По результатам расчетов можно построить гистограмму критического объема в стоимостном выражении.
Доля маржинального дохода (30) в выручке предприятия в 2005г. осталась без изменения. На это повлияло то, что хоть доход от реализации продукции и увеличился на 5%, но в то же время увеличились и переменные затраты на 3,2%. В 2006г. эта доля увеличилась на 100%. Это связано с тем, что увеличился доход от реализации услуг на 8% и снизились переменные затраты на 12,9%.
Безубыточный объем продаж в стоимостном выражении по предприятию в 2004г. составил 6310т.тенге. В 2005г. эта цифра составила 8850 (отклонение от 2004г. - +40,3%). Это нежелательное явление, так как у предприятия снизилась зона безопасности. Но в 2006г. ВК ЦГМ увеличивает свою зону безопасности, т.к его точка безопасности снизилась на 57,3%, что составило 3778 т.тенге. На это повлияло снижение переменных и постоянных затрат на -12,9% и -14,6% соответственно и увеличение дохода предприятия на 8%.
Для определения точки безубыточности в процентах воспользуемся формулой 31:
, (31)
где Т%- объем продаж в процентах от общего объема
100%- максимальная производственная мощность
Таблица 29
Динамика критического объема продаж по гидрологии 2004г- 2006г
Показатели
2004г.
2005г.
2006г.
Отклонение (+/-), %
на 2005г.
на 2006г.
Постоянные затраты (т.тенге)
121
134
175
+10
+30,6
Переменные затраты (т.тенге)
1066
1076
1280
+0,9
+19
Доход от реализации (т.тенге)
1321
1390
1650
+5,2
+18,7
Критический объем продаж (%%)
48
43
47
-10,4
+9,3
Таблица 30
Динамика критического объема продаж по экологии 2004г-2006г.
548
712
632
+29,9
-11,2
5031
5435
4611
+8
-15,2
6300
6800
7350
+7,9
+8,1
52
23
+20,9
-55,8
Из таблицы 29 видно, что в 2006г. по гидрологии только 47% дохода приходится на покрытие затрат предприятия по этим услугам. Остальные приносят прибыль.
По экологии критический объем в 2006г. снизился по сравнению с 2005г на 55,8% и составил 23%. Следовательно, остальные 77% являются прибылью предприятия.
Таблица 31
Динамика критического объема продаж по метео. за 2004г.- 2006г.
593
924
704
+55,8
-23,8
6134
6113
5108
-0,3
-16,4
7680
7810
8220
+1,7
+5
38
54
+42
-57
По метеорологии критический объем услуг составил 23% на конец анализируемого периода, что на 57% меньше по сравнению с предыдущим 2005г. Следовательно, 77% оказываемых услуг по метеорологии приносят прибыль предприятию.
Таблица 32
Динамика критического объема продаж в целом по предприятию
1262
1770
1511
+40,3
-14,6
12231
12624
10999
+3,2
-12,9
15301
16000
17200
41
24
+26,8
-53,9
На основании выполненных расчетов мы видим, что в 2005г. предприятию было бы достаточно оказать услуг на 41% от общего объема указанных услуг, и уже тогда предприятие не было бы убыточным. 41% - это критический процент, снижение которого указывает на убыточность деятельности ВК ЦГМ. Следовательно, в 2004г. запас финансовой прочности предприятия составил 59%. В 2005г. процент безубыточного объема продаж увеличился до 52 (отклонение от 2004г. составило 26,8%). Это отрицательная тенденция, так как у предприятия снизился запас прочности до 48%. Но в 2006г. ВК ЦГМ понизил свою критическую точку до 24%. Следовательно, увеличилась зона прибыли (в 2006г. она составила 76%). На это повлияло, как отмечалось ранее, увеличение дохода на 8%, снижение постоянных и переменных затрат на 14,6% и 12,9% соответственно.
По сделанным расчетам можно сделать следующие выводы.
У предприятия достаточный запас финансовой прочности как отдельно по направлениям деятельности, так и в целом по предприятию.
Таблица 33
Динамика отклонений фактического и критического объема производства
Услуги
Отклонения (+/-), %
тыс.тенге
т. тенге
т.тенге
04г.
05г.
06г.
факт
критич
Гидро
605
583
795
-54,2
-58,1
-51,8
Эколог
2740
3560
1580
-56,5
-47,6
-78,5
Метео
2965
4200
8200
1853
-61,4
-46,2
-77,4
Всего
6310
8850
3778
-58,8
-44,7
-78
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12