Рефераты. Социально-экономическая ответственность организации как функция управления

Социальное управление с необходимостью включает в себя факторы принятия решения, а значит и несения определенной ответственности за них. Рассматривая нововведения в наиболее общем виде, и понимая, что их последствия неизбежно будут затрагивать социальную сферу, становится очевидной необходимость несения той или иной доли социальной ответственности. И эта проблема актуализируется самой природой нововведений, ибо они вызывают "большой радиус изменений", "далеко идущих последствий", получивших называние "тектонического эффекта"[38].

Таким образом, несмотря на то, что любые организационные образования фактически развиваются через инновации, проблема социальной ответственности может обостряться и тем фактом, что вторичные изменения бывают часто сложно прогнозируемы.

Инноваторы, предприниматели - люди, которые сегодня привлекают внимание многих ученых. Исследователи отмечают их отличительные особенности такие как умение творчески мыслить, социальную активность, способность к риску и решению нетрадиционных задач и даже, обращая внимание на их не многочисленность, призывают к заботе о них как о достоянии страны.  И хотя несомненно их роль в общественных преобразованиях в нашей стране значительно возрастает, тем не менее практически трудно встретить высказывания о социальной ответственности предпринимателей и инноваторов.

При декларировании необходимости более бережного отношения к самими представителям данных категории населения ни слова не говорится об актуальности несения ими ответственности за свои действия, их последствия для социальной сферы.

Наибольший акцент, как правило, делается относительно деловых качеств предпринимателей, но сама способность к риску предполагает ее сопряженность с ответственностью - и не только в экономической сфере, не только в связи с финансовыми показателями деятельности организации, хотя последние так или иначе связаны с человеческим фактором.

Но уже анализ проблем не внедрения демонстрирует, что инновации затрагивают интересы различных социальных слоев и групп, и причиной часто выступают несовпадения этих интересов, хотя понятно, что полное совпадение интересов в принципе невозможно. Эффективность же любых начинаний во многом зависит от умения увязывать интересы на общем поле деятельности и учитывать намечающиеся тенденции социального развития.

В европейских экономически развитых странах активно изучается проблема инноваций, причем последние рассматриваются как важный инструмент общественных преобразований не только в экономической, но и социальной сфере. Западные ученые давно пришли к выводу, что любой "прогресс должен быть соразмерен цене", которую за него "приходится платить"[39]. Современный менеджмент, исходя из приоритета большого бизнеса, сегодня все большее внимание уделяет малому бизнесу и предпринимательству, которые являются мощным источником улучшения социальной сферы, в том числе способствуют увеличению рабочих мест и сокращению безработицы, улучшению морально-психологического климата в организациях, трудовых коллективах и выступает главным инициатором для разного рода нововведений. И вопросы социальной ответственности в странах Западной Европы являются при этом неотъемлемой частью всех инноваций.

В нашей же стране, несмотря на то, что резко увеличивается объем различной, в том числе научной литературы - по вопросам развития стратегии менеджмента и предпринимательства, в организаторском деле, в управленческой деятельности, и она изобилует предложениями по решению разных задач, включая уникальные проблемы и возможности их разрешения, тем не менее вопросы социальной ответственности не решаются и часто даже не поднимаются.

"Целостность" - есть "плод развертывания всех потенциалов системных", "внутреннее интегрированное, органичное и многомерное единство сложившихся системных качеств", а сама концепция целостности может рассматриваться как "высший уровень и вершинный результат восходящей линии развития"[40].

Без регулирующей роли государства рыночная экономика не может быть ни социально ориентированной, ни эффективной и это доказано мировым опытом. Механизм государственного регулирования достаточно тонок, сложен и многообразен и не исчерпывается определением его масштабов, объемом государственной собственности. Неизменными всегда остаются такие его функции как защита прав собственности, обеспечение свободы предпринимательства, стимулирование деловой активности и борьба с монополизмом, обеспечение законности и правопорядка и некоторые другие, меняться могут лишь механизмы и методы их осуществления.

Такие задачи как утверждение и обеспечение законности, поддержание стабильной политической обстановки, финансирование социальной сферы, ее базовых услуг, поддержка незащищенных слоев населения и защита окружающей среды - могут быть отнесены к фундаментальным задачам любого государства. И мировая практика демонстрирует сегодня усиление роли государства в регулировании социальных процессов.

Формирование предпринимательского слоя и успехи предпринимательской деятельности не могут не зависеть от того, какое место в духовной сфере займет блок социальных мотиваций, которыми они руководствуются. И в связи с этим представляется актуальным рассмотреть становление предпринимательства в социально-культурном аспекте.

Какое место предпринимательские ориентации занимают в российской культуре? Возможно ли его развитие в современную эпоху в плане  преемственности  дореволюционных традиций? Сможет ли российское предпринимательство формироваться на основе собственных национальных особенностей развития бизнеса, приобрести российское лицо. Эти вопросы так или иначе возникают у исследователей и от их решения может во многом зависеть успешность становления предпринимательства как явления, развития рыночной экономики в целом.

Традиции российского предпринимательства были прерваны революцией 1917 года или точнее проведением политики военного коммунизма, и последующие годы навязывалась населению принципиально иная идеология. Но тем не менее интересно проанализировать саму сущность предпринимательской деятельности в те времена и ее идеологические корни.

Образ дореволюционного предпринимателя сложно трактовать однозначно, он сам по себе разнообразен и противоречив, и тем не менее можно выделить в нем некоторые отличительные черты, национальные особенности.

Во-первых, индивидуализм и практицизм в дореволюционной России, равно как и стремление к материальному благополучию и богатству, играли заметную роль. Общественное мнение негативно воспринимало лишь крайние проявления таковых черт - в уродливых и преступных форма. За подтверждением далеко ходить не надо; не обязательно изучать специальные архивы, достаточно обращения к русской литературе. Из нее можно почерпнуть многочисленные подтверждения уважения народа к инициативе и деловой сметке, расчетливости и справедливости. Не ускользает при этом из поля зрения и восхищение русских писателей хорошо налаженным хозяйством.

При этом в русской культуре отсутствует "культ богатства", "образ сильной личности", что так характерно для западных культур, и что фактически оказывалось чуждым нашей. На российскую хозяйственность, всю деловую жизнь несомненно влияло и православие; в нем есть принципиальные отличия от протестантской этики, под влиянием которой так или иначе формировались капиталистические отношения европейских стран и Америки. Об этом, в частности, свидетельствует известный труд М. Вебера и проведенные им исследования.

В протестантстве хозяйственная деятельность фактически приобретает сакральный смысл, аналогов чего найти в православии так и не удается. В последнем высшим религиозным устремлением является удаление от мирской жизни. Трудолюбие несомненно выступает значимой добродетелью, но главное внимание должно отводиться духовному служению. До некоторой степени культ труда сохранялся у старообрядцев, которых в целом отличало большое трудолюбие и высокая предпринимательская активность. Но большинство населения, придерживаясь православной веры, в качестве наиболее значимой духовной ценности по меньшей мере предпочитала избирать "служение высшему общественному идеалу, государству"[41]. При этом все попытки модернизации России, предпринимаемые представителями царской фамилии, либо прогрессивной интеллигенцией, так или иначе осуществлялись "во имя Великой России"[42].

Предпринимательская "жилка" в большей мере была свойственна купечеству, и его ценностные ориентации так или иначе имели "восхождение вверх". Поддержка государства во время войн и разного рода пожертвования, хотя и не лишенные корысти, можно было отнести к устойчивым и престижным традициям купечества. В нем получает свое наибольшее развитие благотворительная деятельность, как исполнение своего долга перед обществом. Причем сама хозяйственная деятельность опять же строилась не столько как источник наживы, а выполнение некоторой миссии, возлагаемой свыше. Бог наделил имуществом, "дал возможность пользоваться и потребует отчета"[43] - таковым можно было в наиболее общем виде считать мировоззрение купеческой среды. И коллекционирование, как одна из форм благотворительности, может быть рассматриваемо как выполнение своего долга перед обществом.

И тем не менее "соборность", устремления к гармонии и другие качества российского народа не следует рассматривать как главные и единственно значимые его черты. Дворянство, к слову сказать, так или иначе относилось к купечеству с определенной долей пренебрежения и неуважения, хотя последнее все больше ценило образованность и выказывало стремление заботиться о судьбах народа. В сущности и купечество, и дворянство, и крестьяне, и разночинцы - все были движимы идеей служения Отечеству, на которую оказывало влияние исполнение своего религиозного долга.

Социально-культурные корни общественно-полезной деятельности состояли в желании увековечить свое имя в истории России и снискать уважение и признательность современников и потомков. Отчасти из-за того, что хозяйственная деятельность не являлась самоцелью в России так и не получили развития до европейского уровня капиталистические отношения, и буржуазия не заняла ведущее место в общественной структуре. Необходимость труда как долга присутствует и в протестантской культуре, но там это означает долг перед Богом, а в православии это еще и долг перед обществом.

Сегодня нередко можно слышать призывы к осуществлению благотворительной деятельности и меценатства нарождающимся классом предпринимателей, ссылаясь при этом на необходимость продолжить российские традиции. Но при этом либо забывают, либо и вовсе незнакомы с иной деятельностью предпринимателей, которая может быть названа несением социальной ответственности за ее результаты.

"Подлинная социальная ответственность предпринимателя состоит не в обильных пожертвованиях на просвещение народа, а в такой организации дела, которая обеспечивала бы трудящимся устойчивое имущественное положение, социальную защиту, возможности для образовательного и духовного роста"[44].

И подобную ответственность предприниматели начали нести уже начиная с ХХ века. Она провозгласили отказ от благотворительности в пользу обеспечения социальной защиты для своих рабочих в самом широком смысле. В это время начинается активное строительство для рабочих нужд детских садов и больниц, школ и ремесленных училищ, домов жилых и социально-культурного назначения. На смену филантропии приходит осознание социальных потребностей работников и вменение в обязанность для рачительного хозяина "взрощение дисциплинированной, квалифицированной и социально благополучной рабочей силы"[45].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.