В этой связи одним из основных направлений политики продвижения услуг Учебного Центра должна стать разработка и тиражирование рекламной брошюры, а также ее распространение среди слушателей курсов, предприятий и организаций, которые могут быть заинтересованы в дополнительном обучении своих сотрудников в данной сфере, на специализированных выставках и ярмарках. Примерный макет подобной брошюры был разработан нами в рамках дипломного проекта и приводится в прил. 3.7.
Вторым мероприятием в промоушен-деятельности Учебного Центра рекомендуется выбрать создание самостоятельного интернет-сайта и распространение информации о нем в глобальной сети Интернет. Подробные рекомендации относительно содержания, структуры сайта и его раскрутки приводятся в соответствующем разделе работы.
Вышеперечисленные мероприятия позволят: значительно повысить информированность целевой аудитории об Учебном Центре и предоставляемых им образовательных услугах; привлечь новых клиентов, наладить обратную связь с потенциальными и реальными клиентами (с помощью предусмотренных на сайте инструментов для работы с аудиторией), что даст возможность исследовать структуру спроса, его динамику, анализировать мнения слушателей и их предложения по совершенствованию процесса и содержания обучения и т.п., а также будут способствовать формированию благоприятного имиджа организации. o Проведенный анализ организации управления в Учебном Центре выявил отсутствие ясного понимания сотрудниками своих должностных обязанностей и четкого распределения ответственности, что приводит ряду негативных последствий и отрицательно сказывается на эффективности деятельности Учебного Центра в целом. Одной из причин подобного положения является отсутствие должностных инструкций. В целях преодоления подобной стихийности в организации труда, в рамках дипломной работы нами были разработаны должностные инструкции для сотрудников Учебного Центра (текст должностной инструкции для руководителя приводится в прил. 3.8.).
Профессиональное использование разработанных должностных инструкций позволит:
. рационально распределить функциональные обязанности и ответственность работников;
. повысить своевременность, надежность и качество выполнения трудовых задач;
. улучшить социально-психологический климат в коллективе, устранить конфликты между сотрудниками, в том числе между руководителем и подчиненными;
. четко определить функциональные связи работников и их взаимоотношения с коллегами;
. конкретизировать права работников;
. повысить коллективную и личную ответственность работников за оперативность и качественное выполнение функциональных обязанностей, а также укрепить служебную дисциплину;
. повысить эффективность материального и морального стимулирования работников;
. организовать равномерную загрузку работников по периодам с минимальными потерями рабочего времени и перегрузками;
. обеспечить объективность при аттестации сотрудников, их поощрении и наложении дисциплинарных взысканий. o Диагностика системы мотивации труда в Учебном Центре с помощью компьютерного теста «Мотивация», основанного на теории мотивационного комплекса проф. А.А. Литвинюка, показала наличие существенных (в некоторых случаях патологических) отклонений в значениях силы действия мотивов приобретения, удовлетворения и безопасности.
Для оптимизации системы мотивации и устранения выявленных отклонений предлагается следующее.
. Для устранения излишне слабого действия мотивов приобретения необходимо произвести коррективы в системе оплаты труда, принятой в
Учебном Центре. Соответствующие предложения и рекомендации изложены ниже.
. В целях увеличения силы действия мотивов удовлетворения требуется:
- по возможности распределять работы между членами коллектива
Учебного Центра в соответствие с их личностными характеристиками
(такими, как темперамент, характер, конформность-агрессивность, лабильность-регидность, экстравертированность- интровертированность, спонтанность-сензитивность и др.). Эти качества несложно выявить, используя специализированные методики тестирования: например, тесты Айзенка на определение типа темперамента и экстраверсию-интроверсию, опросник Басса-Дарки для определения уровня агрессивности и враждебности, тест А.
Ровена для оценки качества мышления, цветовой тест Люшера,
Миннесотский многофазный личностный перечень С.Хатуэя и Дж. Мак-
Кинли (MMPI), интерперсональный диагностический тест Т.Лири и др.;
- демократизировать процедуры принятия решений, предоставлять сотрудникам большую свободу в выборе способов и приемов деятельности, поощрять инициативность и использование творческих подходов к выполнению должностных обязанностей;
- все рутинные, повторяющиеся операции максимально стандартизировать, структурировать, формализовать таким образом, чтобы их выполнение стало предельно простым и быстрым. Таким образом, высвободится значительная часть рабочего времени для интеллектуального, творческого труда.
. Для снижения силы действия мотивов безопасности и оптимизации системы вынесения санкций рекомендуется:
- в ряде процедур заменить пооперационную форму контроля за результатами трудовой деятельности на контроль по конечным результатам;
- свести к минимуму субъективность вынесения руководителем санкций, их необходимо количественно зафиксировать и увязать с определенными поступками;
- в некоторых случаях документально закрепить (например, в должностной инструкции) возможность работы по гибкому графику.
Использование вышеперечисленных мер будет способствовать укреплению дисциплины, снижению степени бюрократизации процесса управления, переключению персонала с целей избежания неудач (наказания) на цели достижения успеха. o Проведенный анализ выявил явное несовершенство системы оплаты труда, принятой в Учебном Центре. Применение повременной формы оплаты труда и нерациональная структура материального вознаграждения (оклад + доплаты компенсирующего характера + квартальные, полугодовые, годовые, «праздничные» премии) обуславливают отсутствие четкой зависимости между результатами трудовой деятельности и материальным вознаграждением.
Для преодоления негативных последствий данной ситуации и усиления связи материальных вознаграждений с результатами труда мы предлагаем систему стимулирования труда, разработанную нами в рамках дипломной работы для Учебного Центра на основе системы, предложенной Клещевским Ю.Н.
Данная система оплаты труда сотрудников Учебного Центра, несмотря на обилие переменных, достаточно проста и имеет ряд преимуществ: она ориентирует работников на повышение своей квалификации, дальнейший творческий и профессиональный рост, содержит обоснованные элементы риска, что способствует росту интереса к трудовой деятельности, влечет за собой заинтересованность в результатах как индивидуального труда, так и деятельности организации в целом, способствует повышению уровня дисциплины. Кроме того, она «прозрачна» для персонала и отражает многие корректоры, о необходимости учета которых при проектировании системы мотивации труда было сказано выше.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баранник М.А. «Маркетинг образовательных услуг: базовые понятия», интернет-сайт www.ooipkro.nm.ru
2. Баталов А.С. «Маркетинг образовательных услуг», интернет-сайт www.supermarketing.narod.ru
3. Бахтерев Б.В. «Двенадцать правил составления должностной инструкции», интернет-сайт www.rayter.ru
4. Бокарев Т. «Энциклопедия интернет-рекламы», интернет-сайт www.book.promo.ru
5. Березин И. С. «Средний класс на рынке образовательных услуг», доклад на научно-практическом семинаре в МЭСИ 31.01.2002 г., интернет- сайт www.marketers.rsuh.ru
6. Ващекин Н.П. «Маркетинг» учебник-практикум, Московский государственный университет коммерции, Москва, 1999 г.
7. Волкова М.М., Звездова А.Б. «Маркетинговые исследования в области образовательных услуг», Маркетинг в России и за рубежом, № 6, 1999 г.
8. Гейц И.В. «Заработная плата и другие расчеты с физическими лицами»,
«Дело и Сервис», Москва, 1999 г.
9. Голдобин Н.Д. «Особенности маркетинга в организации дистанционного обучения», интернет-сайт www.mesi.ru 10. Егоршин А. П. «Управление персоналом», Н. Новгород, 1999 г. 11. Земельный кодекс Российской Федерации от 30 октября 2001 г. 12. Кириллина Ю. «Маркетинг образовательных услуг», Высшее образование в
России, № 5, 2000 г. 13. Клещевский Ю.Н. «Проблемы управления подготовкой в высшей школе специалистов для предпринимательской деятельности: экономико- организационные аспекты», Кузбассвузиздат, Кемерово, 1998 г. 14. Комментарий к Закону Российской Федерации «Об образовании» под редакцией Шкатуллы В.И., ЮРИСТЪ, Москва, 2001 г. 15. Кортлэнд Л. Бове, Уилльям Ф. Аренс «Современная реклама», Издательский
Дом Довгань, 1995 г. 16. Котлер Ф. «Маркетинг менеджмент», «ПИТЕР», 1998 г. 17. Литвинюк А.А. «Организационное поведение» учебное пособие, МГУК,
Москва, 1998 г. 18. Лойко П.Ф., Карамышева О.В. «Проблемы совершенствования системы управления земельными ресурсами в Российской Федерации», Москва, 2002 г. 19. Материалы интернет-сайтов: www.kokoc.com (Российско-украинское рекламное агентство "KOKOC dot COM"), www.bezpalov.com (проект Rise
Position), www.webcity.narod.ru («Веб-сайт своими руками!») 20. Материалы семинара «Маркетинг образовательных услуг», интернет-сайт
«Энциклопедия маркетинга» www.marketing.spb.ru2 21. Мордовин С.К. «Модульная программа для менеджеров. Управление человеческими ресурсами», Инфра-М, Москва, 2000 г. 22. Панкрухин А.П. «Образовательные услуги: точка зрения маркетолога»,
Аlma mater, N3, 1997 г. 23. Панкрухин А.П. «Маркетинг образовательных услуг», Маркетинг в России и за рубежом, № 7-8, 1997 г. 24. Панкрухин А.П. «Реклама образовательных услуг», Alma Mater, № 8, 1997 г. 25. Панкрухин А.П. «Философские аспекты маркетингового подхода к образованию», Alma Mater, № 1, 1997 г. 26. Панкрухин А.П. «Цена образования», Alma Mater, № 5, 1997 г. 27. Пищулин С. «Современные методы маркетинга в области образования: динамика, перспективы», интернет-сайт www.supermarketing.narod.ru 28. Попов Е.Н. «Услуги образования и рынок», Российский экономический журнал, № 6, 1992 г. 29. Сагинова О.В. «Маркетинг образовательных услуг», Маркетинг в России и за рубежом, N1, 1999 г. 30. Сборник нормативно-правовых и методических документов в сфере дополнительного профессионального образования под редакцией В.М.
Жураковского, Москва, 1998 г., 31. Сенашенко В. «Дополнительное образование: идеи и решения», Высшее образование в России, № 5, 2000 г. 32. Скрипак Е.И. «К вопросу о понятии «образовательная услуга»», интернет- сайт Кемеровского государственного университета www.history.kemsu.ru 33. Стиглиц Дж., «Экономика государственного сектора», Инфра-М, Москва,
1997 г. 34. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ 35. Федеральный закон от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" (с изменениями от 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г.) 36. Федеральная целевая программа "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2007 годы)" 37. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. «Экономика», «Дело», Москва, 1993 г. 38. Царегородцев Ю.Н. «Организационно-экономический механизм профессионального развития человеческих ресурсов организаций (сфера дополнительных образовательных услуг)», автореферат диссертации, 2001 г. 39. Ченцов А.А. «Инновационные стратегии на рынке образовательных услуг», автореферат диссертации, Москва, 1998 г. 40. Шахриманьян И. «Маркетинг образовательных услуг», Маркетинг, № 1,
1993 г. 41. Шкатулла В.И. «Настольная книга менеджера по кадрам», Издательство
«НОРМА», Москва, 2000 г. 42. Щетинин В.П. «Своеобразие российского рынка образовательных услуг»,
Мировая экономика и международные отношения, №11, 1997 г. 43. Щетинин В.П. «Рынок образовательных услуг в современной России»,
Школа, N3, 1997 г. 44. Щур Д.Л., Труханович Л.В. «Основные требования к оформлению должностной инструкции», Менеджмент в России и за рубежом, №6, 1999 г. 45. Ягупа Е.Г. «Экономико-организационные аспекты управления системой подготовки менеджеров высшей квалификации для субъектов потребительского рынка (на материалах Кемеровской области)», автореферат диссертации, 2000 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ
----------------------- [1] Доцент, директор Центра международных образовательных программ РЭА им. Г.В. Плеханова
[2] В частности, исследовательский проект "Стиль жизни среднего класса", реализуемого журналом "Эксперт" с 1999 года
[3] К среднему классу исследователи в рамках названного проекта относят семьи, имевшие в 2001 году доход в пределах от 150 до 1000 долларов в месяц в расчете на одного члена семьи. По различным оценкам такой доход в 2001 году имели от 15 до 25% российских семей.
[4] Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. №610
[5] В последнее время в педагогике даже выделилось особое направление – адрагогика (от греч. зрелый, взрослый) - теория и практика обучения взрослых, основа которой - учет особенностей взрослых учащихся, контекста их обучения.
[6] Копия данной лицензии представлена в прил. 2.1. [7] География организационной структуры Учебного Центра ФКЦ «Земля» представлена в прил. 2.3. [8] Наглядно изложенная иерархическая структура представлена в прил 3.6. [9] Исследования компаний, профессионально работающих в сфере создания и продвижения Интернет проектов показывают, что 90% пользователей не смотрят более 30 первых результатов поиска [19]. [10] Здесь мы приводим примерную структуру типовой должностной инструкции. На практике же количество и содержание разделов данного документа может варьироваться в зависимости от специфики организации.
[11] «Единственное предназначение нормативного документа – ответить на вопрос исполнителя «Что делать?» перед началом работ и на вопрос руководителя «Кто виноват?» в случае, когда полученный результат не совпал с задуманным. Все остальное должно быть самым безжалостным образом вычищено из должностной инструкции», - замечает в своей статье Бахтерев Б.В. [3].
[12] Высокая скорость адаптации – низкая скорость адаптации [13] Пониженная чувствительность к окружающим воздействиям внешней среды – повышенная чувствительность к ним. [14] Напомним, что фонд оплаты труда рассчитывается стандартным способом как сумма различного рода выплат (заработная плата, премии, надбавки, доплаты, оплата отпусков и др.), включаемых в соответствии с действующим законодательством в себестоимость продукции (работ, услуг). [15] Здесь указаны округленные до целых десятков полученные в результате расчетов значения месячных вознаграждений.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12