Рефераты. Управление внедрением нового вида продукции на предприятии

Численность персонала, выполняющего исследования и разработки, распределяется по категориям (исследователи, техники, вспомогательный персонал, прочие работники), уровню образования (лица с высшим образованием, в том числе доктора и кандидаты наук, средним специальным образованием и прочие), отраслям наук, возрасту.

Объем выполненных работ включает научные исследования и разработки и научно-технические услуги.

Затраты на научные исследования и разработки охватывают внутренние затраты (текущие и капитальные), выполненные собственными силами отчитывающихся организаций, и внешние затраты, выполненные сторонними организациями по договорам.

Внутренние затраты распределяются по источникам финансирования (собственные средства организаций, средства бюджета, в том числе ассигнования из федерального бюджета и бюджетов территорий, средства внебюджетных фондов, средства организаций предпринимательского сектора и др.), по важнейшим социально-экономическим целям, видам продукции и услуг. Внутренние текущие затраты распределяются по видам работ (фундаментальные, прикладные, разработки).

К фундаментальным относятся экспериментальные или теоретические исследования, направленные на получение новых знаний. Их результат - гипотезы, теории, методы и т.п. Завершенные фундаментальные исследования могут заканчиваться рекомендациями о проведении прикладных исследований для выявления возможностей практического использования полученных научных результатов, научными публикациями и т.п.

Прикладные исследования направлены на получение новых знаний с целью решения конкретных практических задач. Конечным результатом прикладных исследований является определение возможных путей использования научных знаний для разработки технических нововведений.

Научные разработки обеспечивают создание новых материалов, продуктов, устройств, технологических процессов, систем и методов, а также их усовершенствование.

Органами статистики систематически осуществляется наблюдение за каждым новым видом (принципиально новым, не имеющим аналогов в России; модернизированным; модифицированным) образцов машин, оборудования, аппаратов, приборов, средств автоматизации и вычислительной техники. В процесс создания нового образца включается разработка технического задания и технической документации, изготовление образца, испытание и приемка его в порядке, установленном стандартами.

В области инноваций система показателей отражает разработку и внедрение новых (усовершенствованных) продуктов и технологий, в частности, количество разрабатываемых и внедряемых продукт- и процесс-инноваций; затраты на технологические инновации по видам деятельности, типам технологических инноваций, источники финансирования инновационной деятельности; объем отгруженной инновационной продукции; цели инновационной деятельности; количество приобретенных и переданных предприятием технических достижений и др.

Под технологическими инновациями подразумевается деятельность предприятия, связанная с разработкой и внедрением новых или усовершенствованных продуктов и технологических процессов (продукт-инновации и процесс-инновации).

Продукт-инновации включает разработку и внедрение новых или усовершенствованных продуктов. Разработка и внедрение новой продукции нацелены на производство и реализацию принципиально новой продукции, для которой предполагаемая область применения (использования), функциональные характеристики, признаки, конструктивное выполнение, дополнительные услуги, а также состав применяемых материалов и компонентов,- новые или в значительной степени отличающиеся по сравнению с ранее выпускавшейся продукцией. Такие инновации могут быть основаны на принципиально новых технологиях, либо на сочетании новых применений существующих технологий. Разработка и внедрение усовершенствованной продукции базируется на уже существующих видах продукции, для которых улучшаются качественные характеристики, повышается экономическая эффективность их производства путем использования новых компонентов и материалов.

Процесс-инновации включает разработку и внедрение новых или значительно улучшенных производственных методов, предполагающих применение нового производственного оборудования, новых методов организации производственного процесса или их совокупности. Такие инновации нацелены, как правило, на повышение эффективности производства уже существующей на предприятии продукции. Кроме того в процесс-инновации включаются: новые или усовершенствованные производственные методы, уже реализованные в производственной практике других предприятий и распространяемые через технологический обмен (беспатентные лицензии, ноу-хау, консультации и т.п.).

В инновации не включаются эстетические изменения в продуктах (в цвете,декоре и т.п.); незначительные технические или внешние изменения в продукте, оставляющие неизменными его конструктивное исполнение и не оказывающие достаточно заметного влияния на параметры (свойства, стоимость того или иного изделия, а также входящих в него материалов и компонентов); расширение номенклатуры продукции за счет ввода в производство не выпускавшихся ранее на данном предприятии (возможно непрофильных), но уже достаточно известных на рынке сбыта видов продукции, с целью обеспечения сиюминутного спроса и доходов предприятия.

В дополнение к выше перечисленным обобщающим показателям статистические органы ведут систематическое наблюдение за освоением новых видов промышленной продукции и производством сертифицированной продукции производственно-технического назначения.

В зарубежных странах разработка и использование технологических инноваций является решающим фактором устойчивого социально-экономического развития. Такие страны, как правило, обладают ограниченными запасами природных ресурсов, вследствие чего вынуждены развивать производство конечной продукции и сферу услуг. Для развивающихся стран, напротив, основой экономики является ресурсодобывающая и перерабатывающая промышленности. В результате, им не остается ничего другого, как открывать свои внутренние рынки для наукоемкой продукции промышленно развитых стран, таким образом лишь упрочняя их лидирующее положение. Для того, чтобы вырваться из замкнутого круга таким странам, как Россия необходима долговременная стратегия ресурсно-инновационного развития и устойчиво высокие инвестиции в эту сферу.

Однако, как показывает опыт зарубежных стран, в частности Швеции, в условиях глобальной конкуренции самое трудное – это не достичь статуса промышленно развитой страны, а удержать его.

Согласно данным Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (OECD) за период с 1981 по 2001 гг. Швеция переместилась с пятого на второе место в рейтинге стран, инвестирующих в исследовательскую деятельность и технологические разработки (R&D). Благодаря выпуску высокотехнологичной и наукоемкой продукции Швеции есть что предложить на международном рынке. Особо впечатляют успехи Швеции в области биомедицины и высоких технологий, что было бы недостижимо без тесного взаимодействия науки, в лице университетов, и промышленности как основного заказчика.

Однако в скором времени этот баланс может быть нарушен, считает ректор ведущего медицинского вуза Швеции, Karolinska Institutet, Харриет Уолберг-Хенрикссон (Dagens Nyheter, 08.08.2005). В результате слияния министерств осенью 2004 года, под ударом, по мнению ректора, более всех оказалась именно сфера исследований.

Стратегия, совместно разработанная министерствами в 2004 году, получила название «Инновационная Швеция» (“Innovativa Sverige”) и определила основные направления деятельности правительства в области инноваций. Данная стратегия содержит основные направления инновационной политики вплоть до 2010 года. Правительство выделяет четыре приоритетные области развития:

-                   Развитие базы знаний для разработки инноваций

-                   Развитие инновационного предпринимательства

-                   Государственные вклады в инновационную сферу

-                   Развитие людей в инновационной среде

“ Innovativa Sverige” есть не что иное, как отражение общеевропейского процесса: Швеция лишь старается послушно следовать Лиссабонской стратегии ЕС, по которой к 2010 году Европа должна стать регионом с самой конкурентоспособной экономикой в мире. Швеция же, в свою очередь, будет стремиться в границах Европы стать страной с самой конкурентоспособной экономикой, основанной на знаниях.

На этом разработка стратегических направлений исследовательской деятельности не останавливается. Весной 2005 года Правительство совместно с представителями шести ключевых отраслей шведской экономики и их профсоюзными организациями приступило к составлению новой стратегической программы их развития. К числу данных отраслей относятся: автомобилестроение, IT, лесная и деревообрабатывающая промышленность, металлургия, фармацевтическая промышленность и биотехническая отрасль. На предприятиях данных отраслей трудятся более 600 тысяч шведов, и на их долю приходится свыше 80% инвестиций, осуществляемых промышленностью в R&D в целом. Программа должна быть представлена в готовом виде до конца осени 2005 года; в ней будут определены конкретные мероприятия, которые позволят Швеции усилить свои позиции как производителя инновационных товаров и идей по шести обозначенным направлениям.

Финансирование исследований и развития осуществляется государством не только посредством статьи в бюджете, но и через исследовательские фонды. Основная цель таких фондов – содействие развитию контактов между высшими учебными заведениями и промышленными предприятиями. Несмотря на то, что средства на осуществление своей деятельности они получают от государства, оно никак не вмешивается в их деятельность и, в частности, в вопросы распределения средств. К наиболее известным относятся: Фонд знаний (KKS), Фонд интернационализации высшего образования и исследований (STINT), Фонд стратегических исследований (SSF) и др. Помимо них поддержку и финансирование исследовательской деятельности отказывают и различные министерские агентства: Агентство по инновационным системам (Vinnova), Агентство по энергетике (STEM), Фонды трансферта технологий (Teknikbrostiftelser), сеть агентств ALMI-group, Агентство по экономическому и региональному развитию (NUTEK). Еще одним влиятельным фондом является Промышленный фонд развития (Industrifonden), но финансирования из государственной казны он не получает. В 2005 году государство совместно с Industrifonden и сетью Teknikbrostiftelser учредило новую структуру – Innovationsbron AB. В ее распоряжение в течение десяти лет будет передано 1,8 млрд. крон, которые планируется потратить на содействие коммерциализации исследовательских идей и результатов исследований.

Как видим, за будущее инновационной сферы в Швеции сильно тревожиться не стоит. Но критика нет-нет да появится, цель – не дать властям расслабиться. И это вполне оправданно, поскольку то, что сегодня страна вкладывает в область исследовательских разработок, с лихвой окупится на международном рынке не в таком уж далеком будущем. Правительство Швеции, 40% национального дохода которой приносят экспортеры, это прекрасно понимает и активно поддерживает имидж своей страны как мирового лидера в сфере инноваций.

Но это в развитых зарубежных странах. В России ситуация обстоит совсем по-другому.

В соответствии с проектом Федерального закона об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в РФ выделяются основные направления поддержки государственной инновационной политики:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.