Рефераты. Стратегия направлений развития города Калуги

Отсутствие общественно одобренной и принятой властями стратегии развития региона, города снижает качество управления, наносит ущерб внешнему и внутреннему имиджу региона, города и его администрации. Процедура стратегического планирования не допускает абсолютно единообразного подхода, поскольку разные города и регионы отличаются друг от друга по следующим характеристикам:

- уровню экономической активности;

- географическим характеристикам и природным ресурсам;

- экономическим условиям, характеристикам и результатам деятельности агентов экономической активности;

- социальной организации жизнедеятельности населения;

- политическим условиям и эффективности деятельности органов местной власти Кныш М.И. Конкурентные стратегии: Учебное пособие. - СПб: Издательство "Питер", 2007..

Каждый город и регион, сталкиваясь со своими собственными проблемами, решает их по-своему. Однако, общие подходы и способы решения оказываются схожими между собой. Главный вопрос, на который отвечает стратегический план регионального развития - это то, как выйти из кризиса, повысить уровень благосостояния жителей и заложить прочные основы для его дальнейшего повышения в будущем. Центральным моментом всех преобразований в регионе или городе должно быть создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, уровень и качество его жизни. В связи с этим исходным пунктом любого стратегического плана должна быть оценка реального положения человека во всех аспектах его деятельности, степень его соответствия современным тенденциям развития в мире и соотнесение с поставленными целями. Но уровень жизни населения региона или города в конечном счете определяется эффективностью производства в регионе. Поэтому в первую очередь планируется именно экономическое развитие. Ключевыми вопросами экономического развития региона и города являются:

- привлечение в регион новых производств; обновление структуры производства;

- развитие имеющихся производств и, прежде всего, инфраструктуры жизнеобеспечения и жизнедеятельности населения;

- создание новых высокооплачиваемых рабочих мест.

Коротко цикл стратегического планирования экономического развития региона или города можно представить в следующем виде Ефремов В.С. Стратегическое планирование в бизнес-системах. - М.: Издательство "Финпресс", 2001.:

1. Определение целей развития.

2. Анализ внешней среды развития региона или города.

3. Определение сильных и слабых сторон региона или города.

4. Использование имеющихся и формирование новых местных преимуществ.

5. Разработка концепции развития.

6. Разработка плана конкретных действий и осуществление стратегии.

7. Анализ эффективности и результативности, корректировка целей и методов их достижения.

Рассмотрим стадии стратегического планирования экономического развития региона или города.

 

1.2 Стратегический анализ экономического развития города


Определение целей развития. Каковы же основные цели развития региона или города? Квалифицированный и исчерпывающий ответ на этот вопрос очень важен. Четко сформулированная система целей развития, которые удовлетворяют стандартным требованиям измеримости, достижимости, ориентированности во времени и непротиворечивости, может принести региону или города намного больше пользы, чем, скажем, финансовые средства, полученные от федерального центра, которые можно просто потратить на погашение той или иной текущей задолженности.

Обычно различают общие цели развития, или так называемую миссию, и конкретные цели и задачи, вытекающие из нее. Общие цели должны характеризовать необходимое состояние развития региона, города на определенные моменты времени, быть четкими и относительно краткими. К их выработке желательно привлечь всех, кто будет работать по их достижению: работников администрации, предпринимателей, население, всех заинтересованных лиц. Цели социально-экономического развития требуют своего обсуждения и проработки среди деловых кругов и в прессе. Для формулировки целей развития полезно привлечь экономических советников, работников местных высших учебных заведений, служащих местных банков.

Цели развития должны быть ранжированы по степени общности и по приоритетам. Обычно региональные и городские администрации испытывают большие трудности при установлении иерархии целей и приоритетов развития. А так как местные ресурсы ограничены, то определение приоритетов становится важнейшей управленческой задачей. Развертывание нескольких параллельных крупных проектов, требующих значительных ресурсов, не может создать соответствующий фундамент для преобразования.

В целях должны быть сосредоточены, на наш взгляд, общая концепция и желаемый результат процесса экономического развития. Общие цели трансформируются в более конкретные, имеющие подробные количественные ориентиры и соответствующие критерии, с помощью которых можно контролировать социально-экономическое развитие города, региона. Если общие цели нельзя трансформировать в измеримые и конкретные, то это означает, что невозможно выработать системные меры по продвижению к ним. Конкретные цели отвечают на детальные вопросы: "Что должно произойти, с кем конкретно, где и когда? Какие количественные результаты должны последовать?" Так, например, недостаточно в качестве конкретной цели указать: "стимулировать рост" Чекалин B.C. Экономика городского хозяйства. Санкт-Петербург. Государственная инженерно-экономическая академия, 2006.. В рамках такой формулировки остается неясным, о каком росте идет речь: численности населения, предприятий или занятых. А может быть речь идет о росте объема продаж, доходов всех юридических лиц, или же о росте местной промышленности, торговли. К другим примерам аналогичных целей, сформулированных излишне обще, можно отнести:

- улучшение климата для бизнеса;

- сокращение безработицы;

- повышение экономического благосостояния жителей.

Все эти цели мало что дают для стратегического планирования экономического развития города, региона. Целесообразно формулировать их более подробно и количественно определенно. Они должны содержать показатели развития и опираться на социально-экономические стандарты функционирования всей инфраструктуры жизнедеятельности.

Анализ внешней среды развития региона и города. Факторы экономического роста могут быть внешними или внутренними по отношению к региону или городу. Внешними факторами экономического развития являются общие экономические условия: курс национальной валюты, таможенные тарифы и пошлины, инфляция, налоги, межбюджетные отношения, правительственные субсидии, инвестиции, иностранная помощь Кныш М.И. Конкурентные стратегии: Учебное пособие. - СПб: Издательство "Питер", 2007..

Внутренние факторы экономического развития основываются на развитии местных ресурсов: рабочая сила, инфраструктура путей сообщения и связи, доступность свободных производственных мощностей, офисных помещений.

Стратегическое планирование призвано учитывать все множество внешних факторов развития. Стратегический план должен учитывать вертикальные связи - с высшими уровнями правительства, и горизонтальные - с соседними сообществами. Оценка внешних факторов - одна из отличительных характеристик стратегического планирования. Она распространяется не только на региональный, национальный, но и международный уровни. В процессе анализа внешней среды развития региона или города выделяются благоприятные и неблагоприятные факторы их развития (географические, экологические, демографические, ресурсные, исторические и пр.). Проводится системный анализ возможностей и угроз внешней социально-экономической среды.

С помощью количественного и качественного анализа экономической, социальной, экологической и институциональной внешней среды, в которой действуют региональные экономические агенты, уточняются и оцениваются внешние ресурсы, которые можно привлечь для экономического развития региона (финансовые, человеческие, природные, институциональные). Анализируются ключевые социально-экономические параметры внешней среды (динамика ВВП, инвестиционный климат, разнообразные риски, инфляция, перспективы экономического роста), осуществляется сравнительный анализ экономического развития аналогичных регионов, проводится региональный бенчмар-кинг и таким образом выявляются внешние факторы регионального развития.

Интересен опыт других стран в формировании информационного поля, характеризующего относительное развитие регионов страны. Так, в США один из наиболее широко используемых источников информации - Ежегодная статистическая карта штатов (Annual Report Card of the States). Она разрабатывается некоммерческой консультативной фирмой - Корпорацией по содействию предпринимательству (Corporation for Enterprist Development), расположенной в Вашингтоне. Все штаты классифицируются по десяткам показателей (от темпа роста безработицы до уровня преступности), а данные сводятся в индексы. Штаты соревнуются между собой за хорошее место в статистической карте. Если их относительная позиция сдвигается вниз, то при очередном представлении ежегодной статистики в апреле администрации штатов обычно пытаются найти пути улучшения своего положения. Статистическая карта дает количественную оценку четырех обобщенных индексов Куделя А.Д. Стратегический корпоративный менеджмент / Под ред. В.А. Трайнева. - М.: "Издательство ПРИОР", 2007.:

1) экономической эффективности - рост занятости, доходы, уровень бедности, экологические и социальные условия;

2) деловой жизнеспособности - капиталовложения, темпы появления и закрытия предприятий, рост торгового сектора;

3) потенциала роста, включающего средний образовательный уровень рабочей силы, количество исследований, проводимых в местных университетах, и развитие местной инфраструктуры;

4) налогово-фискального, измеряющего тяжесть и обоснованность местных налогов.

Как правило, ни у одного региона не могут быть хорошими сразу все эти показатели, однако их оценка в сравнении с другими сообществами есть первый шаг к определению лучшей стратегии в будущем. Такая статистическая карта, показывающая, как много различных факторов, присущих определенному сообществу, играют важную роль в принятии экономических решений, была бы полезна и для России.

Определение сильных и слабых сторон региона и города. Первоначально определяются результаты предшествующих программ социально-экономического развития региона. Выявляются причины успехов и провалов предыдущих шагов по управлению региональным экономическим развитием. Затем проводится анализ внутренних преимуществ и слабых сторон региона. Для этого анализируются объективные данные о ресурсах региона:

- человеческие ресурсы (половозрастная структура населения, его национальный состав, миграция, факторы роста населения, образование, профессиональный состав занятых, уровень и динамика безработицы, доходы, уровень заработной платы, ВВП на душу населения, производительность труда, уровень и динамика физического и психического здоровья, продолжительности жизни);

- природные ресурсы (использование земли, зонирование, свободные площади и цена земли, наличие природных ископаемых, рекреационные ресурсы, исторические и природные достопримечательности);

- экономические ресурсы (структура местной экономики: какие отрасли превалируют; какие производства развиваются быстрее, приватизация, собственность на землю, общественные и частные инвестиции, состав и объем муниципальных услуг и их соответствие потребностям населения, свободные производственные площади, наличие и качество жилья, инфраструктура, транспорт и связь, степень развития малого предпринимательства, экспортная деятельность предприятий региона).

Далее определяются характеристики предпринимательского климата. Выживание фирм зависит от лх поддержки органами местного управления. Предпринимательский климат служит индикатором уровня поддержки деловой среды со стороны местной администрации. О том, как местные органы поддерживают развитие бизнеса, можно судить по следующим показателям: отношение сообщества к ним, трудовые отношения, налоги и правила, касающиеся экономических субъектов, уровень и качество муниципальных услуг, информационные, транспортные и коммуникационные услуги для экономических субъектов, программы подготовки рабочей силы, доступ к капиталу и его стоимость, наличие агентства по городскому или региональному развитию Чекалин B.C. Экономика городского хозяйства. Санкт-Петербург. Государственная инженерно-экономическая академия, 2006..

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.