Рефераты. Управление конкурентоспособностью промышленного предприятия

 . (2.42)

Прогнозирование показателя потенциальных возможностей предприятия по формуле (2.42) позволяет учесть силу влияния всей совокупности внешних рыночных факторов, а также чувствительность конкурентных преимуществ и его адаптивность к воздействию этих факторов. Анализ показателя  следует проводить отдельно для каждого сценария развития внешней среды.

Главная проблема прогнозирования потенциальных возможностей предприятия на основе экспертных методов кроется в более общей проблеме, не до конца решенной зарубежными и отечественными научными исследованиями и заключающейся в том, что экспертные оценки субъективны, и не всегда можно на их основе получить ожидаемый положительный эффект. Например, созданная структура по прогнозированию может не справляться с поставленными перед ней задачами из-за несоответствия квалификации исполнителей сложности реальной ситуации. Однако эта проблема может быть достаточно эффективно преодолена, если при создании группы по прогнозированию использовать одну из адаптивных структур управления - в частности, матричную [93].

Как было сказано выше, результаты хозяйственной деятельности предприятия предлагается оценивать в самом общем случае комплексным показателем продуктивности использования ресурсов предприятия, а степень удовлетворения требований рынка конкурентоспособной продукцией - либо с помощью показателя конкурентоспособной товарной массы проданной продукции на рынке, либо с помощью обобщенного показателя изменения степени удовлетворения требований рынка, полученного на базе показателей, отражающих динамику объемов продаж продукции. В самом общем случае последние факторы конкурентоспособности формируются под воздействием большого количества внешних и внутренних факторов, которые, как правило, невозможно выделить, либо по которым отсутствует информация. В такой ситуации ход изменения рассматриваемых показателей можно связывать не с факторами, а с течением времени, что приводит к образованию одномерных временных рядов [94].

Учитывая сказанное, предлагается прогнозировать оставшиеся факторы конкурентоспособности предприятия методом экстраполяции на основе кривых роста экономической динамики при условии выполнения двух принципиальных положений [94]: временной ряд показателя имеет тренд, т.е. преобладающую тенденцию; общие условия, определявшие развитие показателя в прошлом, останутся без существенных изменений в течение периода упреждения. Процедура прогнозирования осуществляется последовательностью следующих шагов:

- предварительный анализ данных;

- решение проблемы выбора вида кривой роста для конкретного временного ряда с помощью метода конечных разностей или метода характеристики прироста;

- определение параметров отобранных кривых роста с помощью метода наименьших квадратов или приближенных методов вычислений (метод трех точек, метод трех сумм и т.д.);

- определение адекватности моделей, оценка точности адекватных трендовых моделей и выбор лучшей из них ;

- получение точечного и интервального прогнозов и верификация прогноза .

Определение вида кривой роста осуществляется на основе матрицы исходных данных составляемой по следующей форме:


1

2

3

…..

n-1

n

…..


Здесь:  - год с порядковым номером i;  - значение фактора конкурентоспособности предприятия в -ом году.

В частности, для полиномиальных кривых роста метод наименьших квадратов приводит к системе нормальных уравнений для определения неизвестных коэффициентов-параметров этих кривых. Для полинома первой степени  система нормальных уравнений имеет вид:

 . (2.43)

Аналогичная система для полинома второй степени  имеет вид:

 . (2.44)

При прогнозировании в ситуации изменения внешних условий, когда наиболее важными являются последние реализации исследуемого процесса, наиболее эффективными оказываются адаптивные методы прогнозирования, учитывающие не равноценность уровней временного ряда. В такой ситуации для прогнозирования факторов конкурентоспособности предприятия можно использовать адаптационную модель Брауна, представляющую процесс развития как линейную тенденцию с постоянно изменяющимися параметрами и модифицированную для рассматриваемого случая. Этапы модифицированной модели Брауна следующие.

Этап 1. По первым пяти точкам временного ряда оцениваем начальные значения А0 и А1 параметров модели с помощью метода наименьших квадратов для линейной аппроксимации:

  (t=1, 2, …, 5). (2.45)

Этап 2. С использованием параметров А0 и А1 по модели Брауна находим прогноз на один шаг (k=1):

 . (2.46)

Этап 3. Расчетное значение  экономического показателя сравниваем с фактическим  и вычисляем величину их расхождения (ошибки). При k=1 имеем:

 . (2.47)

Этап 4. В соответствии с этой величиной корректируем параметры модели. В модели Брауна модификацию осуществляем следующим образом:

   (2.48)

где:  - коэффициент дисконтирования данных, изменяющийся в пределах от 0 до 1 (), характеризующий обесценение данных за единицу времени и отражающий степень доверия более поздним наблюдениям.

Оптимальное значение  находим итеративным путем, т.е. многократным построением модели при разных  и выбором наилучшей, либо по формуле:

 , (2.49)

где: N – длина временного ряда;

 - параметр сглаживания ();

 - ошибка прогнозирования уровня , вычисленная в момент времени (t-1) на один шаг вперед.

Этап 5. По модели со скорректированными параметрами А0 и А1 находим прогноз на следующий момент времени. Возвращаемся в пункт 3, если t<N. При t=N, используем построенную модель для прогноза на будущее.

Этап 6. Интервальный прогноз строим как для линейной модели кривой роста.

В целом предложенные методы прогнозирования факторов конкурентоспособности предприятия позволяют:

- проводить в рамках одного сценария развития внешней рыночной среды расчет и анализ показателя потенциальных возможностей предприятия, обеспечивая при этом возможность выявления момента времени крайне благоприятного (или не благоприятного) состояния этой среды для последующей разработки плана проведения организационно-экономических мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности;

- выявлять самый худший (или лучший) сценарий развития внешней рыночной среды с точки зрения потенциальных возможностей предприятия;

- сравнивать потенциальные возможности предприятий-конкурентов;

- осуществлять прогноз степени удовлетворения требований рынка конкурентоспособной продукцией и проводить ее сравнительный анализ с соответствующими уровнями конкурентов с целью разработки организационно-экономических и маркетинговых мероприятий, направленных на изучение потребностей рынка с целью их удовлетворения;

- осуществлять прогноз уровня результатов хозяйственной деятельности предприятия и проводить его сравнительный анализ с аналогичными показателями конкурентов с целью разработки организационно-экономических мероприятий, направленных на повышение ресурсосбережения и финансового положения предприятия;

- осуществлять прогноз уровня конкурентоспособности предприятия и проводить его сравнительный анализ с соответствующими показателями конкурентов.

ВЫВОДЫ КО ВТОРОЙ ГЛАВЕ


Исследования, проведенные во второй главе, позволили получить следующие научные результаты:

1. Установлено, что в большинстве научных публикаций конкурентоспособность предприятия отождествляется с конкурентоспособностью продукции. Однако понятие конкурентоспособности предприятия многомернее и включает конкурентоспособность продукции как одну из своих составляющих.

2. Проведен анализ методов количественной оценки и анализа конкурентоспособности предприятия, позволивший:

- установить, что и в России и за рубежом не разработаны ни общепринятое понятие конкурентоспособности предприятия и продукции, ни единая номенклатура показателей конкурентоспособности, ни общие методы объединения этих показателей в один интегральный количественный показатель, что создает проблемы при оценке и управлении конкурентоспособностью;

- обосновать необходимость применения экспертных методов при оценке конкурентоспособности предприятия.

3. Разработана с использованием экспертного подхода модель количественной оценки уровня конкурентоспособности предприятия. Предложены и обоснованы факторы конкурентоспособности предприятия, а также переменные для их измерения.

4. Разработана модель оптимального распределения финансовых ресурсов предприятия, выделяемых на повышение его конкурентоспособности.

5. Разработана на основе экспертного подхода модель прогнозирования потенциальных возможностей предприятия как фактора его конкурентоспособности в условиях воздействия внешней рыночной среды.

6. Предложена адаптационная модель прогнозирования факторов конкурентоспособности предприятия.

ГЛАВА III

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

3.1. Информационное обеспечение управления конкурентоспособностью предприятия


В последнее время особенно актуальны проблемы, возникающие при анализе альтернативных решений в процессе управления сложными производственными объектами. Практика показывает, что затраты на осуществление управленческой деятельности непрерывно увеличиваются, а последствия неудачных решений становятся все ощутимее. Современные рыночные отношения, влияющие на хозяйственную деятельность предприятий, обусловливают необходимость решения проблем, связанных с повышением качества управления конкурентоспособностью предприятия.

В рыночных условиях для организации эффективного управления конкурентоспособностью уже недостаточно только здравого смысла и опыта руководителей, необходимо масштабное привлечение современных средств анализа больших объемов информации, моделирования и компьютеризации процессов управления. Организация управления конкурентоспособностью должна способствовать не только росту финансово-хозяйственной деятельности предприятия и стимулированию экономии всех видов ресурсов на основе их эффективного использования, но и все большему удовлетворению возрастающих потребностей покупателей продукции.

Как известно, задача управления конкурентоспособностью одна из основных задач маркетинговых исследований на предприятии. В связи с этим информационное обеспечение управления конкурентоспособностью должно удовлетворять общим требованиям, предъявляемым к информационному обеспечению маркетинговых исследований и общим принципам проектирования информационной системы предприятия.

Принятие решений в маркетинге базируется на процессах управления, являющихся, по сути, информационными процессами. Поэтому, правильность и ценность управленческих решений в значительной мере зависит от информационного обеспечения. В работе [4 стр.158] приведены основные стадии процесса управления. В условиях динамично меняющейся рыночной обстановки процессы принятия решений должны обладать адаптивными возможностями. С учетом этого замечания предлагается следующая формулировка последнего этапа управления – «Контроль за исполнением, оценка деятельности, корректировка параметров объекта управления». Стадии процесса управления показаны на рисунке 3.1.



Осуществление исследования невозможно без накопления и изучения значительного количества соответствующей информации. Считается, что рецепт для хорошего решения: 90% информации и 10% вдохновения [15]. В связи с этим, необходимо заметить, что в настоящее время в России не налажена подобающим образом работа по исследованию, оценке и прогнозированию конкурентоспособности предприятий, поскольку маркетинговые исследования на многих из них почти не проводятся. Сформированные на предприятиях службы маркетинга далеки от оптимальности по своему составу, построению, взаимодействию с другими подразделениями и внешней средой, а также, по выполняемым функциям. Они не могут проводить такую работу на надлежащем уровне из-за неподготовленности соответствующих специалистов и отсутствия необходимого информационного, методического и технического обеспечения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.