* Оценка экспертов дана по шкале от – 10 до + 10
По итогам данной таблицы видно, что на ЗАО «Орелнефтепродукт» факторы ближайшего окружения оказывают сильное негативное воздействие, то есть представляют сильнейшую угрозу. Положительное влияние на данную организацию оказывают в основном только факторы макросреды.
Для получения более полного представления, необходимо полученные данные ранжировать в порядке убывания их степени воздействия в таблице 9.
Таблица 9 – Внешние возможности и угрозы
№ п/п
Возможности
Угрозы
1
Улучшение уровня жизни населения
Изменение покупательских предпочтений
2
Изменение рекламных технологий
Появление товаров – субститутов
3
Развитие информационной отрасли
Изменение правил ввоза продукции
4
Появление новых поставщиков
Сбои в поставках продукции
5
Изменения моды
Появление принципиально нового товара
6
Снижение цен на сырье и готовую продукцию
Снижение уровня жизни населения
7
Снижение налогов и пошлин
Рост темпов инфляции
8
Совершенствование менеджмента
Ужесточение законодательства
9
Снижение безработицы
Изменение уровня цен
10
Разорение и уход фирм – продавцов
Скачки курсов валют
11
Уменьшение императивных норм законодательства
Появление новых концернов
12
Совершенствование технологии производства
Увеличение конкурентных преимуществ со стороны конкурентов
13
Предложения о сотрудничестве со стороны отечественных предпринимателей
Рост налогов и пошлин
14
Неудачное поведение конкурентов
Усиление конкуренции
15
Рост безработицы
16
Ухудшение политической обстановки
17
Национализация бизнеса
18
Появление новых фирм на рынке
Таким образом, становится очевидно, какие из определенных внешних факторов имеют наибольшее положительное или отрицательное влияние на компанию.
К возможностям ЗАО «Орелнефтепродукт», которые в дальнейшем будут способствовать развитию фирмы, относятся: улучшение уровня жизни, изменение рекламных технологий; развитие информационной отрасли и т.д. К угрозам, которые могут затормозить развитие предприятия, относятся: изменение покупательских предпочтений; изменение правил ввоза продукции; снижение уровня жизни населения; появление принципиально нового товара и т.д.
Анализ внутренней среды представляет собой управленческое обследование функциональных зон организации с целью определения сильных и слабых сторон организации.
Для полного анализа внутренней среды ЗАО «Орелнефтепродукт» необходимо исследовать пять функциональных зон:
- маркетинг;
- организация процесса продаж;
- финансы;
- управление персоналом;
- общее управление.
Обобщенный анализ представлен в приложении В. Проведем оценку проведенного анализа по конкретным функциональным зонам, неисследованным ранее.
«Плюсы» существующей системы организации продаж в ЗАО «Орелнефтепродукт», обусловлены в какой-то степени традициями, и заключаются в том что:
1) снижаются до минимума производственные конфликты, всегда имеющие место в организациях со сложными матричными вертикальными и горизонтальными; линейными взаимоотношениями.
2) исчезает проблема искажения первичной информации, поступающей от ядра организации к стратегической вершине (т.е. снизу-вверх), и приказов, распоряжений спускаемых «сверху в низ», касающихся координации действий ядра. Это связано с тем, что информация передается напрямую, отсутствует риск ее неверного понимания и как следствие, потеря первоначального заложенного в ней смысла, в процессе ее прохождения через несколько уровней.
3) существующая организационная система максимизирует гибкость управления организацией вследствие того, что директор предприятия оперативно получает информацию снизу, время ее прохождения через промежуточные уровни управления сведено к нулю. Таким образом, директор имеет возможность в кратчайшие сроки координировать, менять политику предприятия в соответствии со стратегией, если внешние или внутренние факторы отличаются от планируемых.
«Минусы» существующей системы управления продажами выражены не столь четко и могут проявится только в перспективе. Главный из них в том, что при данной линейной системе управления внимание руководителя распыляется на решение множество мелких проблем. В результате такой диверсификации он не может уделить должного внимания решению стратегических, более важных для предприятия задач.
Многофакторность выбора стратегии во многом предопределяет необходимость разработки нескольких стратегических альтернатив, из которых и осуществляется окончательный выбор.
Стратегические альтернативы – набор различных частных стратегий, позволяющих достичь стратегические цели организации, во всем их многообразии, в рамках выбранной базовой стратегии и ограничений на использование имеющихся ресурсов. Каждая стратегическая альтернатива предоставляет организации разные возможности и характеризуется разными затратами и результатами. Первый шаг в разработке стратегических альтернатив и их анализе – стратегическая сегментация.
При использовании портфельного метода анализа будем рассматривать ЗАО «Орелнефтепродукт» как совокупность стратегических хозяйственных подразделений (СХП) по видам деятельности. Задачей данного анализа является оценка фактического состояния портфеля организации и разработка дифференцированных стратегий для различных СХП, исходя из общей цели развития организации. Инструментом данного анализа являются матрицы – двухмерные модели, сравнивающие стратегическое положение каждого СХП организации. Для проведения портфельного анализа необходимо:
1. построить матрицу Бостонской консалтинговой группы (БКГ) и матрицу Мак-Кинси;
2. оценить фактическое состояние портфеля хозяйственной деятельности организации, на основе анализа положения отдельных СХП в построенных матрицах и соотношения различных СХП в портфеле;
3. классифицировать СХП по принципу приоритетов инвестирования и разработать рекомендуемые стратегии для каждого СХП с целью улучшения общего положения организации;
4. сделать выводы о стратегической привлекательности портфеля в целом.
Для построения матрицы БКГ необходимо на основании исходных данных рассчитать относительную долю ранка СХП:
Относительная доля рынка СХП = (9)
а также, для представления доли СХП на окружности, диаметр которой пропорционален емкости рынка, необходимо рассчитать долю рынка СХП:
Доля рынка СХП = (10)
Исходные данные первого варианта и результаты вычислений представлены в таблице 9.
На основании полученных данных можно построить матрицы БКГ для каждого СХП. Позиционирование СХП на матрице БКГ приведено в приложении Г.
На основании анализа положения СХП в рамках матрицы БКГ можно заключить, что:
СХП 1, 4, 6 – не имеют хороших конкурентных позиций, но находится на перспективных быстроразвивающихся рынках, и требуют больших инвестиций. Для них возможна стратегия роста и увеличения доли рынка. Наиболее перспективным является СХП 4, т.к. он работает на крупном, быстроразвивающимся рынке и имеет хорошие конкурентные преимущества.
СХП 1 находится в стадии зарождения и работает на бурно развивающемся рынке. Однако, если стадия «зарождения» для СХП 1 длиться уже достаточно долго, то наилучшим будет его продажа или превращение в отдельно работающую фирму.
Таблица 9 – Исходные данные и расчеты для построения матрицы БКГ
Номер и наименование СХП
Объем продаж ЗАО «ОрелОрелнефтепродукт», тыс. руб.
Объем продаж ведущего конкурента тыс. руб.
Емкость (размер) рынка
Темп роста рынка,%
Относительная доля рынка СХП
Доля рынка СХП,%
1 реализация нефтепродуктов
280
785
5000
113,2
0,36
5,60
2 купля продажа ценных бумаг
740
2590
5800
101,8
0,29
12,76
3 инвестиционная
760
1180
7500
97,5
0,64
10,13
4 передача основных средств аренду
370
375
7400
108,6
0,99
5,00
5 строительство нефтебаз
210
175
2600
109,8
1,20
8,08
6 выполнение торгово-закупочных операций
1128
1280
4900
105,2
0,88
23,02
7 реализация расфасованных нефтепродуктов
2410
1045
10500
108,2
2,31
22,95
8 оказание услуг физическим и юридическим лицам
1593
595
6100
105,0
2,68
26,11
9 оказание услуг по хранению нефтепродуктов
2275
1083
7600
100,7
2,10
29,93
10 посредническая деятельность
3116
2722
9800
98,6
1,14
31,80
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21