Рефераты. Управление внедрением нового вида продукции на предприятии

-          содействие увеличению инновационной активности, обеспечивающей рост конкурентоспособности отечественной продукции;

-          ориентация на всемирную поддержку базисных и улучшающих инноваций, составляющих основу современного технологического уклада;

-          сочетание государственного регулирования инновационной деятельности с эффективным функционированием конкурентного рыночного инновационного механизма и защиты интеллектуальной собственности;

-          содействие развитию инновационной деятельности в регионах России международному и межрегиональному трансферту технологий, международному инвестиционному сотрудничеству, защите интересов национального инновационного предпринимательства.

Основные направления Российской инновационной политики:

-          поддержка фундаментальных исследований, направленных на получение результатов, качественно меняющих науку и технику;

-          финансирование поисковых НИОКР для создания новых продуктов и технологий с опережающими техническими решениями для последующей передачи результатов в сферу материального производства;

-          создание законодательной и информационной базы, обеспечивающей экономическую заинтересованность производителей в осуществлении инноваций и, как следствие, радикальные изменения технического уровня производства и экономики в целом.

Проблемы формирования инновационной политики особенно важны при выборе перспективной стратегии. В настоящее время особую актуальность приобретает разработка стратегии и тактики реформирования внутрифирменной науки как элемента инновационной политики. Необходимо поддерживать совместные исследования внутрифирменных научных подразделений с академическими институтами, вузами и ГНЦ. Такая целенаправленная мера позволит обеспечить трансферт технологий по стадиям инновационного цикла, и «компенсировать» недостаток кадров высшей квалификации и исследовательской базы этого сектора науки.

Формирование стратегии происходит с учетом существующих условий, собственных интересов инноваций предприятия, перспектив развития инновационных процессов на длительную перспективу. Это обусловлено следующими причинами:

1.       Сформулированные в конкретный момент цели и приоритеты инновационной политики отражают только субъективное осознание действительности. По мере развития предприятий, отраслей и экономики в целом цели и возможности их реализации будут существенно меняться по мере осознания новых факторов и условий развития.

2.       Инновация не является разовым мероприятием, воспроизводственные процессы в экономике должны носить постоянный характер, поэтому все инновационные мероприятия должны быть взаимоувязаны не только технологически, но и по времени.

3.       В современных условиях основную роль в создании новой инновационной политике должно играть федеральное правительство и его органы. В частности министерство науки и новых технологий.

В ближайшей и долгосрочной перспективе максимизация инновационного фактора становится решающим условием устойчивости развития современных экономических систем.

За последние 20 лет понятие «стратегия» широко вошло в обиход специалистов, теорию и практику менеджмента как набор правил, которыми руководствуется организация при принятии управленческих решений[16]. Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей. Несколько основных тезисов, относящихся к стратегии, должны быть поняты и, что более важно, приняты высшим руководством. Прежде всего, стратегия большей частью формулируется и разрабатывается высшим руководством, но ее реализация предусматривает участие всех уровней управления. Автор считает, что многие ошибки, провалы и неудачи российских фирм заключаются именно в том, что высшее руководство данных фирм не понимает и не хочет понять преимуществ использования планирования и, в частности, стратегического.

Сегодня, в эпоху глобализации экономики, ни одна компания не может существовать без четко сформулированной стратегии развития. Времена, когда можно было создать преуспевающую компанию, основываясь исключительно на здравом смысле и минимуме специальных знаний, канули в Лету[17]. Теперь даже малый бизнес рискует быть уничтоженным, если не осознает своего положения в отрасли и не определит своих долгосрочных перспектив с учетом действий соперников, не только ближайших, но и находящихся на другой стороне планеты, ведь Интернет и web-технологии превратили весь мир в «большую деревню» и не оставили шансов на выживание тем, кто упускает связанные с этим фактом возможности.

С середины 90-х гг. наблюдается тенденция к усилению непредсказуемости предпринимательской среды и риска, связанного с функционированием компаний[18]. В этих условиях особую актуальность приобретает такой вид долгосрочного планирования как стратегическое планирование (СП). Основной целью СП в фирме является создание долгосрочного преимущества, основным методом – постоянная адаптация к рыночным условиям и предвидение изменений во внешней среде.

Современное СП инноваций охватывает период от 3 до 10 лет (в зависимости от отрасли) и заключается в разработке комплекса мероприятий компании по адаптации, предвидению и конструированию изменений во внешних условиях путем внедрения инновационных проектов.

Система стратегического планирования охватывает:

-        анализ рынка;

-        постановку целей;

-        разработку альтернативных стратегий;

-        составление стратегического плана.

При разработке стратегии достижения целей фирма опирается на изучение шансов, опасностей и возможных вариантов развития (SWOT-анализ), а также динамики оборота по изделиям и их видам, клиентам, секторам рынка.

Понимая под инновационной стратегией ту или иную модель поведения компании в новых рыночных условиях, можно выделить две группы стратегий – активные и пассивные. Первый вид (активные) часто именуемый технологическим, представляет собой реагирование на происходящие и возможные изменения о внешней среде путем внедрения постоянных технологических инноваций. Избрав одну или несколько активных стратегий, фирма предпочитает в качестве главного фактора успеха использование новой технологической идеи. Пассивные или маркетинговые инновационные стратегии представляют собой постоянные инновации в области маркетинга. Фирма может выбрать стратегию нововведений в области дифференциации товара, выделяя все новые и новые его конкурентные преимущества. Избрание компанией пассивных инновационных стратегий может означать и такой способ реагирования на изменения во внешних условиях как постоянные нововведения в области форм и методов сбыта продукции, коммуникационной политики.

На определенном этапе своей деятельности любая компания выбирает ту или иную инновационную стратегию. Следуя принципу комплексного подхода к инновациям, можно предположить, что наиболее оптимальным решением является сочетание активных и пассивных стратегий в рамках осуществления инновационной политики. Данный подход дает уникальное конкурентное преимущество новаторам, т.к. предполагает не только научно-техническое первенство, но и наличие сильных маркетинговых позиций.

Для отечественных компаний возможны следующие варианты развития:   1)         развивать самостоятельно и производство, и инжиниринг;

2) отказаться от большей части собственного производства и сосредоточиться на инжиниринге продуктов;

3) отказ от собственного инжиниринга и переход на позицию изготовителя[19].

Продуктом компании будет являться услуга по изготовлению какого-либо изделия. Т.е. технологические инновации одновременно являются и инновациями в продукт компании-изготовителя.

Для долгосрочной перспективы лучше первые два варианта. Владение инжинирингом обеспечивает больший контроль над добавленной стоимостью. Но у большинства российских компаний мало ресурсов и перспектив самостоятельно развивать свой инжиниринг до мирового уровня.

В плане разработки инновационных идей наши компании в целом идут в русле мировых тенденций:   

1) снижается доля НИИ;      

2) усиливается влияние в науке учебных заведений;                  

3) российские предприятия стали больше покупать лицензий; 

4) многим удалось кардинально сократить сроки разработок.

Подводя итоги, можно заметить, что у российских компаний по большому счету есть только одна проблема – не осознанная стратегия развития, что во многом лишает инновационный процесс смысла. Все остальные проблемы – производные.

Для определения наиболее эффективного пути инновационного хозяйствования предлагается использовать накопленный опыт в области систем стратегического и тактического планирования деятельности предприятия, в том числе инновационной[20]. Суть «скользящего» планирования инновационной деятельности заключается в непрерывном пересмотре задач временных приоритетов, согласованности и «накрытия» плановых задач, в интенсивной увязке планов на базе всего арсенала известных методов планирования с учетом вновь появившихся концепций.

В работе предлагается деление эффективности инновационных инвестиционных проектов на эффективность инновационного проекта в целом и эффективность участия в проекте. В свою очередь, эффективность проекта в целом предусматривает общественные и коммерческие интересы, которые трансформируются через интересы акционеров, юридических лиц любого уровня и государства.

Придя к выводу, что инновационное планирование в организации должно осуществляться комплексно и по скользящему во временном аспекте характеру, автор остановился на новом принципе управления и планирования инновационного пути развития как отдельного проекта, так и предприятий (корпораций) – нелинейности. Исходя из принципа нелинейности хозяйственных систем, процесс планирования можно моделировать. В работе предлагается использовать модель, предложенную японским экономистом Т. Коно. Данная модель способно использовать все прогрессивные существующие методы отечественной и зарубежной практики планирования. Для обеспечения надежности и качественности планов, конкурентоспособности фирмы необходимо сформулировать такой портфель новшеств и инноваций, который отвечал бы стратегии организации.

Исследование показало, что в бизнес-планах инвестиционных проектов все-таки не учитываются современные методы определения факторов внешней и внутренней среды особенно нелинейных систем, к которым относится и объект исследования.

Бизнес-планирование открывает путь к приоритетному инвестированию нужных инноваций, поэтому предприятия должны уделять этому направлению планирования особое внимание. В бизнес-планах инновационного развития надлежащее отражение должен найти раздел анализа окружающей предприятие внешней среды и анализа внутренней среды. В диссертации предложена уточненная структура содержания и целей инновационного бизнес-плана.

Бизнес-план – это документ, на основании которого инвестор или кредитор составляют свое мнение о фирме и принимают решение о предоставлении ей средств[21]. Поэтому при составлении бизнес-плана надо прежде всего представлять, кому он будет адресован: кредитору или инвестору, поскольку у этих двух групп заимодавцев различные цели, а следовательно, и различные принципы оценки бизнес-плана.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.