СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ
1.1 Понятие и содержание управления предприятием
1.2 Основы анализа производственно-хозяйственной деятельности предприятия
1.3 Анализ финансовой деятельности предприятия – ключевая задача управления
2. ОЦЕНКА ПРОИЗВОДСТВЕННО-ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДГП «ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ЦЕНТР ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИИ»
2.1 Общая характеристика ДГП ВК ЦГМ
2.2 Анализ производственно-хозяйственной деятельности ДГП ВКЦГМ
2.3 Анализ финансовой деятельности ДГП ВК ЦГМ
3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДГП «ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ЦЕНТР ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИИ»
3.1 Анализ безубыточности как способ управления затратами
3.2 Контроллинг как способ достижения положительных конечных результатов деятельности предприятия
3.3 Расчет эффективности оказания услуг
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы дипломной работы определяется тем, что в современной рыночной среде значительно ускорился темп изменений конкурентных условий, требующих более быстрого реагирования со стороны предприятий. Существование предприятий при рыночных отношениях в экономике во многом определяется действующей в организации системы управления, таким образом, управление деятельностью предприятия в условиях современной экономики делает постановку проблемы актуальной и вызывает необходимость поиска путей совершенствования сложившейся системы управления.
В рыночных условиях залогом выживаемости и основой стабильного положения предприятия служит его финансовая устойчивость. Она отражает такое состояние финансовых ресурсов, при котором предприятие, свободно маневрируя денежными средствами, способно путем эффективного их использования обеспечить бесперебойный процесс производства и реализации продукции, а также затраты по его расширению и обновлению.
Основными экономическими целями предприятия в рыночных условиях являются повышение эффективности производства, максимизация прибыли и удовлетворение потребностей коллектива.
Объектом исследования выбрано дочернее государственное предприятие «Восточно-Казахстанский центр гидрометеорологии», занимающееся гидрометеорологическими наблюдениями и ведением экологического мониторинга.
Предметом исследования являются показатели, отражающиеся в анализе финансово-хозяйственной деятельности предприятия за три последних года.
Целью дипломной работы является разработка мероприятий по совершенствованию управления предприятием в условиях рыночной экономики.
Для достижения выше названной цели необходимо решить следующие задачи:
-изучить теоретические основы управления и анализа производственно-финансовой деятельности;
-провести анализ производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия;
-разработать предложения по безубыточному функционированию предприятия;
-проработать вопросы контроллинга как способа управления предприятием;
-выполнить анализ эффективности производства.
Дипломная работа состоит из Введения, трех глав, Заключения, списка литературы.
В введении обоснована актуальность выбранной темы, поставлена цель дипломной работы, сформулированы задачи которые необходимо решить, определены предмет и объект исследования, описана структура работы.
В первой главе теоретические основы управления предприятием, раскрывают понятие и содержание управления предприятием, а также теоретические основы анализа производственно-финансовой деятельности предприятия.
Во второй главе проведена оценка производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия с целью определения внутренних резервов предприятия, необходимых для разработки конструктивных предложений.
В третьей главе представлены предложения по анализу точки безубыточности, контроллингу и повышению эффективности оказания услуг, чтобы предприятие не оказалось убыточным. Выполнив расчет эффективности оказания услуг можно проследить, насколько эффективно используются те или иные ресурсы предприятия, какой доход даст каждый ресурс в отдельности. Внедрение контроллинга как системы управления позволит эффективнее управлять предприятием, исключить или минимизировать ошибки.
В заключении изложены выводы и результаты дипломной работы.
Основой успешного развития любой предпринимательской деятельности является эффективное управление. Так же ясно, что принятие грамотных и взвешенных управленческих решений не возможно без получения достоверной информации, своевременным ее сбором, обработкой, анализом.
Вопрос об управлении предприятием целесообразно рассматривать с учетом общей теории управления экономическими системами.
В книге Жарковской Е.П., Бродского Б.Е. системно изложены современные профессиональные приемы и методы управления предприятием в условиях неопределенности.
По мнению авторов обеспечение выживаемости организации при рыночных отношениях в экономике во многом определяется существующей в организации системой управления. В условиях рыночной экономики конкурентоспособность организации зависит от того насколько мобильно и эффективно она реагирует на изменения внешней среды, насколько чутко улавливает изменения потребностей рынка, насколько она способна к постоянным изменениям и усовершенствованиям. [11;14]
Рассматривая систему управления организацией, следует выделить;
- управление как специфическая функция;
- управление как процесс подготовки и принятия решений;
- управление как структура аппарата; как структура распределения функций, обязанностей, полномочий и ответственности;
- управление как структура профессионального и квалифицированного состава управленческого персонала.
Указанные элементы системы управления должны быть особо направлены на решение проблем организации.[11;22]
К. Друри в своих трудах рассматривает систему управления и считает, что наиболее важную роль в системе управления принадлежит структуре управления. Структура управления представляет собой упорядоченную совокупность связей между уровнями, звеньями и управленческим персоналом, занятым решением задач организации по своим функциональным обязанностям.
В рамках структуры управления протекают все управленческие процессы (сбор информации и ее обработка, движение информации , на ее основе подготовка, принятие и реализация решений ). [25;23]
Структура управления организацией характеризуется такими параметрами, как сложность, степенью централизации и формализации выполнения работ по управлению, механизмами координации и подстрахования.
Сложность организационной структуры управления определяется числом уровней управления и количеством звеньев управления. Число уровней зависит от специфики организации, объема и ассортимента производимой продукции, особенностей ее положения на рынке и.т.д. Чем больше уровней управления между руководящими организациями и исполнителями, тем более сложными становятся коммуникации, тем труднее реализовать и контролировать решения, принимаемые руководителем и его заместителями, тем больше вероятность несвоевременного получения информации, и ее искажения. Чем больше звеньев управления (служб, отделов, групп), тем сложнее координировать их работы во взаимодействии для решения поставленных задач.[25;54]
Для того чтобы проводить совершенствование или изменения в управлении организацией, чтобы она отвечала в полной мере сложившейся экономической ситуации в организации, автор Барноргльц С.Б. указывает на необходимость понимать особенности отдельных видов структур управления, наиболее часто используемые различными организациями. [24;28]
В методике Шаралдаевой И.А. организация обладает следующими признаками:
- определение ее характера кадрами и менеджером;
-объединение процессов, которые без этого взаимодействуют нецеленаправленно или неэффективно;
-сохранение как предварительно запланированного порядка процесса, так и оперативного, зависящего от ситуации реагирования работника и менеджера.
Система управления обеспечивает выполнение общих и конкретных функций управления, сохраняет целесообразные вертикальные и горизонтальные связи и разделения элементов управления.
Вертикальное разделение определяется числом уровней управления, а также подчиненностью и директивными отношениями. Горизонтальное разделение осуществляется по отраслевым признакам. Оно может быть ориентировано:
- на подпроцессы производства;
- изготавливаемые изделия;
- пространственные производственные условия.[15;29]
Пономарев А.Я в статьях по административному и экономическому менеджменту автор предлагает методику организационной структуры аппарата управления.
Организационная структура аппарата управления - форма разделения труда по управлению производством. Каждое подразделение и должность создаются для выполнения определенного набора функций управления или работ.
Для выполнения функций подразделения, должностные лица наделяются определенными правами на распоряжение ресурсами и несут ответственность за выполнение закрепленных за ним функций.[23;47]
Разделение труда по мере развития производственных отношений привело к выделению специфических трудовых процессов- процессов управления.
Управление- воздействие одного лица или группы лиц (менеджеров) на другие лица для побуждения действий, соответствующих достижению поставленных целей при принятии на себя менеджерами ответственности за результативность воздействия.
Сама по себе общность задач управления позволяет формулировать общие законы управления, а анализ и обобщение практики дает возможность, опираясь на эти законы, конкретизировать содержание управления в рамках науки управления (менеджмента). [23;49]
По мнению автора Роновой Г.Н. в деятельности любого предприятия следует выделить цели и ограничения, они выполняют следующие основные задачи в управлении:
-сопоставление существующего состояния с желаемым;
-руководящие требования к действиям;
-критерии принятия решений;
-инструменты контроля. [2;12]
Автор статьи «Рыночный курс противоречия и перспективы» Пороховский А считает, что важной задачей управления предприятием является определение ее политики деятельности.
Нормативные требования к управлению включают:
-принципы деятельности предприятия;
-основные цели, объекты, сферы деятельности;
-требования к ее организации.
Реализация всех этих нормативных требований к отдельным сферам управления определяет структурную политику фирмы.[13; 16]
В своих трудах Лейманн Я.А., предлагает область деятельности, называемая менеджментом предприятия, разделить на отдельные функции, которые сосредоточены в трех основных группах:
-общее управление (установление нормативных требований и политики управления, планирование, организация работы, мотивация, координация, контроль, ответственность);
-управление структурой предприятия (его создание, предмет деятельности, правовые формы, связи с другими предприятиями, территориальные вопросы, организация); -конкретные области управления (маркетинг, финансы, производство, кадры, основные фонды).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12