Рефераты. Комплекс экономических и социально-политических проблем, мешающих активному развитию интеграции в Африке в начале ХХI века

·                   ликвидация таможенных пошлин и нетарифных барьеров в течение 4 лет;

·                   введение общего таможенного тарифа;

·                   свободный транзит товаров во взаимных рамках;

·                   гармонизация стандартов и сертификатов качества;

·                   сближение макроэкономической политики стран-членов;

·                   поддержание стабильности обменных курсов национальных валют;

·                   достижение полной валютной конвертируемости;

·                   разработка общего восточноафриканского паспорта для граждан трех стран.

По Арушскому договору также были созданы Секретариат и Постоянная трехсторонняя комиссия со штаб-квартирой в Аруше. К 2001 г. были устранены нетарифные ограничения и снижены таможенные пошлины на 90% в Кении, а в Танзании и Уганде на 80%[92]. Ведется работа по разработке общих стандартов, в частности, введен общий стандартизированный транспортный документ для ввозимых товаров, приняты 133 стандарта, а 41 из их числа нотифицированы в рамках ВТО. Проведена гармонизация таможенной номенклатуры, начато исследование возможности введения общего торгового режима. Фактически, в рамках ВАС нет торговых ограничений во взаимной торговле, исключениями являются соображения безопасности, охраны здоровья людей и моральные причины.

Еще одна важная задача - расширение субрегионального экономического сотрудничества в сферах транспорта, энергетики и финансов. Страны пришли к договоренности о координации и гармонизации политики в области транспорта и связи в целях улучшения действующих и строительства новых объектов инфраструктуры, что, в конечном счете, должно содействовать свободному перемещению товаров и факторов производства. Намечено интегрировать национальные транспортные системы в общую восточноафриканскую транспортную сеть, адаптированную к требованиям экспортоориентированной политики, а также предоставить специальный режим континентальным странам.

Но практические результаты поставленных задач невелики. Построены два транспортных коридора - Северный и Центральный, связавшие 2 важнейших порта Восточной Африки - Момбасу и Дар-эс-Салам в единую транспортную систему. Северный коридор включил железную дорогу Момбаса-Кампала (протяженностью 1333 км), шоссейную магистраль вдоль железнодорожного полотна (Кампала-Касесе) и магистраль Кампала-Руанда через Кигали и Бужумбура. Центральный коридор включил железную дорогу Дар-эс-Салам-Кигома (протяженностью 1254 км), связавшую Бужумбура с озером Танганьика и Руандой шоссейной дорогой.

Другая задача, поставленная странами ВАС, формирование общерегиональной финансовой системы, основу которой составляет валютная биржа в Найроби (фактически выполняющая подобные функции еще с 1954 г.) и занимающая четвертое место в Африке по объему сделок. Но в Уганде и Танзании были создана национальные валютные биржи с небольшим объемом сделок. Координация их деятельности ведется в рамках Восточноафриканского Комитета по ценным бумагам. В 1996 г. подписано соглашение о гармонизации правового регулирования рынков капитала 3 стран.

Таким образом, в Восточноафриканском Сообществе практически создана зона свободной торговли, ведется взаимное экономическое сотрудничество. Но статический и динамический эффект создания торговли и инвестиций минимален в силу преобладающего влияния дезинтегрирующих факторов:

·                   низкий уровень экономического развития стран-партнеров (в основе

структуры экономики - сельское хозяйство), монокультурная товарная структура экспорта;

·                   узкая производственная база;

·                   неустойчивость национальных экономик в отношении мировых экономических кризисов;

·                   экономическая дифференциация между странами по объему ВВП, темпам инфляции и дефициту платежных балансов;

·                   отсутствие политической общности, слабость национальных государственных структур, что требует формирования жесткой институциональной структуры с приданием наднациональных функций;

·                   параллельное участие стран в других африканских группировках. Кения и Уганда входят в состав КОМЕСА и в Межправительственный орган по развитию Восточной Африки (ИГАД), а Танзания - в САДК;

·                   отсутствие фиксированных временных рамок по снижению пошлин;

·                   неуверенность стран-членов в важности и возможности достижения поставленных целей;

·                   принятие решений, не подкрепленных практическими шагами.

Так, в 1997 г. введен единый Восточноафриканский документ для туристов, не требующий визы, но реальные меры по свободному перемещению лиц не приняты до сих пор;

Одним из приоритетов в ВАС считается расширение группировки за счет принятия новых членов. Считается, что чем многочисленнее группировка, тем выше потенциальные возможности по активизации взаимных торговых связей и роста конкурентоспособности национальных экспортеров на мировых рынках. Рассматривается вопрос о приеме Руанды и Бурунди

Интеграционные группировки Африки создавались в условиях крайне низкого уровня экономического развития стран, низкой доли взаимной торговли, монокультурной и однотипной товарной структуры экспорта, больших различий в уровнях развития и доходах в расчете на душу населения, наличия немалых политических разногласий между правительствами стран-партнеров, невысокого объема налоговых поступлений. Но, не смотря на это, стремление лидеров африканских стран к интеграции остается неизменным. Провозглашение Африканского союза подтвердило их приверженность объединительной идее как основной в стратегии развития. Императив интеграции остается прежним: объективная экономическая необходимость, понимание того, что Африка не может остаться в стороне от общемировых интеграционных процессов и должна ответить на вызовы глобализации.



Глава 3. Политика ведущих государств мира в Африке

3.1 США


В последние годы наблюдается всплеск международного интереса к Африке, которую еще недавно называли "забытым континентом". Одна из причин - впечатляющий экономический рост стран континента, который в 2007 г. превысил 6%[93]. Мир как бы вновь оценивает Африку - кладовую природных богатств, обеспечивающую 92 % мирровый потребностей в платине, 70% - в алмазах, являющуюся источником столь необходимых многим странам минералов и энергетических ресурсов[94].

С начала XXI в. ведущие западные страны стали уделять серьезное внимание вопросам реализации своей политики в Африке. Наибольшую активность на континенте в настоящее время проявляют Соединенные Штаты, которые стремятся к усилению здесь собственного влияния и укреплению позиций, в том числе в интересах диверсификации источников получения энергоресурсов и другого ценного минерального сырья.

Серьезность преследуемых Вашингтоном экономических и военно-политических целей находит подтверждение как в заявлениях американских высокопоставленных чиновников, так и в практических действиях госдепартамента, Пентагона и частного бизнеса в ключевых африканских странах. Красноречивы в данном контексте и показатели инвестиционных вложений американских нефтяных компаний в разведку и добычу нефти на Африканском континенте. Сегодня они составляют, по разным оценкам, от 67 до 75 % суммы всех инвестиций страны в Африку[95].

В последнее время зоной особого внимания Вашингтона все в большей степени становится Западно-Африканский субрегион. Речь идет в первую очередь о странах Гвинейского залива и Сахельской зоны, которые считаются наиболее перспективными в плане наличия богатых запасов углеводородов.

Несмотря на то, что США за последние 15 лет на 20% снизили нефтеемкость ВВП, контроль над жидкими углеводородами является для них крайне важным, так как мировой спрос, по прогнозам IEA, может вырасти к 2030 г. до 99 - 113 млн барр/день по сравнению с уровнем потребления в 83,39 млн барр/день, зафиксированном в первом квартале 2009 г. [96] Стремление американских ТНК расширить свою сырьевую базу в этом контексте отвечает не только бизнес интересам конкретных элитных групп в США, но и отражает приоритеты американской внешнеполитической стратегии.

С 2003 по 2007 гг. импорт нефти из стран Гвинейского залива вырос на 121 тыс. баррелей. Таким образом, объем американского импорта нефти из Гвинейского залива почти сравнялся с поставками из арабских стран, доля которых в американском импорте снизилась с 25% до 21% за аналогичный период[97].

Доля Африки в целом в импорте США к 2008 г. увеличилась почти до 22%. Фактически, можно говорить о двух стратегически важных и равных по значению регионах, обеспечивающих Америку нефтью - это Персидский залив и Африка.

По данным "Доклада администрации США Конгрессу об экономической политике в отношении стран Африки южнее Сахары" (март 2007г.), по сравнению с 2001 г. к 2005 г. ввоз энергоносителей, а также металлов платиновой группы в США возрос на 70%. В Докладе также отмечается, что "энергетическая безопасность США напрямую зависит от стабильного снабжения энергоресурсами по приемлемым ценам из как можно большего количества источников"[98]. По оценкам, один из каждых пяти баррелей сырой нефти, который поступит на мировой рынок между 2005-2010 годами, будет получен с месторождений в зоне Гвинейского залива, при этом, как ожидается, нефтяной импорт США из этого региона возрастет с 15% до 20% к указанному сроку[99]. Предполагается, что общая сумма зарубежных инвестиций в разработку нефтяных месторождений в этой зоне достигнет 33 млрд. долл. к 2010г[100]. При этом доля американских компаний составит более 40% этой суммы. Нефть будет поступать из глубоководных мест у берегов Нигерии, Анголы и Экваториальной Гвинеи.

Вместе с тем, зависимость США от африканских энергоносителей не является критической. Но по отдельным категориям сырья США жизненно зависят от стабильности импорта из Африки. К таким ресурсам относятся, например, кобальт, марганец, хром.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.