. Под неимущественными инвестициями следует понимать права на литературные и художественные произведения, в том числе звукозаписи; права на изобретения, промышленные образ­цы, топологии интегральных схем; а также специфические техно­логические сведения (ноу-хау), секреты производства, конфиден­циальную коммерческую информацию, товарные знаки, знаки об­служивания, фирменные наименования, т. е. все, что входит в понятие интеллектуальной собственности. Все остальные кате­гории инвестиций относятся к имущественным инвестициям. Их характерным признаком является материальное выражение: фи­нансы, материальные ценности. Другим основанием классификации инвестиций можно счи­тать участие или неучастие инвестора в управлении объектом ин­вестирования. По этому основанию инвестиции можно разделить на прямые и косвенные (портфельные) инвестиции. Прямые инве­стиции осуществляются в виде создания совместных предприятий и предприятий, на 100 процентов принадлежащих иностранному инвестору. Объектом правового регу­лирования международного частного права являются правовые отношения, возникающие в связи с частным иностранным инвестирова­нием. В структуре правового регулирования инвестиционных отно­шений можно выделить два уровня: 1) международно-правовой, формирующийся путем заключения международных договоров, и 2) внутригосударственный, основу которого составляет нацио­нальное законодательство принимающего государства. Международно-правовое регулирование инвестиционных отно­шений осуществляется, как уже было сказано, путем заключения государствами и другими субъектами международного права меж­дународных договоров.



21. В настоящее время в ООН зафиксированы более тридцати различных наименований свободных экономических зон, пред­ставляющих собой обособленную территорию государства, на ко­торой для решения конкретных экономических задач путем со­вместного предпринимательства с иностранными инвесторами созданы особые условия хозяйствования. Понятие «свободная экономическая зона» (СЭЗ) является со­бирательным и охватывает в зависимости от целевой, отраслевой направленности такой зоны и от государства, в котором она соз­дается, разные названия. СЭЗ можно условно разделить на три вида: свободные промышленные зоны; внешнеторговые (свобод­ные таможенные зоны и порты, включая зоны экспортного про­изводства, транзитные зоны); функциональные или отраслевые (технопарки, технополисы, туристические, страховые, банковские зоны и др.). Свободные промышленные зоны преимущественно создаются в странах с развивающейся рыночной экономикой и представляют собой территории, в пределах которых действует льготный право­вой режим в области торгового, валютного, налогового и таможен­ного регулирования для расположенных в них предприятий. Внешнеторговые зоны предназначены в основном для обеспе­чения дополнительных валютных поступлений за счет создания консигнационных складов, сдачи в аренду помещений для выста­вок, перевалки транзитных грузов и т. п. и имеются практически во всех странах. Технологические парки и технополисы способствуют ускорению научно-технического прогресса на основе активизации междуна­родного сотрудничества в области внедрения результатов фунда­ментальной науки с целью разработки новых наукоемких техно­логий и готовой продукции и расширения их экспорта. В зависимости от целей деятельности СЭЗ можно разделить на два типа: замкнутый (анклавный), полностью ориентированный на экспорт с целью получения прибыли в свободно конвертируе­мой валюте (например, СЭЗ Китая), и интеграционный, тесно связанный не только с внешним рынком, но и с национальной экономикой. Деятельность СЭЗ регулируется не только национальным за­конодательством, но и международными договорами.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.