Рефераты. Комплекс экономических и социально-политических проблем, мешающих активному развитию интеграции в Африке в начале ХХI века

Проблема внешней задолженности - важнейшая для африканских стран, не способных без импорта не только развивать свои экономики, но и кормить растущее население. Проблема еще более усугубляется огромными масштабами коррупции и стремлением африканских правителей удержаться у власти любой ценой.

Накопление крупного внешнего долга подрывает валютно-финансовые позиции многих африканских стран, вызывает на континенте вспышки "кризиса долга", выражающегося в нарушении должниками сроков и приостановке платежей в погашение полученных ссуд. По оценкам Всемирного Банка, совокупная задолженность государств Африки (без ЮАР) внешним кредиторам (правительствам, банкам, многосторонним финансовым организациям) в конце 2004 г. Равнялась 281, 6 млрд. долл., из которых на Субсахарскую Африку приходилось 192,2 млрд. долл. [25]

Важно отметить и факт поляризации африканских стран как по размерам внешнего долга, так и по платежеспособности. Среди главных должников выделяются Египет, Нигерия и Алжир, на которые приходится около 1/3 всего долга. За ними следуют Марокко, Судан, Кот-д’Ивуар, Демократическая Республика Конго, Тунис, Ангола, Камерун. [26]

Решение проблем задолженности в регионе связано связано не только с ее адекватной реорганизацией и увеличением притока внешних ресурсов, но и с активизацией собственных усилий стран-должников.

Проблема соотношения местного населения и иностранных специалистов. Одной из существенных проблем для африканских стран в эпоху глобализации является слабая защищенность от миграции квалифицированной рабочей силы, которая не находит для себя сферы приложения из-за отсталости социально-экономических структур региона, в экономически более развитые регионы. Это способствует замедлению прогресса в развивающихся странах Африки, их экономической деградации и социальной нестабильности. С одной стороны в Африке большое количество дипломированных специалистов в разных областях (агрономов, ветеринаров, специалистов пищевой промышленности, медицины и т.д.), которые эмигрируют или являются безработными, и армия иностранных специалистов, работающих на континенте, - с другой.

В Африке так много иностранных консультантов, как нигде в мире. В 1988 г. их было более 80 тыс., а сегодня уже более 100 тыс. Эти иностранные специалисты обходятся в сумму около 4 млрд. дол[27]. В год, то есть примерно 35% всей суммы помощи, направляемой на развитие Африки. Это большой недостаток в деле международного сотрудничества.

Было бы более эффективным и менее дорогостоящим использовать не иностранных, а африканских специалистов, вынужденных по тем или иным причинам покинуть свою страну, но не потерявших ни культурной, ни этнической связи.

Основные дезинтегрирующие факторы в Африке:

·                   узкие по емкости рынки и небольшие экономики, крайне низкие ВВП на душу населения,

·                   диверсификации производства и экспорта, которая ведет к необходимости совместного использования ресурсов;

·                   сохранение устойчивых экономических и политических связей с бывшими метрополиями;

·                   многочисленный состав многих интеграционных группировок (до 27 стран), что мешает выработке общей политики;

·                   озабоченность правительств в отношении неравномерного распределения преимуществ и издержек от интеграции между отдельными странами - членами;

·                   крайне низкая роль частнопредпринимательского сектора;

·                   слабость государственных структур власти.

1.2 Социально-политические проблемы Африки

1.2.1 Социальная составляющая

Социальная сфера, не будучи главной в интеграционном процессе, тем не менее включает множество проблем, без решения которых процесс экономической интеграции невозможен. К ним относятся, в частности, образование, подготовка национальных квалифицированных кадров и их рациональное использование; охрана здоровья населения; занятость трудовых ресурсов; регулирование миграционных потоков, в том числе беженских; демографическая проблема; сдерживание процесса маргинализации общества; борьба с преступностью; повышение роли женщин в социально-экономическом развитии. Не все эти проблемы находятся в зоне внимания африканских государств, но по ряду проблем наметились согласованные межгосударственные подходы, налаживается более или менее успешное взаимодействие.

Образование и здравоохранение.

Реализуемость любой формы региональной интеграции, как показывает мировой опыт, в большой мере зависит от отношения основной массы населения к соответствующему проекту. Отношение это, в свою очередь, определяется информированностью населения о сути данного интеграционного проекта и ожидаемым воздействием его реализации на общеэкономическое положение страны и, особенно, на уровень и качество жизни людей. Все это предполагает наличие определенной степени образованности и общей культуры населения. В Африке такие социальные предпосылки интеграции сложились далеко не везде.

В области образования и здравоохранения африканские страны испытывают значительные трудности, и в их числе: хронический недостаток материальных средств и финансовых ресурсов, нехватка квалифицированной рабочей силы, инженерно-технических кадров, "утечка умов" и многое другое. Сохраняется неграмотность значительной части африканского населения, а нередко и несоответствие национальных систем образования нуждам социально-экономического развития. В большинстве стран региона еще сохраняется массовая неграмотность. В 2002 г. во многих африканских странах неграмотными оставалось более половины взрослого населения, а в Мали, Нигере, Сомали, Буркина-Фасо - свыше 90%[28]. При этом удельный вес неграмотных среди женщин, как правило, значительно выше, чем среди мужчин. Межафриканское взаимодействие в сфере образования и подготовки кадров значительно осложняется разноязычием практически всех стран.

Проведение структурных преобразований стоило африканским странам существенного сокращения государственных ассигнований на социальную сферу, что в свою очередь сказалось на качестве и общем уровне образования.

Хотя в документах субрегиональных сообществ проблемы образования обычно расцениваются прежде всего как национальные, стоящие вне рамок интеграционной деятельности, тем не менее взаимодействие в этой области занимает все большее место в интеграционном сотрудничестве государств Африки.

Фигурирующее в учредительных документах субрегиональных сообществ положение о свободном передвижении граждан дает возможность получения образования в любой стране-участнице (к примеру, ст.31 главы V Договора ЭКОВАС) [29]. Предусмотрен обмен профессиональными кадрами, специалистами при реализации различных субрегиональных проектов. [30] От стран-членов требуется принимать меры по согласованию политики в сфере подготовки кадров и научных исследований. Разработана специальная программа по реализации возможностей для студентов одних стран получить высшее образование по ряду специальностей в других странах - членах Сообщества.

Большинство субрегиональных программ в области образования разрабатываются при содействии Экономической Комиссии для Африки (далее ЭКА). Комиссия призывает к координации и единой классификации систем образования, признанию дипломов выпускников зарубежных вузов, развитию научно-технического сотрудничества путем создания и совместного финансирования общих научно-исследовательских организаций и институтов, к налаживанию межстранового обмена информацией и специалистами[31].

Различные аспекты совместной деятельности в сфере образования являются предметом обсуждения на встречах руководителей африканских государств. В рамках интеграционных групп и наряду с ними имеет место двустороннее и многосторонне сотрудничество в форме правительственных соглашений по вопросам образования и подготовки специалистов.

С серьезными трудностями сталкиваются африканские государства при налаживании интеграционного сотрудничества в сфере здравоохранения. В большинстве стран континента системы здравоохранения, лишенные прочной финансово-материальной базы, испытывают постоянный дефицит медицинского персонала. Население страдает от массовых болезней, недоедания, растет уровень детской смертности.

Страшным бичом для африканцев стал СПИД. Как отмечалось на последней, Международной конференции по проблемам ВИЧ/СПИД (2008 г.), Африка находится на грани превращения в "зону смерти": 80% всех ВИЧ-инфицированных в мире составляют жители Африканского континента[32]. Участники конференции пришли к выводу: масштаб эпидемии таков, что некоторые районы и даже целые африканские государства могут обезлюдеть[33]. Специалисты Объединенной программы ООН по ВИЧ/СПИДу приблизительно подсчитали, что уровень ВВП в странах с наибольшим количеством инфицированных СПИДом, к 2010 г. снизится до 8 %[34]. Согласно оценке Бюро переписи населения США, в 2009 году в странах Африки, расположенных к югу от Сахары, будет насчитываться на 71 миллион человек меньше нормы по причине распространения СПИДа.

В условиях Африки СПИД - это уже не медицинская и даже не социально-экономическая, а политико-государственная проблема.

Проблемы в области здравоохранения остаются острыми преимущественно в сельской местности. Служба здравоохранения и сфера обслуживания населения не отвечает требованиям, а также широко распространён недостаток квалифицированного медицинского персонала. Эта проблема усложнена продолжающимся массовым выездом врачей и медсестер в промышленно развитые страны мира.

Проблемы в сфере здравоохранения в Африке не могут рассматриваться изолированно, они носят общестрановой характер. В повестке дня большинства африканских государств все большее значение занимают проблемы, связанные с здравоохранением, которые представляют серьезную угрозу безопасности, стабильности и будущему Африки. Так, в Восточной Африке на протяжении последних 10 лет действует субрегиональный центр по исследованию туберкулеза. Примечательным направлением сотрудничества является подготовка медицинских кадров. Практикуется также обмен опытом, медицинской информацией, специалистами-медиками.

Таким образом, сфера здравоохранения постепенно становится объектом совместных усилий африканских государств. Однако масштабы такого сотрудничества еще очень скромны, а решение основных проблем реализуется в рамках субрегиональных групп.

Этническая и культурно-языковая пестрота населения. Интеграционная идея заведомо плохо приживается в условиях этнической и культурно-языковой пестроты населения. В 54 государствах Африки насчитывается, по разным оценкам, от 300 до 500 больших и малых наций и национальных групп[35]. На континенте существуют все известные типы этнических общностей - от многомиллионных наций (египтяне, алжирцы, марокканцы), крупных народностей (хауса, фульбе и др.) до небольших групп собирателей и охотников, сохранивших традиционные, архаичные формы социальных отношений. Таким образом, практически все государства Африки являются мультиэтничными, что является одной из основных причин высокой конфликтности на континенте.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.