- способность поставщиков диктовать свои условия;
- угроза появления новых конкурентов;
- способность покупателей диктовать свои условия.
- В настоящее время на территории г. Орла и всей России в целом, действует большое число организаций, занимающихся торговлей нефтепродуктами. ЗАО «Орелнефтепродукт» занимает на рынке серединное положение, то есть оно реализует продукцию по средним ценам и имеет не самый большой и не самый маленький объем реализации продукции. Основной упор в работе фирмы делается на реализацию только качественной продукции, для этого разработана система контроля качества.
Все фирмы, работающие в данной отрасли, поддерживают средний уровень цен и конкурируют по таким параметрам как реклама, обслуживание, качество продукции, дополнительные услуги и т.п. В данной отрасли конкуренцию нельзя назвать жесткой, так как спрос на нефтепродукты растет быстрыми темпами. Вместе с тем методы дополнительно стимулирования покупателей быстро копируются конкурентами, и приходится прилагать немало усилий для сохранения положения в отрасли.
Количество фирм, стремящихся в отрасль, до сих пор растет, так как отрасль привлекает большим уровнем прибыли, и растущим спросом на продукцию. Вновь пришедшие в отрасль фирмы предлагают продукцию по более низким ценам. Такая тенденция может привести к непропорциональности роста потребительского спроса и предложения в целом по отрасли, что нежелательно для ЗАО «Орелнефтепродукт».
Для улучшенного понимания запросов покупателей и покупательной способности населения; интереса, проявляемого к продукции ЗАО «Орелнефтепродукт», в деятельности предприятия используется такой инструмент, как анкета покупателя. Данная анкета распространяется среди посетителей фирмы, информация обрабатывается, систематизируется и в дальнейшем используется в процессе принятия различных управленческих решений и выработке стратегии фирмы. Влияние поставщиков обусловлено их сравнительно небольшим числом и невысоким уровнем конкуренции между ними.
Любая фирма в данной отрасли стремится к снижению действия рассмотренных сил для того, чтобы иметь возможность повысить уровень цен и достичь уровня прибыли выше среднего по отрасли. На каждую из этих сил фирма может воздействовать только посредством своей стратегии.
В стратегическом управлении наиболее часто используется метод анализа среды организации, получивший название SWOT-анализ. Применяя этот метод, удается установить линии связи между силой и слабостью и внешними угрозами и возможностями. Такие связи в дальнейшем используются для разработки стратегии.
Для успешного применения SWOT-анализа окружения организации важно уметь не только вскрыть угрозы и возможности, но и попытаться оценить их с точки зрения того, сколь важным для организации является учет в стратегии своего поведения каждой из выявленных угроз и возможностей. Для такой оценки чаще всего применяют метод позиционирования на матрицах возможностей и угроз (Приложение Б).
Для компании ЗАО «Орелнефтепродукт» после проведенного анализа наиболее значимыми и вероятными оказались возможности расширения доли рынка, расширение ассортимента и разработка нового направления по продаже сопутствующих товаров.
После позиционирования угроз было выявлено, что:
– к критическому состоянию фирму могут привести либо выход в отрасль большого числа конкурентов;
– к разрушению компании или ее выходу из отрасли может привести ограничительная политика государственных органов, например, увеличение таможенных сборов и пошлин, увеличение транспортных тарифов, изменение правил торговли.
Разрабатываемая стратегия должна быть направлена на максимальное использование предоставляемых возможностей и максимально возможную защиту от угроз.
Для проведения анализа дальней среды возможно построить матрицы вероятностей / воздействий, в одной из которых необходимо спозиционировать выявленные факторы внешней среды, оказывающие положительное влияние на организацию (возможности), в другой – факторы внешней среды, оказывающие негативное воздействие на организацию (угрозы).
Такие матрицы приведены в виде таблицы 7 и таблицы 8, которые позволяют получить три оценки степени значимости факторов для организации: высокое, среднее, низкое.
Таблица 7 – Матрица «вероятность / воздействие» для позиционирования возможностей внешней среды
Вероятность воздействие
Высокая
Средняя
Слабая
Сильное
Улучшение уровня жизни населения; изменение рекламных технологий
Появление новых поставщиков
Снижение налогов и пошлин
Умеренное
Разорение и уход фирм-продавцов;
Развитие информационной отрасли
Снижение цен на сырье и готовую продукцию; Совершенствование менеджмента
Уменьшение императивных норм законодательства; Снижение безработицы
Слабое
Неудачное поведение конкурентов;
Изменения моды
Совершенствование технологии производства
Предложения о сотрудничестве со стороны отечественных предпринимателей
Однако для получения более дифференцированной оценки значимости факторов внешней среды. Применяется метод взвешенной оценки воздействия факторов, результаты которого представлены в таблице 3, где в первую колонку вписаны отдельные факторы среды; во вторую – вес данного фактора, в виде относительной важности, определяемой экспертным путем; в третью – оценка в баллах степени влияния фактора на организацию, которая присваивается экспертом в соответствии с выбранной шкалой.
Таблица 5 – Матрица «вероятность / воздействие» для позиционирования угроз внешней среды
Изменение правил ввоза продукции
Сбои в поставках продукции; Рост темпов инфляции; Появление товаров – субститутов
Увеличение конкурентных преимуществ со стороны конкурентов; Скачки курсов валют
Снижение уровня жизни населения; Рост налогов и пошлин
Изменение покупательских предпочтений; Ужесточение законодательства
Появление принципиально нового товара;
Появление новых концернов
Изменение уровня цен; Рост безработицы
Появление новых фирм на рынке; Усиление конкуренции
Национализация бизнеса; Ухудшение политической обстановки
Взвешенная оценка воздействия фактора на организацию определяется как произведение веса фактора на его бальную оценку.
Таблица 9 – Результаты оценки степени влияния факторов среды
Факторы среды
Вес
Оценка*
Взвешенная оценка
Макроэкономические
4
3,47
Экономические
1
-2,16
Рост темпов инфляции
0,25
-8
-2
Скачки курсов валют
0,17
-7
-1,19
Рост цен на нефть
0,12
-0,84
7
1,19
Рост безработицы
0,06
-4
-0,24
Снижение безработицы
0,23
0,92
Политико-правовые
-4,12
0,33
-10
-3,3
Ужесточение законодательства
0,20
-6
-1,2
Ухудшение политической обстановки
0,15
-1
-0,15
Уменьшение норм законодательства
0,68
Национализация бизнеса
Социально-культурные
2,69
Снижение уровня жизни населения
-2,31
Улучшение уровня жизни населения
10
3,3
0,34
5
1,7
Научно-технические
7,06
0,18
3
0,54
Изменение рекламных технологий
0,32
9
2,88
8
2,56
Совершенствование менеджмента
6
1,08
Ближайшее окружение
-14,28
Отрасль
-1,45
Снижение цен на сырье и готовую продукцию
1,5
Усиление конкуренции
-3
-0,75
Изменение уровня цен
0,30
-5
Товары
-7,2
Появление товаров-субститутов
0,6
-4,8
Появление принципиально нового товара
0,4
-2,4
Поставщики
-0,88
Сбои в поставках продукции
0,35
-9
-3,15
0,24
2,16
Появление новых фирм на рынке
-0,12
Разорение и уход фирм-продавцов
0,84
Неудачное поведение конкурентов
0,07
Увеличение конкурентных преимуществ со стороны конкурентов
0,16
-0,96
Покупатели
-4,75
2
0,5
Изменение покупательских предпочтений
0,75
-5,25
Итого:
-10,81
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21