Рефераты. Стратегия направлений развития города Калуги

Стратегия направлений развития города Калуги

Оглавление


Введение

1. Теоретические основы стратегического планирования социально-экономического развития города

1.1 Методологические основы стратегического развития городов

1.2 Стратегический анализ экономического развития города

1.3 Разработка стратегического плана развития города и оценка его эффективности

2. Стратегический анализ и оценка конкурентных позиций МО "Город Калуга"

2.1 Анализ социальной сферы города Калуги

2.2 Оценка экономического развития города Калуги

2.3 Анализ конкурентных преимуществ и недостатков Калуги

3. Разработка стратегии развития МО "Город Калуга"

3.1 Миссия и главная цель развития г. Калуги

3.2 Стратегические направления развития Калуги до 2016 года

3.3 Мониторинг стратегического плана

Заключение

Список литературы

Приложения


Введение


Актуальность темы исследования заключается в том, что проблемы развития стратегического планирования и прогнозирования городов стали предметом пристального исследования ученых во многих странах мира, независимо от политической системы, размеров территории, численности населения и т.п. Можно выделить несколько основных взаимосвязанных причин повышения интереса отечественных ученых и практиков к вопросам развития городов. В городах продолжают быстро концентрироваться и интегрироваться новые виды экономической деятельности, промышленность высоких технологий, финансовые, торговые и образовательные услуги, материальные, культурные и духовные ценности, инфраструктура внешнеэкономической деятельности. Эти города усиливают свою значимость в региональном развитии, занимают все более центральную позицию в современном политическом и экономическом ландшафте страны. Тем самым проблема их стратегического развития должна возводиться в ранг приоритетной. Недопонимание стратегической роли города как экономического и социокультурного феномена приводит к тому, что возможности высокоинтеллектуальной городской среды остаются еще не достаточно востребованными. В условиях интенсивной глобализации, формирования рынка, возрастающей экономической самостоятельности города, усиливающейся конкуренции, переноса центра тяжести в решении большой совокупности социальных задач с федерального уровня на региональный и, особенно, на местный (прежде всего муниципальный уровень) экономика городов, ее многочисленные сектора за последнее десятилетие подвергаются массированной реструктуризации и реорганизации, в результате чего происходят сложные глубинные трансформации, пока еще слабо исследованные. Ускоренное усложнение самого характера городских функций, превращение города в самостоятельный хозяйственный организм, развивающейся под воздействием как внутренних, так и внешних сил, делает традиционное планирование его развития крайне проблематичным. Поэтому необходимы новые пути осмысления и прогнозирования социально-экономических процессов развития городов, новые методы в формировании городской политики, способные активизировать их преимущества и контролировать негативные влияния. Поскольку город - это в первую очередь продукт развития и размещения общественного производства, то наиболее эффективными средствами регулирования его роста служат меры экономического воздействия. Это предопределяет необходимость поиска и выявления экономических рычагов, под воздействием которых могла бы быть сформирована такая структура городской экономики, которая не только обеспечила бы наибольшую хозяйственную эффективность, но и решила конкретные социальные, экологические и иные задачи. В России и за рубежом разработано множества во различных подходов, применяемых при составлении стратегических планов социально-экономических систем различного типа, в том числе городов.

Цель дипломной работы - разработать стратегию направлений развития города Калуги.

Указанная цель предопределила выбор и необходимость решения следующих задач:

- раскрытие теоретико-методологических особенностей разработки экономической стратегии развития города;

- анализ сложившегося социально-экономического потенциала города, способствующего приспособляемости города к рыночным условиям;

- определение механизма реализации стратегических направлений экономического развития города.

Объектом исследования выступает муниципальное образование "город Калуга".

Предметом исследования являются отношения, тенденции, механизмы и приоритеты, возникающие в процессе разработки и реализации экономической стратегии развития города.

Одним из направлений стратегического развития г. Калуги является разработка социальной поддержки населения, в котором я принимал непосредственное участие в составе группы центра социальной помощи населению "Семья".

Теоретико-методологической базой исследования послужила совокупность представлений отечественных и зарубежных ученых.

Общим методическим приемом послужил корпоративный подход, позволивший обогатить научный аппарат проведенной разработки избранной проблемы, обеспечить взаимодополнение исследовательских методик, применяемых для решения поставленных задач.

В процессе выполнения дипломной работы были использованы расчетно-аналитические приемы и методы: системно-структурный; причинно-следственный (каузальный); логико-структурный; графоаналитический; трендовый; программно-целевой; социологический (анкетирование); статистических группировок и сравнений; экспертный и др.

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.

 

1. Теоретические основы стратегического планирования социально-экономического развития города


1.1 Методологические основы стратегического развития городов


Стратегическое планирование представляет собой особый вид управленческой деятельности, состоящий в разработке стратегических решений, предусматривающих выдвижение таких целей и стратегий поведения объектов управления, реализация которых обеспечивает их эффективное функционирование в долгосрочной перспективе, быструю адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды. Стратегическому планированию присущи следующие характерные черты, отличающие его от "классического" дотационного планирования, получившего развитие в дореформенный период:

- адаптивный характер, то есть способность предвидеть изменения внешней и внутренней среды планируемого объекта и с учетом этого организовать процесс его эффективного функционирования;

- учет воздействия на планируемый объект многочисленных внешних факторов, оказывающих на него как позитивное, так и негативное влияние Люкшинов А.Н. Стратегический менеджмент: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007..

Российский подход к современному стратегическому планированию должен опираться на имеющиеся традиции долгосрочного планирования, модернизированные применением современных технологий, основанных на принципах и методах стратегического управления. Объектом стратегического планирования в общем случае выступает административно-территориальная единица страны того или иного ранга (регион - субъект РФ, ассоциация регионов, муниципальное образование и т.п.). Субъект стратегического планирования в значительной мере определяется спецификой его объекта и носит в общем случае многоуровневый характер. Например, применительно к городу, ядром субъекта стратегического планирования его развития выступают органы муниципального управления. Вместе с тем, в его состав входит государственная компонента в лице органов регионального, а в ряде случаев федерального управления, представители других субъектов управления и хозяйствования, имеющие стратегические интересы в развитии города. Что касается объекта стратегического планирования комплексного социально-экономического развития города, то в его качестве должны выступать все отрасли и сферы жизнедеятельности города, а также протекающие в границах его территории экономические и социальные процессы. Концепция перспективного комплексного социально-экономического развития города - прогнозно-аналитический документ, содержащий систему представлений о стратегическом выборе, стратегических целях и приоритетах развития города, основные положения местной социально-экономической политики (стратегий) в разрезе ее отдельных составляющих и средства реализации указанных целей. Под стратегическим выбором города понимается совокупность приоритетных функций, выполнение которых в рассматриваемой перспективе должно обеспечить достижение главных целей его комплексного социально-экономического развития. Приоритетные функции можно определить как ключевые отрасли и виды деятельности, определенные в качестве "полюсов роста" (отрасли специализации, градообразующие, доминирующие, т.е. обладающие эффектом мультипликатора). Стратегический выбор является ядром концепции перспективного развития города. Под целью развития в общем случае понимается ожидаемый (намечаемый) обоснованный результат, определяемый качественно (на вербальном, содержательном уровне), количественно и во времени. Тогда цель стратегического развития территории дополнительно характеризуется, во-первых, долгосрочным (или среднесрочным) временным горизонтом постановки; во-вторых, учетом при ее обосновании факторов внешнего (для объекта планирования) порядка.

Современной теорией и практикой выработан ряд общих положений разработки стратегии местного экономического развития, соблюдение которых активно увеличивает возможность успеха. Среди них методы и процедуры стратегического планирования. Стратегическое планирование социально-экономического развития города и региона - это систематический процесс, с помощью которого местные сообщества формируют картину своего будущего и определяют этапы его достижения, исходя из местных ресурсов. Оно включает в себя:

- согласование групповых интересов внутри сообщества;

- инвентаризацию реальных ресурсов, ограничений и благоприятных факторов;

- определение реально осуществимых задач и целей;

- формирование программ и планов действий Ефремов В.С. Стратегическое планирование в бизнес-системах. - М.: Издательство "Финпресс", 2001..

В городах и регионах стратегия процесса экономического развития разрабатывается, планируется и реализуется совместными усилиями органов местной власти, представителей частного бизнеса и государственных предприятий, общественных организаций, а также органов территориально-общественного самоуправления.

Стратегический план концентрируется на перспективах региона и в каждой сфере должен выявлять главные, ключевые факторы. Он не отменяет и не подменяет другие виды планов, не является комплексным планом, а определяет развитие лишь в наиболее важных, приоритетных для региона или города областях.

Стратегический план - это не чисто административный документ. Это, скорее, договор общественного согласия, в соответствии с которым власти, предприятия и общественные организации принимают на себя определенные обязательства Чекалин B.C. Экономика городского хозяйства. Санкт-Петербург. Государственная инженерно-экономическая академия, 2006.. Он разрабатывается и реализуется всеми участниками, влияющими на развитие региона, города, с учетом интересов и при участии населения. План адресован всему местному сообществу, задает ориентиры для всех, показывает перспективы и бизнесу, и властям, и жителям, и потенциальным внешним инвесторам.

Стратегический план не директива, а свод согласованных, признанных разумными требований предприятий и населения к администрации. Это совместная договоренность о конкретных мерах, имеющих стратегическую важность для региона, города, которые необходимо предпринять. Процесс стратегического планирования направлен на поиск общественного консенсуса, на вовлечение в принятие решений, а значит и в их реализацию, широкого круга активных лиц. Таким образом, по сути, речь идет о механизме стратегического партнерства в городе, т. е. о механизме поиска стратегических ориентиров и обеспечения согласованных действий по их достижению.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.