22. К
внешнеторговым сделкам наша доктрина относит сделки, в которых хотя бы одна
из сторон является иностранным гражданином или иностранным юридическим лицом
и содержанием которых являются операции ^ по ввозу из-за границы товаров или
по вывозу товаров за границу либо какие-нибудь подсобные операции, связанные
с вывозом или ввозом товаров. Таким образом, к внешнеторговым сделкам
относятся договоры купли-продажи товаров, а также договоры подряда, комиссии
и ряд других договоров, заключаемых между организациями и фирмами различных
государств. Наиболее широко распространенным видом внешнеторговых сделок является
договор внешнеторговой купли-продажи, поэтому в дальнейшем изложении основное
внимание уделяется этому виду договора. Венская конвенция о договорах
международной купли-продажи товаров 1980 года понимает под такими договорами
договоры купли-продажи товаров, заключенные между сторонами, коммерческие
предприятия которых находятся в разных государствах. На практике встречаются
различные виды сделок. Традиционными являются сделки купли-продажи товаров в
материальной форме. По таким сделкам продавец обязуется передать товар в
собственность покупателя в установленные контрактом сроки и на определенных
условиях, а покупатель обязуется принять товар и уплатить за него Определенную
денежную сумму. Различаются сделки по экспорту и по импорту товаров. В
современных условиях наряду с куплей-продажей товаров все большее значение
приобретают различные договоры (контракты) по оказанию всякого рода услуг,
проведению работ, оказанию технического содействия в строительстве
предприятий, созданию промышленных комплексов и осуществлению других
проектов, сотрудничеству в производстве отдельных видов оборудования,
проведению совместных конструкторских и научно-исследовательских работ,
лицензионные договоры об использовании изобретений и других
научно-технических достижений («ноу-хау»), договоры о передаче
научно-технической документации, договоры инжиниринга, лизинга и др. Все эти
договоры представляют собой различные виды внешнеэкономических сделок.
Сделки заключаются внешнеэкономическими организациями, промышленными
предприятиями (объединениями) и иными организациями (см. гл. 5). В торговых
отношениях России с рядом государств контракты заключаются во исполнение
межправительственных соглашений о товарообороте, о предоставлении
государственных кредитов для поставки товаров в Россию и др.
23.Российские
юридические лица и иные наши организации, точно так же как и граждане
России, если им принадлежит недвижимое имущество за рубежом, имеют право
владеть, пользоваться и распоряжаться таким имуществом в полном объеме в
соответствии с правилами местного законодательства. Считается
общепризнанным, что если в каком-либо государстве вещь правомерно перешла по
законам этого государства в собственность определенного лица, то при
изменении места нахождения вещи право собственности на данную вещь
сохраняется за ее собственником. Таким образом, признается право собственности
на вещь, приобретенную за границей. Во-вторых, обычно признается, что объем
прав собственника определяется законом места нахождения вещи. Из этого
следует, что при перемещении вещи из одного государства в другое (как это
происходит именно с движимым имуществом) соответственно изменяется и содержание
прав собственника. При этом не имеет значения, какие права принадлежали
собственнику вещи до ее. перемещения в данное государство. Право собственности
на вещь, например приобретенную иностранцем на своей родине, признается, но
содержание этого права будет определяться не законом страны его гражданства,
а законом места нахождения вещи. Коллизионные вопросы отношений, вытекающих
из права собственности, регулируются также в отдельных международных
соглашениях. Гаагская конвенция о праве, применяемом к переходу права
собственности в международной торговле товарами, 1958 года решает ряд
вопросов, связанных с переходом права собственности, не на основании
принципа lex rei sitae, а на основании обязательственного
статута, то есть права, применяемого сторонами к сделке внешнеторговой купли-продажи.
В действующем в России законодательстве имеется несколько коллизионных норм,
касающихся права собственности. Основное правило содержится в ст. 164 Основ
гражданского законодательства 1991 года, носящей название «Право
собственности». Таким образом, в РФ закон места нахождения вещи признается
исходным коллизионным началом для решения вопросов права собственности. Закон
места нахождения вещи определяет прежде всего, какие вещные права возможны
вообще и каково их содержание.
|
29. В законодательстве многих
государств обычно не содержится коллизионных норм, предусматривающих, право
какой страны подлежит применению к отношениям по морской перевозке грузов.
Эти вопросы решаются судебной практикой. Согласно Закону Польши применяется
закон, избранный сторонами. При отсутствии выбора к договору перевозки
применяется закон места нахождения перевозчика. Морские перевозки грузов могут
осуществляться на различных условиях. Если такая перевозка осуществляется
без предоставления морским перевозчиком всего судна или его части, то
отношения между участниками перевозки оформляются коносаментом. Установлен
принцип ответственности морского перевозчика за вину. Однако перевозчик не
несет ответственности за так называемую «навигационную ошибку» (ошибка
капитана, матроса, лоцмана в судовождении или управлении судном). Наиболее
прогрессивной формой доставки грузов морем являются регулярные, или линейные,
перевозки, которые обычно осуществляются на основании соглашений об
организации постоянных морских линий. Такие' соглашения могут быть
межгосударственными, однако чаще они заключаются заинтересованными
судовладельческими компаниями. В соглашениях о линии фиксируются основные
условия эксплуатации соответствующих линий, а условия морских линейных
перевозок определяются в линейных коносаментах, правилах и тарифах
соответствующих судовладельческих компаний. Условия линейных перевозок имеют
некоторые транспортно-правовые особенности, однако специфические коллизионные
вопросы в этой области, как правило, не возникают. Большинство морских линий
эксплуатируется в настоящее время в рамках соглашений между крупными
судовладельческими компаниями, образующими таким путем группы перевозчиков,
получившие название линейных конференций. В целях устранения
дискриминационных элементов в деятельности линейных конференций в рамках ООН
по инициативе развивающихся стран в 1974 году было заключено
важное международное соглашение — Конвенция о Кодексе поведения линейных
конференций. Конвенция содержит ряд положений, направленных на введение
работы линейных конференций в определенные рамки, исключающие дискриминацию и
создающие баланс интересов перевозчика и грузовладельцев. СССР ратифицировал
конвенцию в 1979 году. Она вступила в силу в октябре 1983 года. Морские
перевозки могут также осуществляться по чартеру. В этом случае для перевозки
груза предоставляются все судно, его часть или определенные помещения. Обычно
на практике применяются проформы чартерен, разработанные международными
морскими организациями, а также национальными объединениями судовладельцев.
Чартеры разрабатываются по видам гру-зсв (угольные, нефтяные, лесные и т.
д.), благодаря чему учитывается специфика перевозки отдельных грузов.
30.В течение длительного времени
наиболее важными соглашениями в области железнодорожного транспорта были
Бернские конвенции о железнодорожных перевозках грузов и пассажиров
[сокращенно — МГК (или СИМ) и МПК <или СИВ) ]. В 'них участвуют 33 государства
(большинство стран Европы, а также ряд стран Азии и Северной Африки). В 1966
году было заключено Дополнительное соглашение к МПК об ответственности
железных дорог при перевозках пассажиров. В 1980 году на конференции по
пересмотру Бернских конвенций было принято новое Соглашение о международных
железнодорожных перевозках (КОТИФ). КОТИФ объединяет международно-правовые
нормы Бернских конвенций и Дополнительного соглашения 1966 года в едином
основном соглашении, к которому имеются два приложения (А и В), содержащие
нормы гражданско-правового характера об условиях международных
железнодорожных перевозок. Единые правила МГК действуют только в отношении
перевозок по определенным железнодорожным линиям, перечень которых
устанавливают участники соглашения. Ставки провозных платежей определяются
национальными и международными тарифами. Предельный размер ответственности
железных дорог в случае несохранности перевозимых грузов в КОТИФ определен в
расчетных единицах Международного валютного фонда—СПЗ (17 СПЗ, или 51 старый
золотой франк за 1 кг веса брутто). Правила КОТИФ предусматривают, что
причиненные просрочкой в доставке убытки возмещаются грузовладельцу в
пределах трехкратных провозных платежей. Заключение договора международной
перевозки грузов оформляется составлением накладной по предписанной СМГС
форме, а грузоотправитель получает дубликат накладной. Сроки доставки груза
определены в СМГС. Иски к железным дорогам предъявляются в суде, причем
предварительно перевозчику должна быть направлена претензия. Для
предъявления претензий и исков действует девятимесячный срок, а
по требованиям о просрочке в доставке груза — двухмесячный. Железная дорога
должна рассмотреть претензию в 180 дней, и на это время течение
срока давности приостанавливается. Ответственность железных дорог за
несохранность и просрочку доставки багажа аналогична условиям перевозок
грузов по СМГС, однако был установлен определенный предел ответственности
перевозчика. Забота о сохранности ручной клади лежит на пассажире.
Ответственность железной дороги за причинение вреда здоровью пассажира
должна определяться согласно законодательству той страны, где имел место
несчастный случай, поскольку в СМПС унифицированных материальных норм по
данному вопросу нет.
31.Правила дорожного движения установлены Конвенцией о дорожном
движении и Протоколом о дорожных знаках и сигналах от 19 сентября 1949 г. (действует ре дакция 1968 г., вступившая в силу в 1977 г.). РФ участвует в этих соглашениях. Действует также Таможенная конвенция о международных перевозках грузов 1959
года (в 1978 г. вступила в силу новая редакция). РФ—ее участник, Условия
договора международной автомобильной перевозки грузов между европейскими
странами определяются Конвенцией о договоре международной дорожной
перевозки грузов (сокращенно — ЦМР) от 19 мая 1956 г. В конвенции участвует большинство европейских государств. СССР присоединился к ней в 1983
году, и с 1 августа 1986 г. перевозки грузов советским автомобильным
транспортом регулируются этой конвенцией. Конвенция определяет основные права
и обязанности грузовладельца и перевозчика при автомобильной перевозке,
порядок приема груза к перевозке и выдачи его в пункте назначения. Установлен
также предел ответственности перевозчика при несохранностн груза — 25
золотых франков за 1 кг веса брутто. Конвенция действует для РФ. При
автомобильных перевозках существенное значение имеет создание гарантий при
причинении вреда третьим лицам автотранспортными средствами — источником
повышенной опасности. Это достигается посредством введения обязательного
страхования гражданской ответственности, что предусматривается как
внутренним законодательством, так и рядом международных соглашений. Так, в
заключенных с рядом^стран двусторонних соглашениях об организации
автомобильного сообщения предусматривается обязательное страхование гражданской
ответственности при международных автомобильных перевозках
|
32.Условия воздушных перевозок пассажиров и грузов определяются
Варшавской конвенцией для унификации некоторых правил, касающихся
международных воздушных перевозок, 1929 года. Она дополнена Гаагским
протоколом 1933 года. В конвенции участвует более 100 государств, большинство
из которых ратифицировало также Гаагский протокол. СССР — участник конвенции
(с 1934 г.) и протокола (с 1957 г.). Конвенция и протокол действуют для РФ.
Действие Варшавской конвенции распространяется на воздушные перевозки между
участвующими в ней странами, а также на перевозки, когда место отправления и
место назначения находятся на территории одного и того же
государства-участника, а остановка предусмотрена на территории другого
государства, хотя бы и не участвующего в конвенции. В конвенции определены
основные требования к перевозочным документам, права отправителя на
распоряжение грузом в пути следования, порядок выдачи груза в пункте назначения,
ответственность перевозчика перед пассажирами и грузовладельцем. Согласно Варшавской
конвенции, ответственность перевозчика основана на вине, которая
презюмируется, то есть, иными словами, ответственность наступает независимо
от доказательства вины перевозчика. Варшавская конвенция оставила открытыми
вопросы о порядке определения размера возмещения (в пределах установленного
его максимума) и о круге лиц, имеющих право на возмещение в случае гибели пассажиров,
они решаются в судах каждого государства в соответствии с национальным
законодательством и сложившейся в данном государстве практикой. Эти вопросы
могут решаться на основании закона суда, закона перевозчика, закона места
заключения договора перевозки. При рассмотрении исков граждан и их иждивенцев
в российских судах применяется закон суда, то есть суды руководствуются гл.
19 Основ гражданского законодательства и соответствующими статьями ГК РФ о
деликт-ной ответственности.
36.Согласно
Конституции РФ, мужчины и женщины имеют равные права и свободы. Для
семейных отношений характерно полное равноправие супругов в решении всех
вопросов семейной жизни, в том числе и в отношении воспитания детей. Нормы
нашего семейного права направлены на всемерную охрану интересов матери и
ребенка. В семейных отношениях осуществляется равноправие граждан независимо
от их национальности, расы и отношения к религии. Для семейного права ряда
государств характерно главенство мужа; во многих странах до сих пор сохраняется
неравноправное положение мужа и жены в семье. Законодательство большинства
государств исходит из единобрачия (моногамия). Однако до сих пор в отдельных
странах Азии и Африки признается многоженство (полигамия), сохраняются
архаические обычаи уплаты выкупа за невесту, установлен крайне низкий возраст
для вступления женщины в брак. В государствах Запада коллизионные нормы семейного
права отличаются большим разнообразием. Брачная правоспособность, то есть
само право вступать в брак, отсутствие препятствий для вступления в брак —
все это определяется в ряде государств личным законом каждого из супругов. В
случае расторжения брака между супругами различного гражданства в ряде стран
применяется законодательство страны гражданства мужа. Брак, заключенный в
одном государстве в соответствии с законом места его заключения, может быть
не признан в другом государстве, что порождает так называемые «хромающие
браки». Имущественные отношения супругов определяются в ряде государств
личным законом мужа. В отношении защиты прав детей для России действует
Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.
38.В РФ регистрируются браки как между
отечественными гражданами и иностранцами, так и между иностранцами, в том
числе и между гражданами различных государств. Наше законодательство не
устанавливает запрета для вступления российских граждан в брак с иностранцами
или необходимости получения разрешения на такой брак. Браки наших граждан с
иностранными гражданами, а также браки иностранных граждан между собой
заключаются в РФ по российскому законодательству (ст. 161 Кодекса о браке и
семье). Иными словами, в этой области применяется коллизионный принцип «места
заключения брака». Брак заключается в форме, предусмотренной нашим
законодательством, то есть регистрируется в бюро записи актов гражданского
состояния (загсе) в соответствии с установленными для такой регистрации
правилами. Заключение в РФ брака по религиозному обряду не порождает
юридических последствий, хотя бы отечественный закон и признавал такие
браки. Согласие на вступление в брак в РФ должно быть сделано лично лицами,
вступающими в брак. Материальные условия вступления в брак иностранцев также
определяются не по их национальному закону, а по нашему закону. Так, по
российскому закону для вступления в брак требуются наличие взаимного согласия,
достижение брачного возраста и т. д. При регистрации браков наших граждан с
иностранцами в ряде случаев учитывается законодательство страны гражданства
иностранца, что позволяет уменьшить возможность непризнания брака,
заключенного по нашим законам, в стране гражданства иностранца. Согласно российскому
законодательству, расторжение брака производится либо в судебном порядке,
либо в органах загса. В органах загса осуществляется расторжение брака по
взаимному согласию супругов, не имеющих несовершеннолетних детей, а также в
некоторых других случаях, предусмотренных законом (ст. 38, 39 Кодекса о браке
и семье РСФСР). Согласно законодательству о браке и семье, расторжение браков
российских граждан с иностранными гражданами, а также браков иностранных
граждан между собой в РФ производится по российскому законодательству. Это
означает, что указанные лица вправе расторгнуть брак как в суде, так и в
органах загса (при наличии необходимых условий, установленных законом).
Российский суд рассматривает дела о расторжении брака нашего гражданина с
иностранцем и в тех случаях, когда оба супруга проживают за границей.
Российский тражданин, проживающий вне пределов РФ, вправе расторгнуть брак с
проживающим вне пределов РФ супругом независимо от его гражданства в нашем
суде.
|
39. Гражданство детей. Правовое положение
ребенка определяется его гражданством. Поэтому необходимо выяснить, как
определяется в РФ гражданство детей. Согласно ст. 25 Закона о гражданстве
РФ, гражданство детей в возрасте до 14 лет следует гражданству
родителей. Гражданство детей в возрасте от 14 до 18 лет изменяется при наличии
их согласия. Гражданство детей не изменяется при изменении гражданства
родителей, лишенных родительских прав. На изменение гражданства детей не
требуется согласие родителей, лишенных родительских прав. Таким образом, в
законодательстве РФ действует общепринятый принцип, в соответствии с которым
гражданство детей в возрасте до 14 лет автоматически следует гражданству
родителей. Подростки в возрасте от 14 до 18 лет дают согласие на изменение
своего гражданства в письменной форме. Этот документ должен быть нотариально
удостоверен. Если оба родителя или единственный родитель приобретают
гражданство РФ или у них прекращается гражданство РФ, то соответственно
изменяется гражданство детей. Если оба родителя или единственный родитель проживающего
на территории РФ ребенка, над которым установлены опека или попечительство
граждан РФ, выходят из гражданства РФ и при этом не участвуют в воспитании
этого ребенка, то ребенок по заявлению родителей, опекуна или попечителя
сохраняет гражданство РФ (ст. 26). При изменении гражданства обоих родителей
или единственного родителя (только матери или только отца) гражданство
ребенка автоматически следует за гражданством родителей. При этом условие
получения согласия подростка в возрасте от 14 до 18 лет сохраняет свою силу.
Однако могут быть случаи, когда родители (или единственный родитель), выходя
из российского гражданства, не претендуют на своего ребенка, над которым
установлены опека или попечительство. В таких случаях по заявлению родителей,
опекуна или попечителя за ребенком сохраняется гражданство Российской Федерации.
40.Согласно Конвенции о правах ребенка 1989 года,
«Государства-участники, которые признали и/или разрешают существование
системы усыновления, обеспечивают, чтобы наилучшие интересы ребенка учитывались
в первостепенном порядке, и они: a) обеспечивают, чтобы усыновление ребенка
разрешалось только компетентными властями, которые определяют в
соответствии с применимыми законом и процедурами и на основе всей
относящейся к делу и достоверной информации, что усыновление допустимо ввиду
статуса ребенка относительно родителей, родственников и законных опекунов и
что, если требуется, заинтересованные лица дали свое осознанное согласие на
усыновление на основе такой консультации, которая может быть необходимой; b)
признают, что усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве
альтернативного способа ухода за ребенком, если ребенок не может быть передан
на воспитание или помещен в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание
или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране
происхождения ребенка является невозможным; c) обеспечивают, чтобы в случае
усыновления ребенка в другой стране применялись такие же гарантии и нормы,
которые применяются в отношении усыновления внутри страны; d)
принимают все необходимые меры с целью обеспечения того, чтобы в случае
усыновления в другой стране устройство ребенка не приводило к получению
неоправданных финансовых выгод, связанных с этими лицами (ст. 21)». Статья
165 Кодекса о браке и семье допускает усыновление в РФ иностранными
гражданами детей, являющихся как российскими гражданами, так и иностранными,
проживающими в РФ. Усыновление детей, являющихся гражданами Российской
Федерации, иностранными гражданами на территории Российской Федерации
производится в порядке, установленном Кодексом о браке и семье, при условии
получения на это усыновление разрешения соответственно высшего
исполнительного органа власти республики в составе Российской Федерации,
автономной области, автономного округа, администрации края, области, городов
Москвы и Санкт-Петербурга. Усыновление детей, являющихся гражданами Российской
Федерации и проживающих вне пределов Российской Федерации, производится в
консульском учреждении Российской Федерации. Посредническая деятельность
негосударственных организаций и частных лиц по содействию в усыновлении
детей не допускается, за исключением организаций иностранных государств,
уполномоченных соответствующими органами этих государств и аккредитованных
федеральным органом исполнительной власти, занимающимся вопросами опеки и
попечительства в отношении несовершеннолетних. Порядок аккредитации определяется
Советом Министров — Правительством Российской Федерации (ст. 1б51
Кодекса о браке и семье) . Усыновление ребенка — российского гражданина,
проживающего за границей, которое произведено в органах государства, на
территории которого проживает ребенок, признается действительным в РФ при
условии, что было предварительно получено разрешение на такое усыновление от
уполномоченного на то органа. Таким образом, для признания усыновления
необходимо соблюдение разрешительного порядка, установленного для случаев
усыновления российских детей иностранцами.
|