Федеральной службой земельного кадастра России); o частичное финансирование за счет бюджетных средств; o положительная репутация в определенных кругах, o разветвленная региональная сеть учебных центров, o связи с ведущими учебными заведениями (Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации,
Государственный университет по землеустройству), o близость к разработчикам нормативной правовой и методической базы отношений в области земли и недвижимости, что дает возможность обеспечивать актуальность преподаваемых материалов, o использование дистанционной формы обучения.
С учетом всех отмеченных выше обстоятельств, в настоящей дипломной работе предлагается использовать следующую общую бизнес-стратегию развития Учебного Центра: o На фоне устойчивого финансирования за счет бюджетных ассигнований накопить опыт работы, укрепить материальный, финансовый и кадровый потенциал, развить необходимые связи, создать благоприятный имидж, укрепить репутацию, добиться известности в соответствующих кругах и т.д. В частности: на современном уровне оснастить учебные классы, обеспечить стабильный выход в Интернет, закупить необходимую технику
(компьютерную и презентационную), оборудование, учебно-методическую литературу (учебники, методические пособия, раздаточные материалы); наладить устойчивые деловые связи с высококвалифицированными преподавателями, образовательными учреждениями, федеральными и местными органами власти и управления, кадровыми и рекламными агентствами и т.п.; повысить квалификацию штатных сотрудников; активизировать PR, рекламную и промоушен деятельность и т.д. o В то же время разработать новый, конкурентоспособный набор платных образовательных услуг (курсов, методик, учебных программ и технологий обучения), с которыми выйти на свободный рынок.
Осуществление указанных стратегических направлений развития позволит Учебному Центру увеличить доходную часть бюджета и создать условия для расширения объемов предоставляемых услуг, повышения их качества, совершенствования материального и кадрового обеспечения и т. п.
Данная схема развития тем более имеет смысл и значение в связи со следующим обстоятельством. Как уже было отмечено выше, в настоящее время Учебный Центр проводит курсы обучения в соответствии с Федеральной целевой программой (ФЦП), которой на него возложена задача подготовки 23 000 специалистов органов и учреждений различных министерств и ведомств. Соответственно, в рамках данной ФЦП осуществляется и финансирование деятельности Учебного Центра, что придает ей определенную стабильность и сравнительную уверенность в завтрашнем дне. Однако ФЦП рассчитана на 5 лет и в 2007 году, по окончании ее действия, у Учебного Центра появится возможность (или необходимость) выхода на рынок дополнительных образовательных услуг в качестве полностью самостоятельного субъекта, выживающего только за счет получаемой прибыли.
Определяющим условием успешной реализации предложенной бизнес- стратегии в части активизации деятельности по предоставлению платных образовательных услуг является правильный выбор их конкретного вида, призванного стать базисом стратегического развития Учебного Центра. Для этого необходимо проанализировать структуру спроса и предложения на рынке услуг дополнительного профессионального образования в сфере земельных отношений. Приводимые ниже результаты подобного исследования, проведенного в рамках данной дипломной работы, позволяют сделать вывод, что в настоящее время наиболее востребованными являются курсы подготовки и переподготовки кадров в области современного земельного законодательства.
Сложившийся к настоящему моменту устойчивый спрос на услуги дополнительного профессионального образования в области современного земельного законодательства обусловлен появлением целого ряда новых законов и других нормативных правовых актов, повлекшим за собой коренные изменения земельных отношений в стране. Кроме того, спрос на образовательные услуги указанного профиля получил дополнительный импульс в связи с принятием в 2001 г. нового земельного кодекса, который явился определяющим базисом всего современного земельного законодательства.
Как уже было сказано выше, огромное количество нормативно-правовых актов, изданных в целях реформирования земельных отношений в Российской Федерации, привело к тому, что к 2001 году земельное законодательство представляло собой совокупность несистематизированных нормативно-правовых актов различного уровня, содержащих несоответствующие, а иногда и противоречащие, друг другу нормы. Для исправления данной ситуации был разработан проект нового Земельного кодекса, призванного упорядочить и унифицировать нормы земельного законодательства, ранее содержащихся в нормативных актах разного уровня, а также закрепить законодательно ряд принципиально новых положений. Более того, принятие нового Земельного кодекса естественным образом вызвало необходимость в разработке значительного количества новых нормативных правовых актов, в т.ч. не менее четырнадцати Федеральных законов, и внесении соответствующих изменений как минимум в 60 – 70 действующих нормативных и законодательных документов.
Все эти условия обусловили появление устойчивой потребности определенных категорий потенциальных потребителей образовательных услуг в постоянной актуализации своих профессиональных знаний.
Таким образом, целевую аудиторию данного вида образовательных услуг можно сегментировать следующим образом. o По роли и месту на рынке земли и иного недвижимого имущества:
. Участники рынка - юридические лица, как субъекты земельных отношений: собственники, арендаторы, безвозмездные пользователи, концессионеры земли и иных видов недвижимости, а также налогоплательщики;
. Профессионалы, обслуживающие рынок:
- государственные предприятия и учреждения, органы исполнительной власти, их территориальные органы и созданные ими организации;
- государственные регистраторы прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
- риэлторские компании;
- оценочные компании;
- дивелоперские компании;
- ипотечные компании (в т.ч. банковские структуры);
- агентства недвижимости;
- специалисты по формированию объектов недвижимости (в т.ч. по инвентаризации и межеванию земель);
- нотариусы;
- юридические службы компаний;
- самостоятельные юридические фирмы;
- специализированные адвокаты;
- преподаватели различных учебных заведений. o По субъекту потребностей и источнику финансирования:
. Юридические лица (предприятия и организации), заинтересованные в подготовке и переподготовке своего персонала и оплачивающие обучение централизовано за счет предприятия;
. Отдельные физические лица (граждане), стремящиеся получить дополнительные профессиональные знания и повысить свой образовательный уровень в целях более успешного карьерного роста. Эта группа потребителей оплачивает обучение самостоятельно из личного бюджета.
В рамках предлагаемой стратегии развития Учебного Центра, исходя из указанного сегментирования спроса, формируется как стратегия ценообразования на образовательные услуги (гибкая ценовая политика в зависимости от категории потенциальных потребителей услуг), так и формы их предоставления (очная, заочная и дистанционная).
Важно отметить, что количество потенциальных потребителей данных образовательных услуг будет увеличиваться по мере развития формируемого рынка земли и иного недвижимого имущества и возникающих вокруг него производных направлений финансовой и коммерческой деятельности (ипотечное кредитование, капитализация недвижимости и т.д.).
Указанная выше специфика спроса в данном сегменте рынка резко сужает возможный круг предложения. Особенностью указанного контингента является практическая невозможность использовать традиционные схемы высшего или второго высшего образования, требующих, как правило, достаточно длительного обучения с отрывом от основной профессиональной деятельности. Более предпочтительной схемой подготовки и переподготовки для них являются краткосрочные периодические курсы (сроком не более двух – трех недель).
В то же время проведенный анализ показал, что на московском рынке образовательных услуг на настоящий момент практически отсутствуют образовательные учреждения, предлагающие подобные курсы (как по тематике, так и по схемам и срокам обучения). Так, например, Государственный университет по землеустройству, основной вуз, специализирующийся на обучении в земельной сфере, предлагает обучение специальности «земельное право» по программе высшего образования, рассчитанной на 5 лет. Очевидно, что подобный курс не в состоянии в полной мере отразить специфику современной быстроизменяющейся законодательной базы, поскольку, как показывает практика, выход на рынок нового вида образовательной услуги в традиционном вузе занимает, как правило, более года (время, необходимое для подготовки новых учебных программ, разработки соответствующих учебно- методических пособий, их утверждение, адаптация, тиражирование и т.д.).
Другие образовательные учреждения освещают вопросы земельного законодательства на отдельных лекциях в рамках курсов более широкой тематики (например, в курсе «Операции на рынке недвижимости» Института Недвижимости изучается раздел «вопросы земельного законодательства»). Такой подход также не в состоянии в полной мере удовлетворить потребности вышеуказанных составляющих спроса.
Таким образом, анализ современного рынка показывает, что в настоящее время в Москве сложилась ситуация значительного превышения спроса на образовательные услуги данного направления над соответствующим предложением. Поэтому можно заключить, что наиболее эффективным, перспективным и прибыльным направлением стратегического развития Учебного Центра на ближайший период является разработка и предложение краткосрочных курсов в области современного земельного законодательства.
В этом отношении стоит отметить, почему при разработке направления стратегического развития Учебного Центра мы не остановились на других предлагаемых им курсах, таких как Государственный земельный кадастр и Оценка земель поселений. Первый из них имеет достаточно узкий, специфический круг потенциальных потребителей: главным образом, это специалисты комитетов по земельным ресурсам и землеустройству, территориальных органов и филиалов Росземкадастра, земельных кадастровых палат (являющихся федеральными государственными учреждениями) и др. Что же касается образовательных услуг в области оценки, то хотя они в настоящее время и пользуются повышенным спросом, однако и предложение их развито достаточно широко, что создает серьезные трудности для образовательного учреждения впервые выходящего на этот рынок.
В качестве основы для разработки указанной программы обучения целесообразно использовать шестидневный курс «Основы земельного законодательства», предусмотренный в Календарном плане Учебного Центра на 2002 год для подготовки руководителей и специалистов территориальных органов Росземкадастра. По данному курсу Учебным Центром в апреле текущего года уже обучено 15 человек – сотрудников региональных кадастровых центров. Обучение проходило в Учебно-научном центре по управлению земельными ресурсами «Земля» Российской академии государственной службы при Президенте РФ (один из основных партнеров Учебного Центра). В качестве преподавателей были привлечены преподаватели Международного юридического института при Минюсте, руководящие сотрудники Министерства по управлению имуществом, Росземкадастра, Государственной земельной инспекции. Учебно-тематический план и расписание занятий приведены в прил. 3.1. и 3.2.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12