Рефераты. Управление предприятием в рыночных условиях

- всесторонняя оценка финансового состояния объекта анализа;

- выявление факторов и причин достигнутого состояния;

- подготовка и обоснование принимаемых управленческих решений в области финансов;

-выявление и мобилизация резервов улучшения финансового состояния и повышение эффективности всей хозяйственной деятельности. [17;114]

Финансовый анализ является частью полного анализа хозяйственной деятельности. Разделение анализа на финансовый и управленческий обусловлено сложившимся на практике разделением системы бухгалтерского учета на предприятиях на финансовый и управленческий учет.

Методика финансового анализа включает три взаимосвязанных блока:

1) анализ финансовых результатов деятельности предприятия;

2) анализ финансового состояния предприятия;

3) анализ эффективности финансово-хозяйственной деятельности.

Практика финансового анализа выработала основные правила чтения финансовых отчетов, основанных на дедуктивном (от общего к частному) методе:

- горизонтальный (временной) анализ - заключается в сравнении каждой позиции отчетности с предыдущим периодом;

- вертикальный (структурный) - позволяет определить структуру итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом;

- трендовый анализ - представляет собой сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определении тренда;

- анализ относительных показателей - это расчет отношений данных отчетности, определение взаимосвязей показателей;

- сравнительный (пространственный) анализ - осуществляется как внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям предприятия;

- факторный анализ - это анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. [2;106]

Объектом финансового анализа является финансовая информация (отчетность), которая должна отвечать требованиям достоверности и открытости, понятности, полезности и значимости, полноты, последовательности, сравнимости, осмотрительности, нейтральности и др. Хотя финансовые отчеты освещают события, имевшие место в прошлом, их данные необходимы для составления планов и прогнозов на будущее. Их изучение помогает установить недостатки в работе предприятия в целом и в отдельных секторах его деятельности, выявить резервы совершенствования управления производственными и финансовыми операциями.

Субъектами анализа выступают две группы, заинтересованных в деятельности предприятия пользователей информации:

1) собственники, заимодавцы, поставщики, клиенты, налоговые органы, персонал предприятия, руководство, интерпретирующие ее исходя из своих интересов;

2) аудиторские фирмы, консультанты, биржи, юристы, пресса, ассоциации, профсоюзы, которые должны защищать интересы первой группы пользователей отчетности.

Целью финансового анализа является получение наибольшего числа ключевых параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия: его прибылей и убытков, изменений активов и пассивов, расчетов с дебиторами и кредиторами. [20; 44]

В методике Сесенова В.М. анализ финансового состояния включает последовательное осуществление следующих видов анализа:

1. Предварительная (общая) оценка финансового состояния предприятия и его финансовых показателей за отчетный период.

2. Анализ финансовой устойчивости предприятия.

3. Анализ кредитоспособности и ликвидности предприятия.

4. Анализ финансовых результатов.

5. Анализ использования оборотных средств.

6. Оценка потенциального банкротства предприятия. [19;199]

Содержание и основная целевая установка финансового анализа – оценка финансового состояния и выявление возможности повышения эффективности функционирования хозяйствующего субъекта, с помощью рациональной финансовой политики.

Финансовое состояние хозяйствующего субъекта – это характеристика его финансовой конкурентоспособности (платежеспособности, кредитоспособности), использования финансовых ресурсов и капитала, выполнения обязательств перед государством и другими хозяйствующими субъектами. [20;144]

Автор Чибисов О.В.рассматривает приемы и методы управления финансами предприятия и предлагает методику оценки финансового состояния предприятия, согласно его методике анализ баланса и рассчитанных на его основе коэффициентов следует рассматривать в качестве предварительного ознакомления с финансовым положением предприятия.

Оценка финансового состояния производится с учетом тенденции в изменении финансового состояния и факторов, влияющих на эти изменения.

С этой целью необходимо проанализировать динамику оценочных показателей, структуру статей баланса, качество активов, основные направления хозяйственно-финансовой политики предприятия.

При расчете показателей (коэффициентов) используется принцип осторожности, т.е. пересчет статей актива баланса в сторону уменьшения на основании экспертной оценки.[20;56]

Для оценки финансового состояния используются три группы оценочных показателей:

• коэффициенты ликвидности;

• коэффициент соотношения собственных и заемных средств;

• показатели оборачиваемости и рентабельности.

Коэффициент платежеспособности (автономии) (Кп) показывает удельный вес собственных средств в активах предприятия.


Кп=,                                                                              (13)


где  -среднегодовая стоимость первого раздела баланса

- среднегодовая стоимость всех активов баланса


Кзс= 1- Кп=,                                                                  (14)


где Кзс-удельный вес заемных средств в активах

Удельный вес заемных средств в активах показывает, сколько заемных средств в активах предприятия. Его допустимое значение 0,4-0,5.

Коэффициент соотношения заемных и собственных средств (Кс) показывает, сколько заемных средств привлекается на единицу денежных вложений в активы предприятия.


Кс=                                                              (15)


Коэффициент обеспеченности запасов и затрат собственными средствами (Коз) показывает насколько предприятие эффективно использует финансовые ресурсы.


Коз= ,                                                                               (16)


где - среднегодовое значение внеоборотных активов

- среднегодовое значение ТМЗ

Ликвидность баланса - это степень покрытия обязательств предприятия такими активами, срок превращения которых в денежные средства соответствуют сроку погашения обязательств. Существуют три коэффициента ликвидности:

Коэффициент абсолютной ликвидности:


Кал=,                                            (17)


Коэффициент быстрой ликвидности:

Кбл=                     (18)

Коэффициент текущей ликвидности (покрытия):

Ктл=                   (19)


Оценку прибыльности и рентабельности проводят с помощью следующих показателей: коэффициент устойчивости прибыли, чистая рентабельность оборота (марка прибыли), рентабельность активов, рентабельность инвестиций, показатель покрытия процентов (для анализа кредитоспособности).

Все эти показатели помогают оценить устойчивость и эффективность деятельности предприятия

Коэффициент устойчивости прибыли:


Куп=,                                                                                  (20)


где - чистая прибыль за отчетный период

- средняя чистая прибыль за предыдущий период

Чистая рентабельность оборота (марка прибыли):


Rо=,                                                                                     (21)


Рентабельность активов:


Rа=*100                                                                              (22)

Rа1=*100                                                                             (23)

Rоб с=*100,                                                                        (24)


Rоб с- рентабельность оборотных средств

Рентабельность инвестиций


Rи=*100                                                                              (25)


Мультипликатор


Мпл=                                                                                      (26)


Чистая рентабельность от использования собственных средств


Rcc= Rа*Мпл                                                                                 (27)


Согласно методике анализа Шеремета А.Д. результативность и экономическая целесообразность функционирования предприятия измеряются абсолютными и относительными показателями.

Основным показателем безубыточности работы предприятия является прибыль, поэтому в анализе используют различные коэффициенты рентабельности.

Безубыточность - такое состояние, при котором бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков. Анализ безубыточности предприятия основан на маржинальном доходе. Маржинальный доход это сумма постоянных затрат предприятия и прибыли. Безубыточный объем продаж можно определять в натуральном, стоимостном, процентном отношении.

Точка безубыточности в натуральном выражении показывает, какое количество единиц товара, услуг предприятию необходимо произвести, оказать для того чтобы оно не оказалось нерентабельным.[6;27]

Эту точку определяют по формуле:


,                                                                             (28)


где Спост- сумма постоянных затрат

Qкр- количество оказанных услуг, при котором предприятие не получает

прибыли, но и не терпит убытков

Ц- цена за единицу услуг

Sпер- переменные затраты на единицу оказываемых услуг

Эта формула применяется, если предприятие производит или оказывает один вид товара или услуг.

Если предприятие оказывает разнообразные услуги и производит различный товар по различным ценам и ассортименту, то тогда целесообразно определять точку безубыточности в стоимостном выражении.

Для того чтобы определить безубыточный объем продаж в стоимостном выражении применяется следующая формула:


,                                                                                     (29)


где Т- безубыточный объем продаж в стоимостном выражении

Дмд- доля маржинального дохода в выручке


                                                                             (30)


Для того, чтобы определить точку безубыточности в процентах применяется формула:


,                                                                  (31)


где Т%- объем продаж в процентах от общего объема

100%- максимальная производственная мощность

2. ОЦЕНКА ПРОИЗВОДСТВЕННО-ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ


2.1 Общая характеристика предприятия


Дочернее государственное предприятие Восточно- Казахстанский центр гидрометеорологии (ДГП ВК ЦГМ) Республиканского государственного предприятия «Казгидромет» (РГП Казгидромет) Министерства охраны окружающей среды Республики Казахстан. Создано в соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан (РК) от 2.03.1999г. № 185 «О создании Республиканских государственных предприятий Казгидромет и Казавиамет». В своей деятельности ВК ЦГМ руководствуется Конституцией РК, Гражданским кодексом РК, Указом Президента РК от 19.06.1995г. № 2335 «О государственном предприятии», Законом РК от 15.07.97г. «Об охране окружающей среды», иными нормативно правовыми актами, а также Уставом и Учетной политикой ДГП ВК ЦГМ.

ВК ЦГМ является юридическим лицом, созданным в форме предприятия на праве хозяйствования ведения, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банков, печать с изображением государственного герба РК и фирменным наименованием, бланки, штампы, прочие официальные атрибуты

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.