Следует подчеркнуть, что не существует стандарта на разработку бизнес-плана, и ни один юридический документ пока еще не закрепляет обязательности подготовки бизнес-плана из-за различия целей бизнеса и бесконечного множества вариаций среды, в которой он действует.
Объем бизнес-плана зависит от цели его составления. Внутренний бизнес-план не регламентируется ни по объему, ни по структуре разделов. Бизнес-план, представляемый с целью получения больших и средних объемов инвестиций (кредитных ресурсов) должен включать приблизительно от 50 до 80 страниц. Имеется в виду его общий объем, который включает основные приложения (уставные документы, бухгалтерский баланс, учредительский договор и т. п.). При разработке крупных проектов рекомендуется подготовить два варианта бизнес-плана. Первый (официальный) – предназначается для потенциальных инвесторов или соинвесторов и включает в себя описание общей цели предлагаемого бизнес-проекта. Второй - является внутренним рабочим документом предпринимателя и служит аналитическим материалом для принятия окончательного решения по осуществлению конкретных мероприятий, направленных на разработку и реализацию нового проекта.
1.2 Функции бизнес-плана и его отличие от других плановых документов[3]
В настоящее время не существует единого подхода в определении основных функций, которые выполняет бизнес-план. Наиболее традиционным является подход, согласно которому бизнес-план выполняет 4 функции: стратегическую (помогает при разработке стратегии бизнеса, что особенно важно при организации новой компании или определении новых бизнес-направлений); инвестиционную (помогает определить оптимальные источники и объем внешних инвестиций, найти потенциальных инвесторов); функцию планирования (позволяет оценить перспективы развития бизнеса и разработать комплекс конкретных мероприятий для их достижения).
При этом следует отметить, что достаточно распространенным является подход, согласно которому бизнес-план выполняет различные функции, как внешние (познакомить с предприятием представителей делового мира), так и внутренние, жизненно важные для деятельности самого предприятия (табл.1.1, 1.2).[4]
Таблица 1.1. Внешние функции бизнес-плана
Функции бизнес-плана
Содержание
Макроэкономический анализ соответствующих сфер производства
- определение стратегических тенденций развития производств
Создание информационной базы для разработки макроэкономической политики
-разработка и реализация государственной политики;
-разработка и реализация региональной политики.
Привлечение инвестиций
1. Реальные инвестиции:
- централизированные инвестиции
(государственные, региональные программы);
- дотации, субсидии
2. Финансовые инвестиции:
- подготовка эмиссии акций и реализация их на фондовом рынке.
Привлечение заемного капитала
- ссуды, кредиты.
Установление деловых контактов, изучение целей участников
- организация и проведение переговоров, торгов, заключение контрактов.
Обоснование направлений реализации
- приватизация государственных (муниципальных) предприятий;
-обоснование совместных производств с другими предприятиями;
- обоснование использования иностранного капитала;
- обоснование создания финансово-промышленных групп или вложения в них.
Таблица 1.2. Внутрифирменные функции бизнес-плана
Функции управления производством
Функция бизнес-плана
Планирование и оценка деятельности
1. Разработка долговременных стратегий (концепций) развития;
- обоснование конкретных направлений деятельности, краткосрочных ее целей;
-прогнозирование результатов деятельности;
2. Оценка научно-технического потенциала производства
1. Обеспечение системного и сквозного характера планирования и прогнозирования.
2. Оценка степени использования имеющегося потенциала:
- выявление и оценка резервов;
- разработка мероприятий по научно-техническому развитию.
Организация деятельности
- определение центров ответственности за результаты деятельности;
- анализ соответствия кадрового состава;
- анализ системы оплаты труда
1. Обоснование обязанностей структурных подразделений и отдельных исполнителей.
2. Переподготовка (повышение квалификации):
- подготовка новых кадров.
3. Оценка существующей системы оплаты труда.
Контроль, учет производства
1. Контроль за результатами деятельности, их учет.
2. Определение степени и факторов риска.
3. Отчетность перед собственниками.
4. Стабильность проекта производства, подготовка к внезапным
изменениям.
- учет отклонений от плана;
- разработка мероприятий по снижению риска;
- обеспечение устойчивости и живучести проекта.
Результатом внутрифирменного планирования является создание системы планов. Любой план в обязательном порядке включает в себя основные показатели деятельности, которые должны быть достигнуты к концу планового периода. По существу, план представляет собой набор специфических инструкций для менеджеров разных уровней, описывающих основные бизнес-процессы, которые должны выполняться соответствующими подразделениями компании для достижения общеорганизационных целей. Внутрифирменные планы различаются на основе следующих характерных черт: временного горизонта (промежуток времени, на которое составляется план); функциональной направленности (например, маркетинговый план и план выпуска продукции, план по продажам); иерархии планирования (некоторые планы разрабатываются в функциональных подразделениях, в создании других активное участие в функциональных подразделениях, в создании других активное участие принимает топ-менеджер компании).
Выделяют следующие виды планов (табл.1.3.).
Виды планов
Краткая характеристика
Стратегический план
Составляется на 5 лет вперед и включает в себя видение, миссию, общие цели, определяющие цели организации, место организации в будущем и выбранные стратегии в действии. Составной частью этого плана является политика организации. Стратегический план- ориентир для принятия решений на более низких уровнях.
Общефирменные планы
Составляются на срок 3-5 лет, продолжают стратегический план и определяют главные задачи развития организации. Основу этих планов составляет план развития.
Оперативные планы
1) Общефирменные планы текущей деятельности – хозяйственные планы, которые рассчитываются на 1 год. С их помощью товары и услуги производятся и поставляются на рынок.
2) Текущие планы подразделений – дополняют общефирменные планы деятельности и создаются для планирования работы отделов и служб.
Планы-программы
Разрабатываются для реализации конкретных инвестиционных проектов или выполнения программы развития функциональных областей деятельности.
С учетом временного горизонта различают: краткосрочные планы (менее 1 года); среднесрочные планы (от 1 до 5 лет); долгосрочные планы (более 5 лет), что определяется размером и отраслевой принадлежностью предприятия, опытом и объектом планирования. Кроме того, на указанные сроки также оказывает влияние такие факторы: жизненный цикл продукта; состояние НИОКР; возможность замены продукции.
В целом любой бизнес-план должен определять пути выхода на новые рыночные позиции и предоставлять потенциальным инвесторам ответы на следующие вопросы:
1) прогнозируемая величина и уровень спроса на предлагаемые товары и услуги на целевом рынке;
2) оптимальный характер основных бизнес-процессов компании, и его соответствие потребностям будущего предполагаемого развития бизнеса;
3) структура ассортимента выпускаемой продукции, процедуры выбора и критерии оценки конкурентоспособности отдельных товарных позиций;
4) предлагаемый комплекс процедур, гарантирующих снижение риска при использовании инвестиционных вложений и разработке новых видов товаров и услуг;
5) объем и структура всех видов экономических ресурсов, необходимых для успешной реализации предлагаемого проекта;
6) доказательство оптимальности выбора предлагаемой организационной формы и структуры вновь создаваемого или реструктурированного предприятия (в последнем случае следует представить надежную доказательную базу, способную убедить потенциального инвестора).
Место бизнес-плана в системе планов предприятия определяется тем, что он:[5]
1) оценивает степень жизнеспоспособности и будущей устойчивости предприятия, снижает риск предпринимательской деятельности;
2) конкретизирует перспективы развития бизнеса, представляя их в виде обоснованной системы количественных и качественных показателей;
3) позволяет получить внешние инвестиции
Последнее подчеркивает то обстоятельство, что бизнес-план, в отличие от ранее описанной внутрифирменной системы планов, учитывает не только внутренние цели предприятия, но и внешние цели лиц, заинтересованность в участии которых есть у предпринимателя.
Таким образом, можно сделать вывод, что в рамках одной организации разрабатывается и общий стратегический план, включающий весь комплекс целей, и отдельные бизнес-планы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9