02. Международное частное право неразрывно связано с расширением
международного торгово-экономического, научно-технического и культурного
сотрудничества. Важную роль в правовом регулировании этого сотрудничества
призваны играть нормы международного частного права, значение которого
возрастает по мере углубления международных хозяйственных связей, развития
новых организационных форм в различных областях международного делового
сотрудничества. Учебный курс международного частного права делится на две
части: Общую и Особенную. В Общей части рассматриваются вопросы, которые
имеют общее значение для международного частного права в целом, вопросы,
которые могут быть, так сказать, вынесены за скобки при анализе норм и
институтов, составляющих содержание отдельных тем Особенной части. Общую
часть составляет рассмотрение источников международного частного права, ряда
общих понятий и принципов, прежде всего методов регулирования, учения о
коллизионных нормах, национального режима и режима наибольшего благоприятствования,
принципа взаимности и других принципов международного частного права.
Особенная часть обычно состоит из следующих разделов: 1) право собственности;
2) обязательственное право, и прежде всего договор купли-продажи товаров и
договор перевозки; 3) кредитные и расчетные отношения; 4) обязательства из
правонарушений; 5) авторское и патентное право; 6) семейное право; 7) наследственное
право; 8) трудовые отношения; 9) международный гражданский процесс.
03. В юридической
науке, когда говорят об источниках права, имеют в виду формы, в которых
выражена та или иная правовая норма. Источники международного частного права
имеют определенную специфику. В области международного частного права очень
большое значение придается тем правовым нормам и правилам, которые
предусмотрены в различных международных договорах и соглашениях. Основных
видов источников в международном частном праве четыре: 1) международные
договоры; 2) внутреннее законодательство; 3) судебная и арбитражная
практика; 4) обычаи. Согласно господствующей в нашей доктрине точке зрения,
международно-правовая норма применяется к соответствующим отношениям только в
результате ее трансформации, то есть преобразования в норму внутригосударственного
права. Согласно Конституции России 1993 года, общепризнанные принципы и
нормы международного права и международные договоры Российской Федерации
являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором
Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то
применяются правила международного договора.
05. Наша
отечественная доктрина исходит из того, что нормы международного частного
права регулируют гражданско-правовые, семейные и трудовые отношения с иностранным,
или международным, элементом. Таким образом, речь идет о гражданско-правовых
отношениях, понимаемых в широком смысле и выходящих за пределы одного
государства. Исторически основу международного частного права всегда
составляли так называемые коллизионные нормы. Существенной особенностью
регулирования гражданско-правовых отношений с иностранным элементом является
то, что в ряде случаев нормы международного частного права на содержат
прямого ответа, прямого предписания о том, как нужно решить тот или •иной
вопрос. В сферу международного частного права необходимо включить все нормы,
регулирующие гражданско-правовые отношения с иностранным элементом. Так
следует сделать потому, что определяющее значение имеет сам характер
отношений, предмет регулирования, а не метод регулирования. 4. В доктрине международного
частного права различных государств вопрос о предмете этой отрасли права
решается неодинаково.
|
06.Коллизионная норма — это норма, определяющая, право какого
государства должно быть применено к данному частноправовому отношению,
осложненному иностранным элементом. Отсюда главная ее особенность:
коллизионная норма сама по себе не дает ответа на вопрос, каковы права и
обязанности сторон данного правоотношения, а лишь указывает компетентный для
этого правоотношения правопорядок, определяющий права и обязанности сторон.
Отсюда вытекает вторая особенность коллизионной нормы: как норма отсылочная
она применяется только вместе с теми материальными частноправовыми нормами, к
которым отсылает. Особая природа коллизионных норм предопределяет специфику
их строения и применения. Структура коллизионной нормы отвечает
функциональному назначению коллизионного права, призванного обеспечить выбор
права, компетентно регулировать частное правоотношение, осложненное
иностранным элементом. Она состоит из двух элементов: объема и привязки.
Объем —это указание вида частного правоотношения с иностранным
элементом; привязка —это указание на право, подлежащее применению к данному
правоотношению. Такое двухчленное строение коллизионной нормы соответствует
структуре правовых норм вообще, которые состоят из двух частей — гипотезы и
диспозиции (или гипотезы и санкции). Наиболее существенной является
классификация по форме коллизионной привязки. По этому признаку различают односторонние
и двусторонние коллизионные нормы. Односторонняя — это такая
норма, привязка которой прямо называет право страны, подлежащее применению
(российское, украинское, польское, английское и т. д.). Международное
частное право различных стран довольно часто использует односторонние коллизионные
нормы. На основе односторонних норм сложилось французское коллизионное право.
Более типична двусторонняя коллизионная норма. Ее привязка не называет право
конкретного государства, а формулирует общий признак (принцип, правило),
используя который можно выбрать право. Поэтому привязку двусторонней нормы
называют формулой прикрепления. По форме выражения воли законодателя
коллизионные нормы подразделяются на императивные, диспозитивные и альтернативные.
Императивные — это нормы, которые содержат категорические предписания,
касающиеся выбора права, и которые не могут быть изменены по усмотрению
сторон частного правоотношения (п. 1 ст. 1224 ГК РФ является примером такой
нормы). Диспозитивные — это нормы, которые, устанавливая общее правило о
выборе права, оставляют сторонам возможность отказаться от него, заменить
другим правилом. Альтернативные — это нормы, которые предусматривают несколько
правил по выбору права для данного, т. е. указанного в объеме этой нормы,
частного правоотношения.
07.Применение формулы к конкретным фактическим обстоятельствам
ведет к выбору права того государства, которое компетентно регулировать
конкретное трансграничное частноправовое отношение, указанное в объеме этой
нормы. Каждое государство создает свое коллизионное право, исходя из
собственных интересов, из особенностей своего исторического, национального,
культурного развития и т. д. Формулы прикрепления —это наиболее
типичные, максимально обобщенные правила, которые чаще всего используются для
построения коллизионных норм. Их называют коллизионными принципами,
коллизионными критериями или типами коллизионных привязок. Личный
закон (1ех регяопаНз,) — наиболее распространенная формула прикрепления,
применяемая для разрешения коллизий законов разных государств. Существует два
варианта личного закона: а) национальный закон, или закон
гражданства (1ех паНопаиз, 1ех ра(пае), означает применение права того
государства, гражданином которого является участник частноправового
отношения; б) закон места жительства (1ех йопшмШ) — означают
применение права того государства, на территории которого участник частноправового
отношения проживает. 2. Закон юридического лица (1ех коаеШ^з,) —
формула прикрепления, широко используемая при решении коллизий законов,
связанных с правовым положением иностранного юридического лица. Она
предусматривает применение права того государства, которому принадлежит
юридическое лицо. Так как его принадлежность государству выражается в
термине «национальность» юридического лица, то данная формула иногда звучит
как «закон национальности юридического лица». 3. Закон места нахождения
вещи (1ех га знае) — одна из первых формул прикрепления, сложившихся в
практике международного частного права. Она означает применение права того
государства, на территории которого находится вещь, являющаяся объектом
частноправовых отношений. 4. Закон, избранный сторонами гражданского
правоотношения (1ех уо1ипШ18), означает применение права того государства,
которое выберут сами стороны—участники частного правоотношения. Такой
способ выбора права используется лишь в одной группе частных правоотношений —
в договорных обязательствах. 5. Закон места совершения акта (1ех 1ос1 асШз) —
формула прикрепления, означающая применение права того государства, на
территории которого совершен частноправовой акт (например, составлено
завещание, выписана доверенность, заключен брак и т. д.). 5.1. Закон
места совершения договора (1ех 1ос1 согптасШз) — наряду с законом места
нахождения вещи является одной из первых привязок, исторически сложившихся в
коллизионном праве, и означает применение права государства, где заключен
договор. 5.2. Закон места исполнения договора (1ех 1о81 вошИопк) означает
применение права того государства, где обязательство, вытекающее из
договора, подлежит исполнению. 5.3. Закон места совершения брака (1ех
1оа се1еЪга1ют8) означает применение права того государства, на
территории которого заключен брак. 8. Закон суда (1ех Гоп) —формула
прикрепления, решающая коллизию права в пользу права того государства, где
рассматривается частноправовой спор (в суде, арбитраже, третейском
суде или в ином органе).
|
08.Понятие публичного порядка (ordre public, public policy) отличается в судебной практике и
доктрине многих государств крайней неопределенностью; более того, некоторые
юристы на Западе утверждают, что неопределенность — основной характерный
признак этого понятия. Суды используют оговорку о публичном порядке с целью
ограничения, а иногда и полного отрицания применения иностранного права, и
прежде всего права страны другой социально-экономической системы. Определение
пределов применения этой оговорки во многих государствах полностью
предоставляется судейскому усмотрению. Для нашей практики характерен крайне
осторожный подход к вопросу об использовании оговорки о публичном порядке,
хотя возможность неприменения иностранного права есть. Наличие
принципиального различия между нашим законом и законом другого государства не
может само по себе быть основанием для применения оговорки о публичном порядке,
поскольку такое применение этой оговорки могло бы привести к отрицанию
применения в России права иностранного государства вообще. В современном
международном частном праве широкое признание наряду со ссылкой на оговорку
о публичном порядке получила возможность неприменения иностранного права со
ссылкой на строго императивные нормы национального права, которые должны
пользоваться приоритетом перед нормами иностранного права, подлежащего
применению в силу коллизионных норм.
09.Принцип наибольшего благоприятствования
— один из основных принципов торговых договоров, заключаемых с иностранными
государствами. В силу данного принципа иностранцы пользуются максимумом тех
прав, которые предоставлены лицам другого государства. Этим объясняется само
выражение «наибольшее благоприятствование». Принцип наибольшего
благоприятствования отличается от принципа недискриминации (см. гл. 1). Если
в силу принципа недискриминации каждое государство имеет право требовать от
других государств условий таких же, какими пользуются все государства, то
есть общих и одинаковых для всех, то в силу принципа наибольшего
благоприятствования создаются наиболее привилегированные, благоприятные
условия. Принцип наибольшего благоприятствования всегда устанавливается в
договорном порядке, а принцип недискриминации не нуждается в договорном
оформлении. Режим наибольшего благоприятствования и недискриминационный
режим были установлены в дальнейшем в отношениях нашей страны с США
благодаря заключению 1 июня 1990 г. Соглашения о торговых отношениях.
Недискриминационный режим предоставляется в отношении применения
количественных ограничений и выдачи лицензий. Применение режима наибольшего
благоприятствования оказывает положительное влияние на развитие международной
торговли. 2. От режима наибольшего благоприятствования следует отличать
национальный режим. В силу этого режима иностранным гражданам и юридическим
лицам предоставляется такой же режим, какой предоставляется отечественным
гражданам и юридическим лицам. 3. При определении общего правового статуса
иностранных граждан в РФ решающее значение имеет принцип национального
режима. Согласно Конституции РФ, лица, не являющиеся гражданами РФ и
законно находящиеся на ее территории, пользуются правами граждан России (ст.
37).
|
10.Унификация права —это создание
одинаковых, единообразных, т. е. унифицированных норм во внутреннем праве
разных государств. Поскольку право входит в область внутренней
исключительной юрисдикции государства и не существует наднационального
«законодательного» органа, принимающего юридически обязательные «законы» для
внутреннего права государств, то единственным способом создания унифицированных
норм является сотрудничество государств. Отсюда унификация права означает
сотрудничество государств, направленное на создание, изменение или
прекращение одинаковых (единообразных, унифицированных) правовых норм во
внутреннем праве определенного круга государств. В этом качестве
унификация является разновидностью правотворческого процесса. Главной ее
особенностью выступает то, что она происходит в двух правовых системах—в
международном праве и во внутреннем праве государства с применением
международно-правовых и национально-правовых форм и механизмов. Его объектом
являются отношения международного характера, т. е. выходящие за пределы
одного государства: частноправовые отношения, осложненные иностранным элементом.
Как уже говорилось, процесс унификации права протекает в двух правовых
системах —и в международном праве, и в национальном. На первом этапе достигается
соглашение между государствами по поводу единообразного регулирования
определенных отношений, оформляемых международным договором, в котором
содержатся правовые нормы, предназначенные для регламентации этих отношений.
Таким образом, унификация права как правотворческий процесс имеет два этапа
(две стадии). На первой создается комплекс соответствующих правовых норм в
форме международного договора и государства берут на себя
международно-правовые обязательства обеспечить их применение. Принятие международного
договора и соответственно международно-правовых обязательств государствами
завершает первую стадию унификации. Так как нормы, содержащиеся в договорах,
еще не унифицированные, но предназначены стать таковыми, их можно назвать унифицирующими
нормами. Вторая стадия не менее важна. Она связана с восприятием
международно-правовых норм национальным правом. В результате в национальном
праве разных государств появляются унифицированные нормы, т.
е. одинаковые, полностью совпадающие по содержанию. Эти нормы имеют силу
национального права, включают и соответствующие национально-правовые меры их
принудительного исполнения. В таком качестве названные нормы юридически
обязательны для всех субъектов национального права, как участников
частноправовых отношений, так и правоприменительных органов.
11. Проблема взаимности
непосредственно связана с такой объективной реальностью современного мира,
как взаимозависимость государств. Наше государство неизменно выступает за
укрепление экономических, научно-технических, культурных и иных связей с
другами странами, поскольку и они стоят за укрепление деловых связей с
Россией. Сущность взаимности состоит в предоставлении физическим и
юридическим лицам иностранного государства определенных прав при условии, что
физические и юридические лица предоставляющего их государства будут
пользоваться аналогичными правами в данном иностранном государстве. Вводя
оговорку о взаимности в международный договор, государство преследует цель
обеспечить своим организациям и гражданам за границей пользование
определенными правами. В международном частном праве обычно различают два
вида взаимности: «материальную» и «формальную». Термины эти чисто условные.
Под «материальной» взаимностью понимается предоставление физическим и юридическим
лицам иностранного государства той же суммы конкретных прав или полномочий,
которыми пользуются отечественные граждане в данном иностранном государстве.
При «формальной» взаимности иностранным физическим и-юридическим лицам
предоставляются правомочия, которые вытекают из местного закона; они могут
быть поставлены в одинаковое положение с местными гражданами и юридическими
лицами. В связи с взаимностью возникает вопрос о реторсии, то есть о
применении ответных ограничений. Если одно государство принимает меры,
наносящие неосновательный в порядке дискриминации ущерб интересам другого
государства или его граждан, то это последнее государство может принять
ответные ограничительные меры. Целью таких мер является обычно достижение
отмены ограничений, установленных первым государством. В соответствии с
положениями международного права применение ограничительных мер в отношении
определенного иностранного государства (его органов, юридических лиц и
граждан) в качестве реторсии (ответной меры) не может рассматриваться как
нарушение принципа недискриминации.
|