Рефераты. Комплекс экономических и социально-политических проблем, мешающих активному развитию интеграции в Африке в начале ХХI века

Серьезным препятствием интеграционному процессу, особенно в социальной сфере и на "низовом", народном уровне, является культурно-языковая пестрота. По разным оценкам в Африке насчитывается от 1000 до 2000 языков[36]. Крупнейшими семьями африканских языков являются нигеро-кардофанская, используемая, согласно данным на 2005 г., более чем половиной населения Африки, и афразийская (около 35%), затем идут нило-сахарская (около 6%), индоевропейская (2%) и т.д. [37]

Отсутствие общего языка оказывает негативное влияние не только на интеграционные процессы, но и на общекультурное развитие Африканского континента в целом. Более того, многообразие традиционных культурных ценностей нередко становилось причиной межгосударственных противоречий, а этнический фактор использовался как предлог для предъявления территориальных и других претензий.

Таким образом, этническая и культурно-языковая пестрота населения на местном и региональном уровнях превращается в препятствие развитию межафриканских отношений и межгосударственной интеграции.

Межстрановые миграции. В сложном комплексе социальных проблем, которые африканские государства пытаются решить, значительное место занимают межстрановые миграции как один из важных аспектов проблемы занятости, обострившейся с начала XXI века в большинстве стран африканского континента.

Африканский континент является одним из самых "мобильных" районов мира, где миграции населения приобрели небывалый размах и включают широкий спектр добровольных и вынужденных трансграничных и трансконтинентальных перемещений.

Миграционные процессы в данном регионе охватили прежде всего экономическую сферу, перемещение рабочей силы по экономическим мотивам между деревенским и городским населением в рамках одной страны, в пределах одного субрегиона и за пределами последнего (Африканский Рог, Центральная и Южная Африка). Масштабы миграций определяют, помимо экономических, экологические, политические, социально-психологические факторы. В итоге Африка, по оценкам, имеет наиболее высокие среднегодовые темпы роста миграций: 3,7 в 1995-2005 гг. против 1,7 в целом по миру[38].

Относительное аграрное перенаселение и обезземеливание крестьянства, растущие масштабы безработицы и неполной занятости при неблагоприятных демографических процессах серьезно осложняют социально-экономическую ситуацию, порождая, в частности, весьма значительные трудовые миграции в различных субрегионах континента. Положение усугубляется тем, что большинство иммигрантов являются "безбумажными" нелегалами[39]. Эта категория трудящихся не может надеяться на получение основных гражданских и профессиональных прав. На них не распространяются действия трудового законодательства, особенно в вопросах социального обеспечения и страхования. В итоге процесс социальной и культурной интеграции мигрантов протекает крайне медленно.

При этом наряду с массовыми перемещениями низко - или вовсе неквалифицированной рабочей силы имеет место и так называемая "утечка мозгов", вызванная неудовлетворенностью дипломированных специалистов социально-экономическим и профессиональным статусом в своей стране.

"Утечка мозгов" из Африки увеличивалась по мере роста чила специалистов с высшим образованием, не находивших работу в собственных странах. По оценкам ЮНТКАД, среднегодовое число высококвалифицированных мигрантов, выезжавших из Африки в 1985-95 гг. составляло 23000, в 1995-2005 более 350 тыс. [40]

Наряду с экономической мотивацией, миграции вызываются политическими причинами (войны, межэтнические конфликты), а также экологическими бедствиями (засухи, наводнения и т.п.): и то, и другое порождает потоки беженцев. Практически перманентная политическая нестабильность в разных субрегионах Африки делает эти потоки весьма заметной составляющей структуры всей миграции: за 1990-2000 гг. число вынужденных переселенцев возросло в 13 раз - с 300 тыс. до 4 млн[41]. Согласно некоторым оценкам, к 2007 г. масса африканских беженцев возросла до 20-25 млн. чел. По масштабам этого феномена Африка далеко впереди других регионов: каждый второй беженец в мире - африканец[42]. Основными "поставщиками" беженцев стали Мозамбик, Либерия, Эфиопия, Ангола, Судан, Сомали, Сьерра-Леоне, Руанда, Бурунди, ДРК, Чад.

Но основная масса беженцев не имеет средств для перемещения на большие расстояния, поэтому лишь малая часть всех вынужденных переселенцев оказывается за пределами континента на положении "ищущих убежище" и "беженцев". Не смотря на это, афро-европейская миграция вызывает большие опасения со стороны государств Западной Европы. Основными центрами притяжения являются: Франция, Португалия, Германия, Бельгия, Италия, Голландия. При этом, львиную долю (почти ¾) африканской эмиграции в Западную Европу поставляют страны Магриба, и более половины этой массы идет из Марокко.

Распределение всей африканской иммиграции между принимающими странами Западной Европы в начале 2006 г. выглядело следующим образом (в %) [43]: Франция - 57,7; Германия - 8,4; Голландия - 7; Великобритания - 6,9; Бельгия - 6,7; Италия - 6,0; Испания - 2,2; Португалия - 1,7 и т.д.

Таким образом, Африка в целом предстает как регион весьма интенсивных миграционных процессов. Их параметры, определяемые экономическими, политическими, экологическими условиями, и в дальнейшем будут зависеть от этих факторов.

1.2.2 Политическая составляющая

Проблемы региональной интеграции в Африке в значительной степени обусловлены характером организации политического процесса на африканском континенте. Как отмечает Н.Д. Косухин, политическая власть реализуется посредством государственной власти, выражающей, как правило, экономические, политические и идеологические интересы господствующего класса[44]. В развивающихся странах Африки политическая власть не столь социально обусловлена и растекается в традиционные, этнические, религиозные отношения. Политическая сфера в этих государствах обладает своей спецификой. Социальная основа власти представлена блоком разнородных сил, в котором руководящая роль принадлежит политической элите. В осуществлении властных функций участвуют не только государство и правящие партии, массовые общественные организации, но и традиционные институты[45].

Природное и культурно-этническое многообразие африканского мира, самобытность этногенеза, исторических судеб его народов во многом определили специфику общественного развития стран континента.

Важно учитывать и тот факт, что в XXI век Африка вошла с отсталой экономикой и осталась регионом перманентной политической нестабильности. В этих условиях большую роль играет мобилизация внутренних ресурсов населения, строгой дисциплины, контроля и учета со стороны государства. Отсюда возникает острая необходимость в сильной власти.

В подготовленном Всемирным банком докладе о перспективах развития Черного континента, озаглавленном "Может ли Африка претендовать на ХХI век?" отмечается, что безоглядная либерализация и стремительный отказ государства от участия в экономической жизни не всегда приносят хорошие результаты. Документ указывает на необходимость "сильного и действенного государства"[46]. В докладе подчеркивается необходимость сделать еще очень многое, чтобы государственные институты стали по-настоящему отражать надежды и чаяния африканских народов. Предполагается добиться представительства в них различных этнических групп, в том числе национальных меньшинств, передать часть полномочий центральных органов на места и превратить местную власть в реально работающую, утвердить верховенство закона, уменьшить масштабы коррупции, повысить эффективность госаппарата.

В месте с тем следует учитывать, что одной из особенностей осуществления политической власти в Африке является своеобразный культ государства, почетность всякой близости к нему и причастность, что составляет одну из самых старинных восточных традиций[47]. В политической жизни Африки преобладающим типом институционализации государственной власти остается авторитарно-бюрократический, основанный на доминирующем положении в системе государства институтов исполнительной власти и отождествлением ее с личной властью правителей. Африканская разновидность бюрократического государства покоится на административном централизме и патримониализме, который означает субъективно-личностные отношения[48].

За годы независимости колониальные конструкции, навязанные африканским обществам извне, быстро африканизировались, а современные государственные институты успели пропитаться традиционными представлениями о власти и авторитете[49].

В условиях политической нестабильности, отсутствия гражданского согласия, а также перед угрозой территориального распада и в результате борьбы за власть между различными группировками повсеместно сформировались однопартийные системы, которые привели к утверждению авторитарных политических режимов. В начале 2000-х годов они существовали в 38 из 45 государств Тропической Африки. В целом политическая власть в африканских странах представляет собой сложную систему общественных отношений, множество изменений. Механизмы власти, методы ее осуществления характеризуются сочетанием строгого и нового, привнесении в новую систему политических отношений этнических, религиозных, клановых и иных неклассовых связей. В результате власть отличается гибридностью, этничностью, что приводит к ее неустойчивости и противоречивости. В большинстве государств Африки возник разбухший, непрофессиональный и неэффективный бюрократический аппарат. При аморфности социальных структур единственной организованной силой оставалась армия. Результат - бесконечные военные перевороты.

В таких условиях сам факт стремления африканских лидеров к интеграции отражает здоровую внутриполитическую тенденцию к сближению различных социально-политических групп континента, сотрудничеству и отстаиванию собственных интересов на поле мировой политики и экономики.

Военные конфликты в Африке. В последние десятилетия за Африкой прочно утвердилась репутация самого конфликтного региона нашей планеты. Действительно, уже в постколониальный период здесь было зафиксировано 35 вооруженных конфликтов, в ходе которых погибло около 10 млн. человек, причем более 90% из них составляли мирные жители[50]. Только в 1980-2000-х годах в Африке произошло 78 государственных переворотов, которые стоили жизни 25 президентам[51]. На протяжении многих лет болевыми точками на континенте оставались Ангола, Сомали, Судан, Демократическая Республика Конго, Руанда, Бурунди, Либерия, Нигерия, Эфиопия, Мозамбик, Западная Сахара, Уганда, Чад, Мавритания, некоторые другие страны. Африка представляет собой единственный регион мира, где число конфликтов год от года не только не уменьшается, но даже возрастает. Возникновение такой конфликтоопасной ситуации в Африке объясняют целым комплексом причин различного характера. В процессе взаимоотношений между африканскими странами нередко возникают спорные вопросы, которые могут быть объективно обусловлены различиями интересов этих стран в политической, экономической и других областях, колониальным прошлым, неоколониальным воздействием или субъективными факторами исторического, этнического, географического и психологического порядка и различной степенью воздействия каждого из них. Неблагоприятное сочетание этих условий может привести к перерастанию спора в конфликт различной степени интенсивности вплоть до применения вооруженных сил.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.