Рефераты. "Международное Частное Право". Вопросы к экзамену по МЧП

22. К внешнеторговым сделкам наша доктрина относит сделки, в которых хотя бы одна из сторон является иностранным гражданином или иностранным юридиче­ским лицом и содержанием которых являются операции ^ по ввозу из-за границы товаров или по вывозу товаров за границу либо какие-нибудь подсобные операции, свя­занные с вывозом или ввозом товаров. Таким образом, к внешнеторговым сделкам относятся договоры купли-продажи товаров, а также договоры подряда, комиссии и ряд других договоров, заключаемых между организа­циями и фирмами различных государств. Наиболее широ­ко распространенным видом внешнеторговых сделок яв­ляется договор внешнеторговой купли-продажи, поэтому в дальнейшем изложении основное внимание уделяется этому виду договора. Венская конвенция о договорах международной куп­ли-продажи товаров 1980 года понимает под такими договорами договоры купли-продажи товаров, заключен­ные между сторонами, коммерческие предприятия кото­рых находятся в разных государствах. На практике встречаются различные виды сделок. Традиционными являются сделки купли-продажи товаров в материальной форме. По таким сделкам продавец обязуется передать товар в собственность покупателя в установленные конт­рактом сроки и на определенных условиях, а покупа­тель обязуется принять товар и уплатить за него Опреде­ленную денежную сумму. Различаются сделки по экспор­ту и по импорту товаров. В современных условиях наряду с куплей-продажей товаров все большее значение приобретают различные договоры (контракты) по оказанию всякого рода услуг, проведению работ, оказанию технического содействия в строительстве предприятий, созданию промышленных комплексов и осуществлению других проектов, сотруд­ничеству в производстве отдельных видов оборудования, проведению совместных конструкторских и научно-исследовательских работ, лицензионные договоры об ис­пользовании изобретений и других научно-технических достижений («ноу-хау»), договоры о передаче научно-технической документации, договоры инжиниринга, ли­зинга и др. Все эти договоры представляют собой раз­личные виды внешнеэкономических сделок. Сделки зак­лючаются внешнеэкономическими организациями, про­мышленными предприятиями (объединениями) и иными организациями (см. гл. 5). В торговых отношениях России с рядом государств контракты заключаются во исполнение межправитель­ственных соглашений о товарообороте, о предоставле­нии государственных кредитов для поставки товаров в Россию и др.



23.Российские юридические лица и иные наши органи­зации, точно так же как и граждане России, если им принадлежит недвижимое имущество за рубежом, имеют право владеть, пользоваться и распоряжаться таким имуществом в полном объеме в соответствии с прави­лами местного законодательства. Считается общепризнанным, что если в каком-либо государстве вещь правомерно перешла по законам этого государства в собственность определен­ного лица, то при изменении места нахождения вещи право собственности на данную вещь сохраняется за ее собственником. Таким образом, признается право собст­венности на вещь, приобретенную за границей. Во-вторых, обычно признается, что объем прав собст­венника определяется законом места нахождения вещи. Из этого следует, что при перемещении вещи из одного государства в другое (как это происходит именно с дви­жимым имуществом) соответственно изменяется и со­держание прав собственника. При этом не имеет значе­ния, какие права принадлежали собственнику вещи до ее. перемещения в данное государство. Право собствен­ности на вещь, например приобретенную иностранцем на своей родине, признается, но содержание этого права будет определяться не законом страны его граж­данства, а законом места нахождения вещи. Коллизионные вопросы отношений, вытекающих из права собственности, регулируются также в отдельных международных соглашениях. Гаагская конвенция о пра­ве, применяемом к переходу права собственности в международной торговле товарами, 1958 года решает ряд вопросов, связанных с переходом права собствен­ности, не на основании принципа lex rei sitae, а на основании обязательственного статута, то есть права, применяемого сторонами к сделке внешнеторговой куп­ли-продажи. В действующем в России законодательстве имеет­ся несколько коллизионных норм, касающихся права собственности. Основное правило содержится в ст. 164 Основ гражданского законодательства 1991 года, нося­щей название «Право собственности». Таким образом, в РФ закон места нахождения вещи признается исходным коллизионным началом для решения вопросов права собственности. Закон места нахождения вещи определяет прежде всего, какие вещ­ные права возможны вообще и каково их содержа­ние.


29. В законодательстве многих государств обычно не со­держится коллизионных норм, предусматривающих, пра­во какой страны подлежит применению к отношениям по морской перевозке грузов. Эти вопросы решаются судебной практикой. Со­гласно Закону Польши применяется закон, избранный сторонами. При отсутствии выбора к договору перевозки применяется закон места нахождения перевозчика. Морские перевозки грузов могут осуществляться на различных условиях. Если такая перевозка осуществля­ется без предоставления морским перевозчиком всего судна или его части, то отношения между участниками перевозки оформляются коносаментом. Установлен принцип ответственности морского перевозчика за вину. Однако перевозчик не несет ответственности за так называемую «навигацион­ную ошибку» (ошибка капитана, матроса, лоцмана в су­довождении или управлении судном). Наиболее прогрессивной формой доставки грузов морем являются регулярные, или линейные, перевозки, которые обычно осуществляются на основании согла­шений об организации постоянных морских линий. Такие' соглашения могут быть межгосударственными, однако чаще они заключаются заинтересованными судовладель­ческими компаниями. В соглашениях о линии фикси­руются основные условия эксплуатации соответствующих линий, а условия морских линейных перевозок опреде­ляются в линейных коносаментах, правилах и тарифах соответствующих судовладельческих компаний. Условия линейных перевозок имеют некоторые транспортно-правовые особенности, однако специфические коллизион­ные вопросы в этой области, как правило, не возникают. Большинство морских линий эксплуатируется в на­стоящее время в рамках соглашений между крупными судовладельческими компаниями, образующими таким путем группы перевозчиков, получившие название ли­нейных конференций. В целях устранения дискриминационных элементов в деятельности линейных конференций в рамках ООН по инициативе развивающихся стран в 1974 году было заключено важное международное соглашение — Кон­венция о Кодексе поведения линейных конференций. Конвенция содержит ряд положений, направленных на введение работы линейных конференций в определенные рамки, исключающие дискриминацию и создающие ба­ланс интересов перевозчика и грузовладельцев. СССР ра­тифицировал конвенцию в 1979 году. Она вступила в силу в октябре 1983 года. Морские перевозки могут также осуществляться по чартеру. В этом случае для перевозки груза предоставляются все судно, его часть или определенные помеще­ния. Обычно на практике применяются проформы чартерен, разработанные международными морскими организациями, а также национальными объединениями судовладельцев. Чартеры разрабатываются по видам гру-зсв (угольные, нефтяные, лесные и т. д.), благодаря чему учитывается специфика перевозки отдельных гру­зов.


30.В течение длительного времени наиболее важными соглашениями в области железнодорожного транспорта были Бернские конвенции о железнодорожных перевоз­ках грузов и пассажиров [сокращенно — МГК (или СИМ) и МПК <или СИВ) ]. В 'них участвуют 33 государ­ства (большинство стран Европы, а также ряд стран Азии и Северной Африки). В 1966 году было заключено Дополнительное соглашение к МПК об ответственности железных дорог при перевозках пассажиров. В 1980 году на конференции по пересмотру Бернских конвенций было принято новое Соглашение о международных железно­дорожных перевозках (КОТИФ). КОТИФ объединяет международно-правовые нормы Бернских конвенций и Дополнительного соглашения 1966 года в едином основном соглашении, к которому имеются два приложения (А и В), содержащие нормы гражданско-правового характера об условиях междуна­родных железнодорожных перевозок. Единые правила МГК действуют только в отношении перевозок по определенным железнодорожным линиям, перечень которых устанавливают участники соглашения. Ставки провозных платежей определяются национальны­ми и международными тарифами. Предельный размер ответственности железных дорог в случае несохранности перевозимых грузов в КОТИФ определен в расчетных единицах Международного валют­ного фонда—СПЗ (17 СПЗ, или 51 старый золотой франк за 1 кг веса брутто). Правила КОТИФ предусматривают, что причиненные просрочкой в доставке убытки возмещаются грузовла­дельцу в пределах трехкратных провозных платежей. Заключение договора международной перевозки гру­зов оформляется составлением накладной по предписанной СМГС форме, а грузоотправитель получает дубли­кат накладной. Сроки доставки груза определены в СМГС. Иски к железным дорогам предъявляются в суде, причем предварительно перевозчику должна быть направ­лена претензия. Для предъявления претензий и исков действует девятимесячный срок, а по требованиям о про­срочке в доставке груза — двухмесячный. Железная до­рога должна рассмотреть претензию в 180 дней, и на это время течение срока давности приостанавливается. Ответственность железных дорог за несохранность и просрочку доставки багажа аналогична условиям пере­возок грузов по СМГС, однако был установлен опреде­ленный предел ответственности перевозчика. Забота о сохранности ручной клади лежит на пассажире. Ответственность железной дороги за причинение вре­да здоровью пассажира должна определяться согласно законодательству той страны, где имел место несчастный случай, поскольку в СМПС унифицированных мате­риальных норм по данному вопросу нет.


31.Правила дорожного движения установлены Конвен­цией о дорожном движении и Протоколом о дорожных знаках и сигналах от 19 сентября 1949 г. (действует ре­ дакция 1968 г., вступившая в силу в 1977 г.). РФ участ­вует в этих соглашениях. Действует также Таможенная конвенция о международных перевозках грузов 1959 года (в 1978 г. вступила в силу новая редакция). РФ—ее участник, Условия договора международной автомобильной пе­ревозки грузов между европейскими странами опреде­ляются Конвенцией о договоре международной дорож­ной перевозки грузов (сокращенно — ЦМР) от 19 мая 1956 г. В конвенции участвует большинство европейских государств. СССР присоединился к ней в 1983 году, и с 1 августа 1986 г. перевозки грузов советским автомо­бильным транспортом регулируются этой конвенцией. Конвенция определяет основные права и обязанности грузовладельца и перевозчика при автомобильной пере­возке, порядок приема груза к перевозке и выдачи его в пункте назначения. Установлен также предел ответ­ственности перевозчика при несохранностн груза — 25 золотых франков за 1 кг веса брутто. Конвенция дей­ствует для РФ. При автомобильных перевозках существенное значе­ние имеет создание гарантий при причинении вреда треть­им лицам автотранспортными средствами — источником повышенной опасности. Это достигается посредством введения обязательного страхования гражданской ответ­ственности, что предусматривается как внутренним зако­нодательством, так и рядом международных соглаше­ний. Так, в заключенных с рядом^стран двусторонних соглашениях об организации автомобильного сообщения предусматривается обязательное страхование граждан­ской ответственности при международных автомобиль­ных перевозках

32.Условия воздушных перевозок пассажиров и грузов определяются Варшавской конвенцией для унификации некоторых правил, касающихся международных воздуш­ных перевозок, 1929 года. Она дополнена Гаагским протоколом 1933 года. В конвенции участвует более 100 государств, большинство из которых ратифицировало также Гаагский протокол. СССР — участник конвенции (с 1934 г.) и протокола (с 1957 г.). Конвенция и протокол действуют для РФ. Действие Варшавской конвенции рас­пространяется на воздушные перевозки между участ­вующими в ней странами, а также на перевозки, когда место отправления и место назначения находятся на территории одного и того же государства-участника, а остановка предусмотрена на территории другого государ­ства, хотя бы и не участвующего в конвенции. В конвен­ции определены основные требования к перевозочным до­кументам, права отправителя на распоряжение грузом в пути следования, порядок выдачи груза в пункте назна­чения, ответственность перевозчика перед пассажирами и грузовладельцем. Согласно Варшавской конвенции, ответственность перевозчика основана на вине, которая презюмируется, то есть, иными словами, ответственность наступает не­зависимо от доказательства вины перевозчика. Варшавская конвенция оставила открыты­ми вопросы о порядке определения размера возмеще­ния (в пределах установленного его максимума) и о круге лиц, имеющих право на возмещение в случае гибели пас­сажиров, они решаются в судах каждого государства в соответствии с национальным законодательством и сло­жившейся в данном государстве практикой. Эти вопросы могут решаться на основании закона суда, закона пере­возчика, закона места заключения договора перевозки. При рассмотрении исков граждан и их иждивенцев в российских судах применяется закон суда, то есть суды руководствуются гл. 19 Основ гражданского законода­тельства и соответствующими статьями ГК РФ о деликт-ной ответственности.



36.Согласно Конституции РФ, мужчины и женщины имеют равные права и сво­боды. Для семейных отношений характерно полное равно­правие супругов в решении всех вопросов семейной жизни, в том числе и в отношении воспитания детей. Нормы нашего семейного права направлены на всемер­ную охрану интересов матери и ребенка. В семейных отношениях осуществляется равноправие граждан неза­висимо от их национальности, расы и отношения к рели­гии. Для семейного права ряда государств характерно главенство мужа; во многих странах до сих пор сохра­няется неравноправное положение мужа и жены в семье. Законодательство большинства государств исходит из единобрачия (моногамия). Однако до сих пор в отдель­ных странах Азии и Африки признается многоженство (полигамия), сохраняются архаические обычаи уплаты выкупа за невесту, установлен крайне низкий возраст для вступления женщины в брак. В государствах Запада коллизионные нормы семей­ного права отличаются большим разнообразием. Брач­ная правоспособность, то есть само право вступать в брак, отсутствие препятствий для вступления в брак — все это определяется в ряде государств личным законом каждого из супругов. В случае расторжения брака между супругами различного гражданства в ряде стран применяется законодательство страны гражданства мужа. Брак, заключенный в одном государстве в соответ­ствии с законом места его заключения, может быть не признан в другом государстве, что порождает так назы­ваемые «хромающие браки». Имущественные отношения супругов определяются в ряде государств личным законом мужа. В отношении защиты прав детей для России дейст­вует Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.



38.В РФ регистрируются браки как между отечествен­ными гражданами и иностранцами, так и между иност­ранцами, в том числе и между гражданами различных государств. Наше законодательство не устанавливает запрета для вступления российских граждан в брак с иностранцами или необходимости получения разреше­ния на такой брак. Браки наших граждан с иностранными гражданами, а также браки иностранных граждан между собой заключаются в РФ по российскому законодательству (ст. 161 Кодекса о браке и семье). Иными словами, в этой области применяется коллизионный принцип «места заключения брака». Брак заключается в форме, предусмотренной нашим законодательством, то есть регистрируется в бюро записи актов гражданского состояния (загсе) в соответ­ствии с установленными для такой регистрации прави­лами. Заключение в РФ брака по религиозному обряду не порождает юридических последствий, хотя бы отечест­венный закон и признавал такие браки. Согласие на вступление в брак в РФ должно быть сделано лично лицами, вступающими в брак. Материальные условия вступления в брак иностран­цев также определяются не по их национальному зако­ну, а по нашему закону. Так, по российскому закону для вступления в брак требуются наличие взаимного согла­сия, достижение брачного возраста и т. д. При регистрации браков наших граждан с иностран­цами в ряде случаев учитывается законодательство стра­ны гражданства иностранца, что позволяет уменьшить возможность непризнания брака, заключенного по на­шим законам, в стране гражданства иностранца. Согласно российскому законодательству, расторжение брака про­изводится либо в судебном порядке, либо в органах загса. В органах загса осуществляется расторжение бра­ка по взаимному согласию супругов, не имеющих не­совершеннолетних детей, а также в некоторых других случаях, предусмотренных законом (ст. 38, 39 Кодекса о браке и семье РСФСР). Согласно законодательству о браке и семье, расторжение браков российских граж­дан с иностранными гражданами, а также браков иност­ранных граждан между собой в РФ производится по российскому законодательству. Это означает, что указан­ные лица вправе расторгнуть брак как в суде, так и в органах загса (при наличии необходимых условий, уста­новленных законом). Российский суд рассматривает дела о расторжении брака нашего гражданина с иностран­цем и в тех случаях, когда оба супруга проживают за границей. Российский тражданин, проживающий вне пределов РФ, вправе расторгнуть брак с проживающим вне преде­лов РФ супругом независимо от его гражданства в нашем суде.


39. Гражданство детей. Правовое положение ребенка определяется его гражданством. Поэтому необходимо выяснить, как определяется в РФ гражданство детей. Согласно ст. 25 Закона о гражданстве РФ, граж­данство детей в возрасте до 14 лет следует гражданству родителей. Гражданство детей в возрасте от 14 до 18 лет изменяется при наличии их согласия. Гражданство детей не изменяется при изменении гражданства родителей, лишенных родительских прав. На изменение гражданства детей не требуется согласие родителей, лишенных родительских прав. Таким образом, в законодательстве РФ действует общепринятый принцип, в соответствии с которым граж­данство детей в возрасте до 14 лет автоматически сле­дует гражданству родителей. Подростки в возрасте от 14 до 18 лет дают согласие на изменение своего граж­данства в письменной форме. Этот документ должен быть нотариально удостоверен. Если оба родителя или единственный родитель приобретают гражданство РФ или у них прекращается гражданство РФ, то соответственно изменяется гражданство детей. Если оба родителя или единственный родитель про­живающего на территории РФ ребенка, над которым установлены опека или попечительство граждан РФ, вы­ходят из гражданства РФ и при этом не участвуют в воспитании этого ребенка, то ребенок по заявлению родителей, опекуна или попечителя сохраняет граждан­ство РФ (ст. 26). При изменении гражданства обоих родителей или единственного родителя (только матери или только отца) гражданство ребенка автоматически следует за граждан­ством родителей. При этом условие получения согласия подростка в возрасте от 14 до 18 лет сохраняет свою силу. Однако могут быть случаи, когда родители (или единственный родитель), выходя из российского граж­данства, не претендуют на своего ребенка, над которым установлены опека или попечительство. В таких случаях по заявлению родителей, опекуна или попечителя за ребенком сохраняется гражданство Российской Федера­ции.



40.Согласно Конвенции о правах ребенка 1989 года, «Государства-участники, которые признали и/или разре­шают существование системы усыновления, обеспечи­вают, чтобы наилучшие интересы ребенка учитывались в первостепенном порядке, и они: a) обеспечивают, чтобы усыновление ребенка разре­шалось только компетентными властями, которые опре­деляют в соответствии с применимыми законом и про­цедурами и на основе всей относящейся к делу и досто­верной информации, что усыновление допустимо ввиду статуса ребенка относительно родителей, родственников и законных опекунов и что, если требуется, заинтересо­ванные лица дали свое осознанное согласие на усыновле­ние на основе такой консультации, которая может быть необходимой; b) признают, что усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребенком, если ребенок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обес­печение какого-либо подходящего ухода в стране проис­хождения ребенка является невозможным; c) обеспечивают, чтобы в случае усыновления ребен­ка в другой стране применялись такие же гарантии и нормы, которые применяются в отношении усыновления внутри страны; d) принимают все необходимые меры с целью обеспе­чения того, чтобы в случае усыновления в другой стране устройство ребенка не приводило к получению неоправ­данных финансовых выгод, связанных с этими лицами (ст. 21)». Статья 165 Кодекса о браке и семье допускает усыновление в РФ иностранными гражданами детей, являющихся как российскими гражданами, так и ино­странными, проживающими в РФ. Усыновление детей, являющихся гражданами Россий­ской Федерации, иностранными гражданами на террито­рии Российской Федерации производится в порядке, установленном Кодексом о браке и семье, при условии получения на это усыновление разрешения соответствен­но высшего исполнительного органа власти республики в составе Российской Федерации, автономной области, автономного округа, администрации края, области, горо­дов Москвы и Санкт-Петербурга. Усыновление детей, являющихся гражданами Рос­сийской Федерации и проживающих вне пределов Рос­сийской Федерации, производится в консульском учреж­дении Российской Федерации. Посредническая деятельность негосударственных организаций и частных лиц по содействию в усыновле­нии детей не допускается, за исключением организаций иностранных государств, уполномоченных соответствую­щими органами этих государств и аккредитованных федеральным органом исполнительной власти, зани­мающимся вопросами опеки и попечительства в отно­шении несовершеннолетних. Порядок аккредитации оп­ределяется Советом Министров — Правительством Рос­сийской Федерации (ст. 1б51 Кодекса о браке и се­мье) . Усыновление ребенка — российского гражданина, проживающего за границей, которое произведено в ор­ганах государства, на территории которого проживает ребенок, признается действительным в РФ при условии, что было предварительно получено разрешение на такое усыновление от уполномоченного на то органа. Таким образом, для признания усыновления необходимо соблю­дение разрешительного порядка, установленного для случаев усыновления российских детей иностранцами.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.