41.При наследовании по закону в самом законе конкретно предусматривается,
кто является наследником и в какой очередности призывается к получению
наследственного имущества. Так, наследниками первой очереди в России являются
дети, переживший супруг и родители умершего. К категории наследников второй
очереди относятся братья и сестры умершего. Сначала призываются к
наследованию наследники первой очереди. Если таких нет, то призываются
наследники второй очереди. В других странах круг наследников может быть более
широким (например, наследником признается племянник умершего) или более
узким, может не быть деления наследников на очереди и т. д. Точно так же
обстоит дело и с наследованием по завещанию. В большинстве стран завещание
должно быть составлено в письменной форме и удостоверено в определенном
порядке, например у нотариуса. Коллизионные вопросы наследования регулируются
обычно внутренним законодательством государств. Многосторонние соглашения в
этой области есть лишь по отдельным вопросам. Таким соглашением является Конвенция
о коллизии законов в отношении форм завещания от 5 октября 1961 г. На дипломатической конференции в Вашингтоне 26 октября 1973 г. была принята многосторонняя Конвенция о форме международного завещания. Вопросы наследования
регулируются также в двусторонних договорах о правовой помощи по гражданским,
семейным и уголовным делам и в многосторонней Конвенции стран СНГ о правовой
помощи от 22 января 1993 г
42.В России иностранцам
в области гражданского права предоставляются одинаковые права с российскими
гражданами. Согласно ст. 12 Закона о правовом положении иностранных граждан в
СССР 1981 года, иностранные граждане могут в соответствии с нашим
законодательством наследовать и завещать имущество. Поэтому они могут быть
наследниками на равных основаниях с российскими гражданами. Так, если в РФ
откроется наследство после смерти российского гоажданина и в круг его
наследников входит иностранец, то по российскому праву он является
наследником на равных основаниях с российским гражданином. В отношении
наследования иностранцами в РФ никаких ограничений не установлено; им
предоставляется в области наследования национальный режим независимо от того,
проживают они в РФ или нет. Предоставляя иностранцам национальный режим в
области наследования, наше право не ставит условия о взаимности. Из этого принципа
исходят и договоры о правовой помощи, предусматривающие, что граждане одной
страны в отношении наследования полностью приравниваются к гражданам другой
страны. В этих договорах идет речь о признании за иностранцами способности
наследовать по закону и по завещанию наравне с собственными гражданами,
переходе наследственного имущества к наследникам-иностранцам на таких же
условиях, что и к собственным гражданам в отношении способности к составлению
и отмене завещания на имущество, находящееся на территории соответствующей
страны. В отношении налогообложения в области наследования на иностранцев
распространяется тот же режим, что установлен в отношении отечественных
граждан. Наследственные суммы, причитающиеся иностранцам, переводятся из РФ
за границу беспрепятственно, но при наличии взаимности в отношении переводов
со стороны соответствующего иностранного государства. Право на наследование
строений, находящихся в РФ, всегда определяется по российскому закону
(ст. 567 Гражданского кодекса). Российское законодательство устанавливает
специальный порядок для принятия наследства отсутствующим наследником, то
есть наследником, который не проживает в том месте, где жил наследодатель.
Иностранец-наследник обычно принадлежит к категории отсутствующих наследников,
поскольку он в большинстве случаев проживает вне РФ. Согласно многосторонней
конвенции о правовой помощи стран СНГ от 22 января 1993 г., право наследования
недвижимого имущества определяется по законодательству государства, на
территории которого находится это имущество, а право наследования иного
имущества — по закону государства, на территории которого наследодатель имел
последнее место жительства.
|
43.
Наследование после смерти российского гражданина. За границей могут возникать отношения
по наследованию после смерти гражданина РФ в иностранном государстве, когда
наследодателем был российский гражданин. Во всех случаях наследование с
иностранным элементом будет определяться правом, подлежащим применению либо
в силу коллизионных норм внутреннего законодательства того или иного
государства, либо в силу правил международного соглашения. В договорах о
правовой помощи, заключенных с другими странами, установлено, что
право наследования движимого имущества регулируется законодательством той договаривающейся
стороны, гражданином которой был наследодатель в момент своей смерти, а право
наследования недвижимого имущества — законодательством той стороны, на
территории которой находится имущество. Таким образом, по договорам о
правовой помощи в отношении недвижимого имущества применяется закон места
нахождения имущества, в отношении движимого имущества — закон гражданства
наследодателя (или закон места жительства наследодателя). Под недвижимым
имуществом по российскому закону могут пониматься только строения, поскольку
земля в РФ не является объектом права собственности граждан. Согласно
договорам о правовой помощи, способность лица составлять или отменять
завещание определяется законодательством страны гражданства наследодателя.
Форма завещания также определяется этим законодательством. Однако для
действительности завещания достаточно, если оно будет соответствовать
законодательству той страны, на территории которой составляется. Статья 34
Консульского устава СССР предусматривает, что консул принимает меры к охране
оставшегося после смерти российского гражданина его заграничного имущества.
Последующие действия консула в отношении наследственной массы такого
имущества определяются соответствующим соглашением РФ с государством
пребывания консула или практикой, установившейся во взаимоотношениях РФ с
этой страной. 2. Права российских граждан как наследников за границей.
Российские граждане име.ют право на получение наследственного имущества,
если наследование открылось за рубежом. Права наследования, возникшие на
основании соответствующих иностранных законов, полностью признаются в РФ. В
практике в последние годы было большое число случаев, когда наши 1раждане
признавались наследниками по праву того государства, которое применялось к
наследованию. Российское законодательство не устанавливает каких-либо
ограничений в отношении получения российскими гражданами наследственных сумм
из-за границы. Важную роль в охране наследственных прав наших граждан за
рубежом призваны играть консульские представители РФ. Если консулу станет
известно об открывшемся наследстве в пользу проживающих в РФ российских
граждан, то он незамедлительно сообщает все известные ему сведения о
наследстве и возможных наследниках в Министерство иностранных дел РФ . 3. Имущество,
которое остается после смерти лица при отсутствии наследников, называется
выморочным. Оно признается таковым, если у умершего гражданина нет
наследников по закону и по каким-либо причинам не было составлено завещание
или завещание составлено, но оно было признано недействительным. По
российским законам в этих случаях имущество переходит к государству как
наследнику (ст. 552 Гражданского кодекса РСФСР). Многосторонняя конвенция о
правовой помощи стран СНГ от 22 января 1993 г. предусматривает следующее правило:
если по законодательству страны, подлежащему применению при наследовании,
наследником является государство, то движимое наследственное имущество
переходит государству, гражданином которого является наследодатель в момент
смерти, а недвижимое наследственное имущество переходит государству, на
территории которого оно находится (ст. 46).
45.Наряду с гражданско-правовыми
отношениями предметом международного частного права являются также трудовые
отношения с иностранным элементом. Право, регулирующее трудовые отношения,
носит двойственный характер: ему кроме частноправового элемента присущ и
элемент публично-правовой. В области трудовых отношений сложились следующие
основные коллизионные принципы 1. Свобода выбора права (автономия воли
— кх уоШМаш). 2. Закон места работы (1ех 1ос1 1аЬот). В
соответствии с этим принципом к иностранцам применяется закон страны места
работы. 3. Закон места нахождения работодателя. В
соответствии с этим коллизионным принципом, если согласно трудовому договору
работу следует выполнять на территории нескольких государств, к трудовому
отношению применятся закон места нахождения, места жительства или места
коммерческой деятельности работодателя. 4. Закон флага судна Цех /1а§0. Трудовое
соглашение работника, исполняющего службу на водном или воздушном
транспорте, регламентируется законом страны, где зарегистрировано транспортное
средство. 5. Личный закон работодателя — физического или
юридического лица (1ех регзопаНз или \ех зосШаНз). 6. Закон страны
заключения контракта о найме (1ех 1ос1 соп1гас1т). Например, по
законодательству Англии и США к трудовым отношениям, заключенным в этих
странах, применяется местное право. Всеобщая декларация прав человека 1948 г.
признает за каждым человеком право на труд, на свободный выбор работы, на
справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы (ст.
23).
|
46.Трудящиеся-мигранты — это лица, которые
занимались, занимаются или будут заниматься оплачиваемой деятельностью в государстве,
гражданами которого они не являются. В соответствии с Концепцией
государственной миграционной политики, утвержденной постановлением
Правительства Российской Федерации 3 августа 1996 г., основными задачами
государственной миграционной политики являются зашита прав и интересов
мигрантов; соблюдение государственных интересов при реализации миграционных
программ и мероприятий, совершенствование системы иммиграционного контроля;
регулирование миграционных потоков с учетом социально-экономического развития
принимающего региона, национальной совместимости, специфики психологии
мигрантов с учетом климатических особенностей мест расселения; создание
условий приема и размещения, стимулирующих активное участие мигрантов в
процессе адаптации к существующему социально-экономическому положению. Миграция
— это совокупность различных по своей природе территориальных перемещений
населения, сопровождающихся изменением места жительства. Внешняя трудовая
миграция относится к добровольной возвратной, может быть незаконной.
Переселение рассматривается как безвозвратный вид миграции. Субъектами
внешней миграции являются: а) эмигранты, в том числе граждане России,
выезжающие с ее территории по причинам политического, экономического и
этнического характера, а также по личным мотивам; б) эмигранты транзитные—граждане
бывшего Союза ССР, не являющиеся гражданами России, постоянно проживающие в
государствах — бывших республиках Союза ССР и прибывающие в Россию с целью
упрощения процедуры выезда в третьи страны; в) иммигранты-иностранцы
(иностранные граждане и лица без гражданства), прибывшие в Россию
(находящиеся на территории Российской Федерации) в поисках убежища, в том
числе с намерением подать ходатайство о предоставлении им статуса беженца в
соответствии Иностранные граждане могут постоянно проживать в Российской
Федерации, если они имеют на это разрешение и вид на жительство, выданные
органами внутренних дел. Они вправе работать по трудовому договору на
предприятиях, в учреждениях и организациях или заниматься иной трудовой
деятельностью. В Российской Федерации лицензирование деятельности, связанной
с трудоустройством российских граждан за границей, осуществляется в
соответствии с Положением, утвержденным Приказом Федеральной миграционной
службы (ФМС) № 109 от 8 июля 1993 г. Под деятельностью, подлежащей
лицензированию, понимается любая деятельность организации, направленная на
осуществление трудовой эмиграции российских граждан за границу. Таким
образом, иностранный гражданин может вступить в трудовые правоотношения двумя
способами: а) по приглашению; б) в результате заключения трудового договора
или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг). Для
приглашения иностранного гражданина на работу работодатель или заказчик работ
(услуг) обязан иметь разрешение на привлечение и использование иностранных
работников; обеспечить получение иностранным гражданином разрешения на
работу; предоставить документы, необходимые для регистрации иностранного
гражданина по месту пребывания в РФ.
47.В соответствии с Концепцией
государственной миграционной политики, утвержденной постановлением
Правительства Российской Федерации, обеспечивается защита прав российских
трудящихся-мигрантов; улучшается ситуация на внутреннем рынке труда за счет
трудоустройства российских граждан за границей; защищается российский рынок
труда от неконтролируемого притока иностранной рабочей силы; обеспечиваются
поступление валютных средств за счет их переводов от трудящихся мигрантов и
эффективное использование этих средств. Трудовой договор должен быть
составлен в соответствии с Конвенцией МОТ № 94 «О трудовых статьях и
договорах, заключенных государственными органами власти» 1949 г. Такой договор
должен включать в себя по крайнем мере следующие положения: описание
характера работы, место работы и продолжительность договора; размер
основного месячного оклада и размер оплаты сверхурочных работ;
продолжительность основного рабочего времени; выходные и праздничные дни;
производственные травмы и бюллетень, скорая медицинская помощь и стоматологическое
лечение; основания для расторжения трудового договора; безналичная
компенсация и льготы. Труд российских граждан, направляемых на работу в
дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, а также в
представительства федеральных органов исполнительной власти и государственных
учреждений РФ за границей, регламентируется гл. 53 Трудового кодекса 2002 г.,
постановлениями Правительства РФ и нормативными правовыми актами министерств
и ведомств. Направление работников на работу за границу производится
специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и
государственными учреждениями РФ. С работником, направляемым на работу в
представительство РФ за границей, заключается трудовой договор на срок до
трех лет. По окончании указанного срока трудовой договор может быть
перезаключен на новый срок. Условия труда таких работников определяются
трудовыми договорами, которые не могут ухудшать их положение по сравнению с
требованиями Трудового кодекса РФ. За время работы в учреждениях России за
границей за работником сохраняется средний заработок по месту основной
работы в Российской Федерации. Трудовой договор, заключенный с работником,
направляемым за границу, должен содержать характеристику его труда.
Работники, занятые на работах с вредными условиями труда, имеют право на
дополнительный отпуск, продолжительность которого устанавливается в
соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.
|
49.Под международным гражданским процессом
в науке международного частного права традиционно понимается совокупность
норм процессуального характера, связанных с защитой прав иностранцев и
иностранных юридических лиц в суде и арбитраже. Согласно преобладающей в
доктрине России точке зрения термин «международный гражданский процесс» носит
условный характер. Л. А. Лунц пишет, что «к международному гражданскому
процессу относятся вопросы о подсудности гражданских дел с иностранным
элементом...; о гражданском процессуальном положении иностранных граждан и
юридических лиц; о гражданском процессуальном положении государства и его
дипломатических представителей; о порядке установления содержания подлежащего
применению иностранного закона; о поручениях судов одного государства судам
другого государства; о признании и принудительном исполнении иностранных
судебных решений и признании иностранных административных актов по
гражданским делам; о признании иностранных арбитражных соглашений и
принудительном исполнении решений иностранного арбитража». Ряд европейских
государств ответы на данный вопрос включили непосредственно в свое
национальное законодательство по международному частному праву. К примеру, в
венгерском Законе о международном частном праве так очерчена сфера его
действия: «Целью настоящего закона является определение... права того государства,
которое применяется к гражданским, семейным или трудовым отношениям, в
которых участвуют иностранные субъекты, имущества или право (в дальнейшем
именуемые иностранным элементом) и которые подчинены правопорядку нескольких
государств; норм, определяющих подсудность и юрисдикцию, а также
процессуальных правил, которые должны регулировать споры, содержащие
иностранный элемент» (ст. 1).
50.Под
международным гражданским процессом в науке международного частного права
понимается совокупность вопросов процессуального характера, связанных с
зашитой прав иностранцев и иностранных юридических лиц в суде и арбитраже.
Термин «международный гражданский процесс» носит условный характер. Обычно к
международному гражданскому процессу относят следующие вопросы: 1)
определение подсудности в отношении дел, возникающих по гражданским,
семейным и трудовым правоотношениям с иностранным, или международным,
элементом; 2) процессуальное положение иностранных граждан и иностранных
юридических лиц в суде; 3) процессуальное положение иностранного государства
и его дипломатических и консульских представителей; 4) установление
содержания иностранного права; 5) обращение к иностранным судам с поручениями
о вручении документов и выполнении отдельных процессуальных действий и
исполнение поручений иностранных судов; 6) признание и принудительное
исполнение иностранных судебных решений; 7) совершение нотариальных
действий; 8) признание иностранных арбитражных соглашений; 9) рассмотрение
споров в порядке арбитража; 10) принудительное исполнение решений
иностранного арбитража. Вопросы международного гражданского процесса неразрывно
связаны с регулированием самого содержания гражданско-правовых, семейных и
иных отношений с иностранным элементом. Рассматривая дела с иностранным
элементом, суды в РФ, так же как и в других странах, в принципе применяют
в гражданских процессуальных вопросах право своей страны. При этом возможны
случаи, когда то или иное понятие по российскому законодательству относится
к материальному праву, а по праву какого-либо иностранного государства — к
процессу или наоборот. Иностранный закон, как правило, не подлежит применению
в российском суде по тем вопросам, которые по новому законодательству считаются
процессуальными.
|