На сегодня ситуация изменилась. Привлечение квалифицированных менеджерских кадров и вложения в повышение квалификации управленческого персонала не прошли даром. Современный клиент консалтинговой компании — это топ-менеджер, который прекрасно разбирается в современных методах анализа, великолепно знает case-технологии, и красивой цветной презентацией его не впечатлишь.
Профессиональный уровень топ - менеджеров позволяет им перейти к нормальной постановке вопроса: «Мне необходимо получить следующий результат, но я не хочу отвлекать свои ресурсы для разовой работы, которую консультант сделает лучше».
Причем акцент делается именно на конечный практический результат. Другими словами, умный совет, который «производит» консультант, теперь все чаще становится не конечным, а промежуточным итогом работы консалтинговой компании на проекте клиента. На плечи консультанта все чаще ложится теперь внедрение его собственных указаний (хотя первую скрипку здесь уже играет сам заказчик). Такой альянс на заключительной стадии проекта повышает и ответственность консультантов, и уверенность клиентов в принимаемых решениях.
Повышение квалификации руководящего состава российских предприятий и представление о всем комплексе услуг консалтинговых компаний позволило менеджерам перейти от постановки частных проблем (оптимизация налогов, тренинг для персонала и т. п.) к более системному решению повышения эффективности предприятия (оценка предприятия — перевод финансовой отчетности на международные стандарты — оптимизация финансовых потоков включая оптимизацию налогообложения — системная интеграция — выход в «новую экономику» и т д.).
И наконец, топ-менеджер на рынке консалтинговых услуг перестал походить на слепого котенка. Средства массовой информации сделали свое дело, и руководители предприятий представляют себе наработанный опыт и размах возможностей той или иной консалтинговой компании. Предприятия выбирают себе консультантов под проблему и, если считают это целесообразным, работают по различным вопросам с разными консультантами.
Неотъемлемой частью рынка консалтинговых услуг являются рейтинги консультационных компаний. Эти своеобразные индикаторы весьма условны. Тем не менее, они помогают ориентироваться при выборе консультанта и поныть конкурентное соотношение сил.
На Западе рейтинги публикуются в «Consultant News» (рейтинг 50 крупнейших фирм), «Management Consultant International» (рейтинг 45 крупнейших компаний, групп) и др.
Специфика российского рынка консалтинговых услуг отражена в специализированных рейтингах, проводимых независимыми рейтинговыми агентствами. Первый в России и пока единственный рейтинг 80 консалтинговых групп составлен Рейтинговым агентством «Эксперт РА» при методической поддержке Ассоциации консультантов по экономике и управлению (АКЭУ). В данном разделе приведен именно этот рейтинг, опубликованный в 2000 году в еженедельнике «Эксперт» №25 от 03. 07. 2000 г.
Двадцать наиболее эффективных консалтинговых групп России1
Таблица 2.1
№
Место в рейтинге «Российский консалтинг»
Консалтинговая группа
Местоположение центрального офиса
Выручка на одного специалиста в 1998г.
(тыс. руб.)
1.
8
«Консалтинг. Аудит»
Новосибирск
3370, 8
2.
38
ООО «Аудитор»
Красноярск
3181, 0
3.
2
«ЦентрИнвест МК»
Москва
3035, 2
4.
1
PricewaterhouseCoopers
2755, 1
5.
7
«Топ-Аудит»
1748, 4
6.
74
«Аудиторско –консультативное агентство»
Волгоград
1480, 0
7.
22
«Демб и партнеры. Консаудит»
1138, 5
8.
12
Объединенные консультанты «ФДП»
1077, 4
9.
10
«ПАКК»-«Универс-Аудит»
958, 7
10.
5
ФБК (PKF)
957, 4
11.
65
«СВ-Аудит»
950, 2
12.
29
Центр «Эксперт»
927, 5
13.
39
ИНСЭИ
Санкт-Петербург
914, 7
14.
16
Консалтинговоя группа «Лекс»
Тюмень
877, 6
15.
45
«ФС Консалтинг»
875, 0
16.
6
Росэкспертиза
871, 0
17.
32
ИКФ «Альи»
863, 9
18.
3
«Юникон/МС»
841, 3
19.
14
«Ким и Партнеры»
797, 0
20.
24
«Алруд»
776, 4
Восемьдесят консалтинговых групп России по итогам 1999 года1.
Таблица 2.2
Место по итогам 1998 г.
Выручка от оказания консалтинговых услуг за 1999г.
Среднее число консультан-тов в 1999 г.
Выручка на одного консультанта в 1999 г.
Выручка от оказания консалтинговых услуг за 1998г. (тыс. руб.)
Прирост выручки (%) за 1999 г.
1093756
397, 0
576255
89, 8
136585
45, 0
43830
211, 6
114416
136, 0
37539
204, 8
4
«РОЭЛ Консалтинг»
82137
108, 1
759, 8
17553
367, 9
55532
58, 0
26492
109, 6
48776
56, 0
19626
148, 5
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16