Рефераты. Комплекс экономических и социально-политических проблем, мешающих активному развитию интеграции в Африке в начале ХХI века

ЕС превратил АС в основу своей африканской политики.26 января 2004 г., в своей Общей Позиции по вопросам предотвращения, регулирования и разрешения конфликтов в Африке, государства-члены ЕС подтвердили свою поддержку действиям Африканского Союза в этой области[109]. По планам АС строительство в Африке механизмов по урегулированию конфликтов должно базироваться на возможностях и деятельности региональных организаций. ЕС также должен обратить свое внимание на эти организации и по возможности обеспечить их соответствующей помощью. В частности, одна из подобных организаций, ЕКОВАС, ставила своей целью обеспечение мира и безопасности в регионе уже с 1970-х гг.

Кроме того, в сфере особых интересов ЕС находится и вопрос, связанный с энергоресурсами. Как уже отмечалось выше, Африканские страны в последние десятилетия выступают на мировом рынке как крупные поставщики минерального сырья (нефти и природного газа), а значит, представляют огромный интерес для европейских государств, которые вынуждены импортировать данные виды сырья. Более того, согласно некоторым оценкам, доля импорта газа в Европе в последующие годы будет только увеличиваться. В настоящее время поставки газа на европейский рынок идут из трех регионов: России, Африки и Северного моря. От сотрудничества с африканскими государствами ЕС получает реальную выгоду в виде доступа к энергетическим ресурсам в таких государствах как Нигерия и Ангола, а также других странах, которые входят в Экономическое Содружество стран Западной Африки.

С точки зрения энергопоставок особое значения для ЕС представляет Алжир. Еврокомиссия считает, что доступ к алжирским газовым резервуарам может свести зависимость ЕС от поставок газа из России к минимуму. В 2007 году был подписан ряд соглашений, которые открыли ЕС доступ к алжирскому газу, а также одобрен проект строительства газопровода, который напрямую свяжет Алжир и Европу.

В целом Европейский Союз стремиться сделать всю Африку зоной собственных интересов. Это связано с тем, что Африка представляет собой огромный рынок сбыта и хранилище природных ресурсов. В 2005 году Евросоюзом был принят специальный документ "Европейская стратегия для Африки: Евро-Африканское соглашение по ускорению развития Африки".

ЕС считает, что одним из механизмов расширения своего влияния на этот континент является его развитие. С этой целью только в 2005 году ЕС выделил и направил в страны Африки 85 миллиардов евро[110]. В 2000 году эта помощь составляла только 5 миллиардов. Скорее всего, в ближайшее время Африка станет одним из центральных стратегических направлений в европейской геополитике.

3.3 Китай


Наиболее серьезным конкурентом для западных и российских компаний в Африке, безусловно, является Китай, чей бурный экономический рост побуждает его с удвоенной силой стремиться на мировые рынки, вытесняя оттуда "старых игроков". Беспрецедентная экономическая экспансия на континент "возникающих держав", в первую очередь Китая и Индии, вызывает определенное беспокойство со стороны США и ЕС. Согласно исследованию Всемирного банка - "Африканский шелковый путь: новая экономическая граница Китая и Индии", в 2006 г. в Азию поступали 27 % африканского экспорта, т.е. в три раза больше, чем в 1990 г. Африканский экспорт превратил Азию в третьего по величине торгового партнера Африки после ЕС (32%) и США (29%) [111].

Проникновение в Африку представляет собой часть большой стратегии Китая, цель которой состоит в том, чтобы превратить Китай из державы, пользующейся ныне влиянием главным образом в Азиатско-Тихоокеанском регионе, в глобальную державу. Для того чтобы решить эту задачу, нужно укрепить военный и экономический потенциал. Приобщение к природным ресурсам Африки как раз и позволяет продвинуться в этом направлении.

Китай в настоящее время является вторым в мире после США импортером нефти. При этом 25% его импорта идет из района Гвинейского залива и Судана. С тех пор как в Пекине в 2000 г. был проведен первый саммит "Китай-Африка", КНР заключила с африканскими странами более 40 торгово-экономических соглашений. В ближайшее время Китай станет третьим наиболее крупным торговым партнером Африки после США и Франции, опередив Британию.

В четко скоординированном наступлении на Африку участвуют 674 китайские государственные компании. Причем они демонстрируют готовность начать свой бизнес в тех отраслях, прежде всего в области инфраструктуры, куда их западные конкуренты не рискуют вкладывать деньги. Одна "China Road and Bridge Corporation" - корпорация, занимающаяся строительством дорог и мостов, осуществляет 500 проектов[112]. К примеру, в Кении она отремонтировала дорогу, связывающую Момбасу и Найроби. В Замбии китайцы помогли восстановить добычу меди в копях Чамбези, в Габоне готовят к возобновлению добычу нефти из скважин, которые считались истощенными. В 2004 году иностранцы вложили в Африку 15 млрд. долл. в виде прямых инвестиций. Из них на китайские компании приходилось 900 млн. [113]

В 2006 г. объем торговли Китая со странами Африки оценивался в 55, 5 млрд. долл., а в 2007 - 74 млрд. [114] При этом руководство КНР планирует довести объем товарооборота с Африкой до 100 млрд. долл. к 2011 г. [115] К этому моменту Китай станет доминирующей торгово-экономической державой в Африке, продолжая вытеснять с континента традиционных партнеров африканских стран - США и страны Европы, ежегодно теряющие по 1% своей доли в африканской торговле.

Последнее десятилетие стало свидетелем роста инвестиций Китая в страны Африки. К концу 2007 г., согласно данным Министерства торговли КНР, их общий объем составил 6,64 млрд. долл. [116] По данным Экспортно-импортного банка Китая, на 2007 г. в экономику 48 африканских стран инвестировали более 800 китайских компаний (в том числе 100 государственных) [117]. Более того, в 2007 году Китай стал вторым по объему торговым партнером Африканского континента после Соединенных Штатов, обойдя Францию и Британию.

В 2008 году 30% своей импортной нефти Китай получал из Африки, в чью нефтяную и газовую промышленность он к тому времени вложил уже более 30 миллиардов долларов[118]. В ближайшие 5-10 лет доля африканской нефти в потребляемом Китаем импорте возрастет до 40 %. Быстрорастущей китайской экономике также требуются другие полезные ископаемые, которыми так богат африканский континент: древесина, нефть, кобальт и т.п.

В начале июля 2008 года Всемирный Банк опубликовал расширенный доклад, содержащий анализ китайского финансирования работ по строительству инфраструктуры в Африке. Речь здесь идет не о помощи для развития, не о прямых иностранных инвестициях или торговой деятельности, а о выдаче займов африканским правительствам и учреждениям, главным образом через китайский Экспорт-Импорт Банк для реализации крупных инфраструктурных проектов[119]. Большей частью соответствующие строительные работы берут на себя китайские компании. Авторы доклада оценивают стоимость этих проектов в 0,47 миллиардов долларов в 2003 г., в 1,34 миллиарда долларов в 2006 и в 7 миллиардов долларов в 2009 году[120].

Более того, Китай проявляет щедрость в предоставлении своих льготных беспроцентных кредитов или безвозмездных субсидий для некоторых из беднейших государств Африки. Эти кредиты идут на инфраструктуру, включая дороги, больницы и школы, и представляют собой разительный контраст с грубыми жесткими требованиями МВФ и Всемирного банка. В 2006 г. Китай выделил более 8 млрд. долл. США Нигерии, Анголе и Мозамбику, а Всемирный Банк - лишь 2,3 млрд. долл. США для всех стран Африки к югу от Сахары[121].

Основные секторы, в которые вкладываются китайские инвестиции - это энергетика (33%), в основном гидроэлектростанции; транспорт (33%) - железные дороги и в меньшей степени автострады; информационная и коммуникационная технология (17%); общие инфраструктурные проекты (14%) [122].

К концу 2007 года китайцы участвовали в финансировании 10 крупных проектов по строительству дамб и электростанций в 9 странах региона. Общая их мощность составляла 6000 мегаватт - это рост существовавшей во всей Африке совокупной мощности электростанций на 30%[123].

За прошедшие годы Китай профинансировал ремонт 1350 км существующих и прокладку 1600 км новых железных дорог на сумму 4 миллиарда долларов. Наиболее крупными были проекты в Нигерии, Габоне и Мавритании[124]. В период с 2001 по 2007 годы Китай финансировал ряд проектов в сфере информационных технологий и коммуникаций - в основном продажу готовых сетей - на общую сумму 3 миллиарда долларов. Самый крупный из этих проектов начал осуществляться в 2006 году в Эфиопии (1,5 миллиарда долларов) и представляет из себя создание национальной сети коммуникаций, включающей в себя среди прочего мобильную сеть связи в сельской местности[125].

Однако в последние годы Китай постепенно меняет тактику своего проникновения в Африку: льготные займы без каких-либо условий заменяются адресными кредитами на строительство инфраструктуры. Эта схема сотрудничества оказалась выгодной для всех участников: африканские политики представляют новые объекты как личную заслугу и поддерживают свою популярность у избирателей, жители могут подрабатывать на стройках и получают дополнительный источник доходов, источник заработка получают и чиновники. Больше всех выигрывает Китай: финансирование инфраструктурных программ обменивается на доступ к недрам, а единственным жестким условием предоставления кредита является передача всех подрядов китайским компаниям. Кроме того, Пекин получает возможность позиционировать себя как державу, реально помогающую улучшить жизнь африканцев.

Особенно выгодной эта тактика оказалась в условиях кризиса, когда из-за падения спроса на китайские товары в КНР закрылись многие производства и на улице оказались миллионы людей. Благодаря гуманитарным проектам, которые Китай будет реализовывать в Африке, эти люди будут трудоустроены за границей, что снизит социальную напряженность в КНР. Кроме того, раздача долларовых кредитов позволяет Пекину постепенно избавляться от американской валюты и ценных бумаг США, обменивая их на сырьевые активы.

Таким образом, политика Пекина в Африке во многом продиктована стремлением Китая обеспечить сырьем свою бурно растущую промышленность. Основной объект китайских интересов - энергоресурсы. Потребности в нефти превратили КНР в третьего по величине импортера углеводородов в мире после США и Японии. При этом, как отмечается в докладе Всемирного банка, опубликованном в июле 2008 г., нефть определяет характер африканского экспорта в Китай[126]. Согласно этому же докладу, в последующие 5-10 лет на долю Китая будут приходиться до 40 % импортируемых из Африки нефти и газа.

3.4 Россия

В последние десять лет, после периода потери интереса к Африканскому континенту, Россия вновь активизирует африканское направление своей глобальной политики. Главными сдвигами здесь стали успешные проекты российского бизнеса и целый пакет торгово-экономических межгосударственных соглашений, которые позволили расширить экономического сотрудничество с африканскими государствами.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.