Рефераты. Управление конкурентоспособностью промышленного предприятия

С учетом этого, составными компонентами данного блока предлагаются следующие направления деятельности: оптимальное решение задачи реформирования отношений собственности; внедрение предпринимательского типа внутрифирменного менеджмента; кардинальная перестройка организационно-хозяйственной структуры управления; создание продуктовых центров прибыли и ответственности за хозрасчетные результаты деятельности; обеспечение комплексного подхода к реорганизации системы и структуры управления предприятием. Необходимо отметить, что задача реформирования отношений собственности является существенно значимой для достижения управленческой синергии, потому что позитивный эффект приватизации может быть достигнут лишь том случае, когда преобразование отношений собственности органически сопряжено с процессом создания менеджмента предприятия, включающего децентрализацию системы управления, повышение самостоятельности и ответственности структурных подразделений, то есть, когда во главу угла поставлена не проблема изменения формы собственности, а проблема управления.

Опыт функционирования отечественных предприятий убеждает, что наиболее целесообразным с точки зрения формирования эффективного собственника является сохранение в процессе приватизации принципов коллективного управления, то есть переход к коллективной собственности. Как свидетельствует мировая практика, передача предприятий в собственность их работников пользуется во многих странах поддержкой на государственном уровне, регулируется законодательными актами, поощряется льготными кредитами и, как отмечают зарубежные специалисты, является эффективной формой частной собственности для средних и крупных предприятий [52, стр.53].

Различные стратегии развития требуют существенно различающихся систем и структур управления, формирование которых, в свою очередь, предопределено соответствующим организационным стилем поведения предприятия. В управленческой литературе описаны приростный и предпринимательский стили организационного поведения. Приростный стиль поведения организации направлен на минимизацию отклонений от традиционного поведения как внутри организации, так и в отношениях с внешним окружением. Изменения не приветствуются, они ограничиваются или минимизируются. Предпринимательский стиль влечет за собой другое отношение к изменениям. Предприятия такого стиля выступают за непрерывное изменение достигнутого состояния и ведут предпринимательский поиск возможностей для роста за счет изменений [32, стр.37-38].

Объективная необходимость перехода к предпринимательскому типу менеджмента требует проведения перестройки организационной структуры управления. Сложившаяся и повсеместно распространенная на отечественных заводах машиностроения структура управления, построенная на функциональной основе, не приспособлена к рыночным условиям, ориентирована только на исполнение, а не на творческий поиск. Цель организационной структуры - поддерживать предприятие, содействовать усилению роли менеджмента в осуществлении его стратегических целей и миссии, обеспечивать возможности для осуществления быстрой реакции на меняющуюся внешнюю среду и конъюнктуру рынка.

В качестве практических шагов реализации в ОАО «ЗМЗ» данного блока ОЭМ управления конкурентоспособностью предлагаются: кардинальная реорганизация управления производством; разработка и внедрение децентрализованной структуры внутрифирменного управления; создание самостоятельных специализированных по технологическому признаку производственных центров по видам изготовляемой продукции; преобразование продуктовых производств в центры прибыли, обладающие хозрасчетной самостоятельностью и отвечающие за текущие результаты своей деятельности и за развитие будущего потенциала акционерного общества.

3. Совершенствование системы управления кадрами и трудовой мотивацией. Внедряя ОЭМ управления конкурентоспособностью, необходимо добиться, чтобы трудовой коллектив осознал и воспринял безотлагательную потребность фундаментальных перемен в системе управления и функционирования предприятия в условиях рыночных отношений. В связи с этим в основу конкурентной стратегии управления как первоочередная должна быть поставлена задача коренной реорганизации системы подготовки и обучения персонала новым методам хозяйствования и труда. Должна быть достигнута «критическая масса» знающих рыночные отношения работников предприятия на ключевых постах и в решающих звеньях управления, умеющих профессионально работать на рынке потребителя. Только в этом случае возможны качественный сдвиг в повышении эффективности хозяйствования и реализация на практике предпринимательского типа управления.

Исходя из этого, предлагается сформировать структуру третьего блока ОЭМ управления конкурентоспособностью следующим образом: реорганизация системы обучения и переподготовки кадров с учетом требований менеджмента и маркетинга; совершенствование механизма трудовой мотивации и ответственности за обеспечение конкурентоспособности продукции и предприятия; повышение объективности, учет оценки качества и результатов труда в системе оплаты и стимулирования; создание условий для развития творческого и инициативного труда; разработка эффективной системы признания трудовых заслуг, внедрение нетрадиционных методов стимулирования и оплаты труда; развитие производственной демократии, обеспечение участия работников в принятии управленческих решений; обеспечение социальной защищенности работников предприятия; создание системы различных форм производственно-экономического обучения рабочих и служащих предприятия.

4. Повышение качества и конкурентоспособности продукции и предприятия, внедрение систем управления качеством и их сертификация. ОЭМ управления конкурентоспособностью предприятия должен формировать принципиально новую стратегию управления качеством продукции, позволяющую на базе комплексного подхода к решению этой проблемы найти приоритетные способы достижения конкурентных преимуществ на рынках сбыта.

Стратегически важными аспектами обеспечения конкурентоспособности продукции в современных условиях являются: четкая ориентация на создание и выпуск новых изделий, отвечающих потребностям практики и возросшим запросам потребителей; совершенствование за счет разработки и внедрения новых технических решений ранее освоенной продукции для увеличения продолжительности ее жизненного цикла; развитие сотрудничества на взаимовыгодных условиях с ведущими предприятиями по изготовлению и реализации на внешних и внутренних рынках высококачественной продукции.

Современные рыночные условия диктуют необходимость приведения нормативно-технической базы подготовки производства и изготовления продукции на всех стадиях технологического цикла в соответствии с международными стандартами качества. Это один из особо значимых факторов поддержания на должном уровне конкурентоспособности предприятия. Решению задач повышения качества и конкурентоспособности продукции должны подчиняться инвестиционная и инновационная политики предприятия, ориентированные на выбор приоритетных направлений использования финансовых ресурсов при выполнение НИОКР.

Исходя из сказанного, в данный блок ОЭМ управления конкурентоспособностью включены следующие составные компоненты: разработка эффективной стратегии внешнеэкономической деятельности, экспортная ориентация на рынок СНГ; разработка и внедрение комплексной системы управления качеством продукции (ISO 9000); аттестация всего производства на соответствие требованиям европейских и международных стандартов качества; создание и освоение принципиально новой конкурентоспособной продукции; обеспечение продолжительности жизненного цикла ранее освоенных видов продукции; развитие на взаимовыгодной основе сотрудничества с ведущими предприятиями по изготовлению высококачественной продукции; сертификация качества всего производства и выпускаемой продукции на соответствие требованиям международных стандартов ISO 9000.

Три следующих блока - реорганизация системы учета и анализа, совершенствование финансового менеджмента, системный подход к диверсификации и планированию производства определяют действенность экономического обеспечения ОЭМ управления конкурентоспособностью.

5. Комплексный подход к диверсификации и планированию производства. Структурирование данного блока вычленяет те направления деятельности экономических и других подразделений предприятия, которые в своей совокупности целенаправленно содействуют решению проблем повышения конкурентных преимуществ предприятия и активному продвижения экспорта выпускаемой продукции на рынок СНГ. В их числе, системный подход к диверсификации производства с учетом постоянно меняющейся конъюнктуры рынка: разработка программ производства и обновления номенклатуры продукции; формирование перспективных, годовых и оперативных планов снижения себестоимости продукции, расходования денежных, материальных, топливно-энергетических и трудовых ресурсов; активное использование в хозяйственной практике современных методов бизнес планирования, хозрасчета, функционально-стоимостного анализа и других инструментов совершенствования планово-аналитической работы, способствующих решению проблем повышения конкурентоспособности предприятия и обеспечения его безубыточной и устойчивой деятельности.

Эффективное функционирование управленческой системы во многом предопределяется действенностью ее организационного обеспечения. Данный факт применительно к этому блоку ОЭМ управления обуславливает необходимость разработки планово-целевых программ реализации комплекса организационно-экономических и технико-технологических мероприятий, обеспечивающих: достижение запланированных заданий по сокращению затрат и снижению себестоимости продукции как важных критериев успешной деятельности предприятия; совершенствование технического уровня и потребительских свойств продукции; увеличение объемов производства и продаж; получение прибыли; поступление денежных средств и др. Планово-целевые программы предлагается оформлять в виде программных приказов по предприятию, содержащих плановые задания и закрепляющих ответственность служб за их выполнение. Разработка таких программ должна представлять собой итеративный процесс, осуществляемый поэтапно (в разрезе годовых или иных плановых циклов), на каждом из которых происходит дальнейшее развертывание программных позиций и определение плановых заданий с установленной системой контроля и ответственности за их выполнение.

Практическая реализация такого подхода позволит планомерно в сжатые сроки провести диверсификацию основного производства и на этой основе обновить номенклатуру выпускаемой продукции.

6. Реорганизация системы учета и анализа затрат. Структура этого блока ОЭМ управления конкурентоспособностью предопределена объективной необходимостью совершенствования учетной политики предприятия в изменившихся условиях хозяйствования в связи: со своевременным исполнением обязательств перед государственным бюджетом; с возросшей потребностью оперативного обеспечения руководства предприятия и подразделений полной и достоверной информацией для принятия качественных решений; с необходимостью реорганизации схемы учетных работ, обусловленной комплексным подходом к интеграции бухгалтерского, управленческого и налогового учетов.

Важным направлением реорганизации системы учета и анализа предприятия является реструктуризация бухгалтерской службы, учитывающая требования рыночных отношений и переход к предпринимательскому менеджменту и основывающаяся на внедрении в практику работы бухгалтерского аппарата современных методологических и методических положений зарубежной системы учета затрат. Реализация этого позволит обеспечить качественно новый уровень управления издержками производства и формированием цен на выпускаемую продукцию и усилить тем самым, позитивное воздействие системы учета и анализа на повышение конкурентных возможностей предприятия и увеличение его объемов продаж.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.