Рефераты. Теории мотивации к работе p>Формальные и неформальные группы. В организациях существует множество делений малых групп. Одним из наиболее важных явля- ется деление на группы формальные и неформальные. Формальные группы - это обычно те группы, существование которых пре- дусмотрено организацией. Люди в таких группах занимают четко предписанные положения. Неформальные группы возникают в орга- низациях на основе общих интересов людей, дружеских связей или других общественных нужд. Неформальные группы не содержатся в штатном расписании организации. В них существуют свои неписа- ные правила и нормы, касающиеся допустимого поведения и обя- занностей. Успешное функционирование как формальных, так и не- формальных групп совершенно необходимо организации.

ИНДИВИДУУМЫ И ГРУППЫ. Один очевидный вопрос, на который не- обходимо ответить состоит в том, почему вообще люди в органи- зациях объединяются в группы, а не работают каждый сам по се- бе? С теоретической точки зрения этот вопрос касается того, как работа групп отличается от работы индивидуумов, с практи- ческой - является ли работа в группах более эффективной, чем индивидуальная? В основном, как показали исследования, решение вопроса о том, какая форма работы, групповая или индивидуаль- ная является более эффективной, зависит как от самой выполняе- мой работы, так и от ряда личностных и ситуационных факторов.

Общественная помощь. Группа может влиять на индивидуума различными способами. Например, одним своим присутствием груп- па может иногда изменить производительность человека. Этот процесс называется общественной помощью. При этом во всех слу- чаях, за одним главным исключением, присутствие посторонних увеличивает производительность. При этом вовсе не обязательно должен присутствовать элемент состязательности между участни- ками. Исключение же возникает тогда, когда выполняемая работа является не - или малознакомой. Присутствие других людей подстегивает производительность только в тех случаях, когда предмет хорошо изучен. Это происходит потому, что в окружении других людей у человека возникает беспокойство по поводу того, как будет воспринята его работа.

Сдерживание участия и усилия. Группы могут оказывать воз- действие противоположное по характеру общественной помощи. К примеру, они могут вносить сильный дисбаланс в пропорциональ- ность вклада о общую работу. В группе, состоящей из нескольких человек, одни могут вносить гораздо больший вклад, чем другие, которые будут просто присутствовать. Однако люди, которые больше всех работают, не всегда являются самыми эффективными работниками, и такое дифференцирование нагрузок может вызвать проблемы в функционировании группы. Этот феномен называется общественное бездельничанье (social loafing). Получается что, когда люди работают в группах, в которых индивидуальные вклады не могут быть оценены, они работают менее усердно, чем работа- ли бы индивидуально. Это явление было впервые показано Рингма- ном (Ringmann, 1926). Он нашел, что когда размер группы увели- чивается, производительность каждого из ее участников, наобо- рот, снижается. В увеличивающихся группах люди перестают чувствовать связь между своими личными усилиями и ответной ре- акцией организации, и многие начинают становиться "вольными всадниками".

Разрешение проблем. Другой вопрос заключается в том, явля- ется ли группа лучшим генератором идей, чем отдельные люди. Не ко всем в группе одинаково прислушиваются, и мнение некоторых людей может преобладать над мнением остальных. Но, с другой стороны, у членов группы существует тенденция взвешивать все мнения по мере их возникновения, а этот процесс может привести к свободному потоку идей.

С другой стороны мы знаем, что иногда идея, высказанная кем-то, может дать толчок созданию вашей собственной идеи. За- дача здесь заключается в том, чтобы преодолеть враждебность к спонтанности (доминирование нескольких человек, раннюю крити- ку) и увеличить возможности для творчества. Одна из таких про- цедур получила название "мозговая атака" (brainstorming). Ее смысл состоит в том, что создается такая атмосфера, при кото- рой высказываемые идеи не критикуются, и каждый может исполь- зовать идею другого для стимуляции своего собственного мышле- ния. Любая оценка идей откладывается до тех пор, пока процесс их выработки не будет окончен.

Широкое распространение получила система создания малых групп для решения насущных проблем компаний. Такие группы получили название "кружки качества", в которые объединяются работники одной области, регулярно встречающиеся и решающие все пробле- мы, относящиеся к этой области.

Поляризация идей. Последний изученный вид воздействия орга- низаций на своих членов известен под названием "поляризация идей". После принятия участия в групповом обсуждении, люди за- нимают, как правило, более крайние позиции, чем перед началом дискуссии.

Для этого правила существует ряд объяснений. Если перед нача- лом дискуссии большинство ее участников склонялось к тому, чтобы поддержать какую-то идею, то во время дискуссии будет выдвинуто гораздо больше аргументов в пользу этой идеи, что, однако не означает, что существует действительно больше аргу- ментов "за", нежели "против".

Последствия этого понятны. При таком положении вещей остается возможность для того что (1) важные моменты, касающиеся приня- тия решения не будут рассмотрены, (2) дискуссия будет повто- рять ошибочные предварительные мнения и позиции и (3) резуль- таты дискуссии будут гораздо худшего качества, чем они могли бы быть.

ОБЗОР ГРУППОВЫХ ПЕРЕМЕННЫХ. Основные факторы которые должны быть приняты во внимание при изучении поведения малых групп могут быть изображены в виде схемы:


Требования задания к тесному взаимодействию и кооперации
Высокие: Низкие:

Плохой результат: Хороший результат:
Высокая: Низкая отдача Высокая отдача
Разница наиболее вероятна наиболее вероятна в вознаграж- Низкая: Хороший результат: Плохой результат: дении Высокая отдача Низкая отдача наиболее вероятна наиболее вероятна

Важно воздействие этого свойства на организации. Они должны внимательно следить за соответствием их системы вознаграждения типам выполняемых заданий, иначе при внедрении неправильной системы вознаграждения производительность в организации пони- зится, вместо того, чтобы повыситься.

ВОЗДЕЙСТВИЕ СОСТАВА ГРУППЫ. В дополнение к ситуационным пе- ременным, поведение людей в группах может в большой степени зависеть от личных характеристик членов группы. Мы рассмотрим, как на функционировании группы отражается воздействие некото- рых таких характеристик, а также размера и сплоченности груп- пы.

Характеристики членов группы. Большое количество исследова- ний было посвящено влиянию различных качеств членов групп на их внутреннюю среду. В частности, было найдено, что согласо- ванность групповых норм появляется тогда, когда члены группы молоды, обладают средними умственными способностями и высоким авторитетом. Приверженность групповым нормам оказалась также сильнее у женщин, чем у мужчин, хотя это возможно отражает культурные различия в половых ролях, чем природное различие между женщинами и мужчинами. Кроме того, важной характеристи- кой членов группы является способность к выявлению лидера.

Совместимость членов группы. Когда мы пытаемся объяснить поведение группы, необходимо учитывать один важный фактор. При выполнении задания, члену группы приходится взаимодействовать с другими членами группы. То есть важно знать, являются ли ха- рактеры разных членов группы совместимыми. Эта проблема прояв- ляет себя в сравнении доминирующего и подчиняющегося типов личности. При объединении в одну группу двух представителей разных типов, они, вероятнее всего, будут работать успешно. Но если получится так, что в одной команде окажутся люди одного типа личности, тогда либо будут возникать постоянные конфликты
(если у обоих доминирующий тип личности), либо процесс не сдвинется с мертвой точки из-за отсутствия лидерства (если у обоих подчиняющийся тип личности).

Гомогеничность и гетерогеничность группы. Также важным, хо- тя и точно не выясненным, является вопрос о том, должна ли группа для более эффективной производительности быть гомоге- ничной или гетерогеничной, то есть, должны ли ее члены принад- лежать к разным расам, разным социальным слоям, разным полам, придерживаться различных взглядов, или же идентичность по этим показателям более предпочтительна. Как правило, предпочтитель- нее оказывается частичная гомогеничность и частичная гетероге- ничность группы.

Размер группы. При составлении задания для формирующейся группы встает вопрос, какое количество людей будет наиболее оптимальнымдля выполнения этого задания. Здесь существует несколько аспектов.

Размер и взаимодействие. Эксперименты, проведенные Робертом
Бэйлсом (Robert Bales), показали, что в меньших по размеру группах более высок уровень согласия и взаимного доверия, тог- да как в больших группах сильнее тенденция к даче советов и обмену информацией. Кроме того, существует важная разница меж- ду группами с четным и нечетным числом членов. Достижение сог- ласия в последних является делом несравненно более легким, чем в первых, из-за большей легкости в формировании большинства.

Размер и удовлетворение. Слэтер (Slater, 1958)обнаружил ин- тересную взаимосвязь между размером группы и удовлетворен- ностью ее членов. Оказалось, что наиболее предпочтительным числом членов группы является число пять. Очевидно, при мень- шем числе членов отношения становятся более напряженными, тог- да как при большем числе не всегда хватает времени со всеми переговорить.

Размер и продуктивность. Соотношение между размером и про- дуктивностью в значительной степени зависит от характера рабо- ты, которую выполняет группа. В случае объединенной взаимоза- висимости существует прямая зависимость между размером и про- изводительностью, тогда как в случае обоюдной взаимозависи- мости будет наблюдаться обратное соотношение.

Групповая сплоченность. Последний групповой композиционный фактор - это групповая сплоченность. Она может быть определена как степень притягательности группы для ее членов. Чем лучше отношение к группе ее членов, тем сплоченнее группа и наобо- рот. Заметим, что сплоченность является групповой переменной, то есть зависит от отношения всех членов группы. Групповая сплоченность отличается от всех других переменных, рассмотрен- ных в этом разделе, тем, что она как сама влияет на функциони- рование группы, так и зависит от него.

Предшествование групповой сплоченности. Несколько факторов способны воздействовать на развитие сплоченности в группе.
Первый из них - это тип выполняемого задания. Чем выше уровень взаимодействия, требуемый заданием, тем выше потенциальная сплоченность группы.

Вторым среди факторов, воздействующих на развитие групповой сплоченности, является групповая история успеха в выполнении прошлых заданий. Чем больше было таких успехов, тем выше спло- ченность.

Некоторые характеристики самой группы также ведут к групповой сплоченности. Например, наличие у членов группы какой-то общей цели ведет к большей сплоченности, чем ее отсутствие. Послед- ний вклад в групповую сплоченность вносят личностные характе- ристики членов группы. Мы уже знаем, что люди больше любят тех из своих знакомых, чьи взгляды ближе к их собственным. Чем больше в группе таких людей, тем она сплоченнее.

Подводя итог, перечислим еще раз факторы, от которых зависит развитие сплоченности в группе. Это групповое взаимодействие, групповые успехи, общие цели и взаимная симпатия между членами группы. Развившись, групповая сплоченность может оказывать значительное влияние на будущее группы.

Последствия групповой сплоченности. Одним из последствий групповой сплоченности является то, что члены группы проводят больше времени в общении друг с другом, таким образом воз- растает и количество, и качество группового взаимодействия.
Второе последствие - это то, что сплоченная группа оказывает большое влияние на отдельных своих членов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.