Рефераты. Социально-экономическая ответственность организации как функция управления

2) государственным регулированием деловой активности крупных корпораций и промышленности в общественных интересах;

3) влияние среды на принятие решения становится важным направлением управленческой деятельности крупных корпораций, в том числе приносящим экономические дивиденды.

Очевидно, что эти три фактора взаимосвязаны и взаимообусловлены. Социальная активность общественных движений вынуждает государственные учреждения реагировать на их требования и вырабатывать соответствующую политику. Но и крупные корпорации приходят к пониманию важности учета человеческого фактора, что прямо или косвенно влияет на эффективность их деятельности. Таким образом, общество начинает влиять на долгосрочные проекты развития бизнеса, учет мнения населения становится важнейшим фактором его выживания в условиях жесткой конкуренции и разработки соответствующих стратегических планов деятельности, а государство находит возможности решать возникающие социальные проблемы и успешно осуществлять свои основные функции.

Намечающиеся тенденции к росту социальной ответственности крупных промышленных компаний суть производные от их заинтересованности в привлечении наибольшего внимания к своей продукции, как возможности влиять на ее конкурентоспособность на рынке. Вследствие чего осуществляется децентрализация отношений компаний с общинами, расширяется и поощряется прямая включенность менеджеров в жизнедеятельность общин, что позволяет улучшать процесс взаимного обмена информацией, укрепляет доверие во взаимоотношениях и в конечном счете обеспечивает лучшую результативность деятельности этих компаний. С этой же целью они вступают во взаимодействие с органами местной власти и принимают достаточно активное участие в их программах.

Промышленные компании естественно в большей мере заинтересованы в финансировании социальной сферы в той мере, в которой это соответствует, прямо или косвенно, их интересам. Поэтому участие в осуществлении программ они предпочитают проводить в местах расположения своих представительств, включаться в проведение мероприятий по подготовке рабочей силы по тем профессиям, которые могут быть значимы для деятельности компании, в мероприятиях по здравоохранению и медицинскому страхованию, что в конечном счете сокращает их непосредственные расходы на медицинские цели. Государство же при этом стремится к соблюдению так называемого социального баланса, чтобы социальные расходы, определяемые социальной ответственностью компаний были не меньше того, что теряет общество в результате их деятельности.

Государство также проводит соответствующую налоговую политику, делающую выгодным для корпораций направлять свои сверхприбыли на благотворительные цели, тем самым фактически участвуя в ней, осуществляет законодательное регулирование деятельности промышленных компаний и контроль за исполнением.

В некоторых странах, например, в ФРГ, Италии благотворительность носит обязательный характер, устанавливаемый в законодательном порядке, в других же законодательство ограничивается лишь установлением льготного налогообложения.

Стремлением к получению максимальной прибыли характеризовалось так называемое первое поколение предпринимателей и деятельность предприятий строилась на жесткой рационализации труда и подчинения его интересам организации, повышению эффективности ее функционирования и развития. Подобное явление получило название эпохи тейлоризма, но справедливости ради следует отметить, что Ф. Тейлор много раньше, чем Э. Мэйо подошел к постановке самой проблемы значимости человеческого фактора, хотя и не сумел правильно осмыслить ее и по достоинству оценить. Уже следующее поколение предпринимателей для обеспечения более высокой прибыли было вынуждено прибегнуть к осуществлению благотворительной деятельности и тем самым получать не только моральные, но и материальные дивиденды.

Таким образом, сторонники социальной ответственности воспринимают благотворительность необходимой частью своей деятельности, обосновывая ее возможностью получения дополнительных прибылей. Но у них есть и противники, которые придерживаются мнения, что предприятия должны руководствоваться лишь стремлением к увеличению прибылей, следовать установленным правилам игры, свободной и открытой конкуренции и ориентироваться на действующие юридические законы и законы рынка. Их принципы - "что не запрещено законом, то разрешено"[35].

Доводы противников благотворительности аргументированы - "увеличение расходов на социальные нужды неминуемо ложится на плечи потребителя",  и кроме того "корпорациям сложно отчитываться"[36] за подобную деятельность.

Но и сторонники развития социальной ответственности приводят собственные аргументы, среди которых следует выделить два направления: 1) базирующееся на прагматических целях - социальная деятельность способствует осуществлению более долгосрочного планирования и 2) основывающиеся на принципах христианской этики, ибо вопрос об удовлетворении общественных интересов становится уже не просто предметом выбора, а насущной необходимостью в современную эпоху. ем не менее дискуссии о природе социальной ответственности, о ее необходимости и размерах продолжаются.

Любая корпорация является социальной организацией, подсистемой общества и выступает в нем в нескольких ипостасях: 1) как гражданское лицо - соблюдает законы и действующие в обществе моральные нормы, 2) как работодатель, 3) как объект инвестирования инвестор, 4) как конкурент и 6) как участник общественного развития - оказывая влияние на последнее, корпорация обязана и разделять с ним свою долю ответственности. И подобный подход представляется важным для организации и осуществления деятельности любого предприятия в нашей стране, несмотря на многочисленные трудности.

В России сегодня действительно существует множество сложностей для организационного построения; это и социально-экономические проблемы как следствие тоталитарного наследия, и более поздние тактические ошибки процессов переустройства, в результате которых фиксируется рост безработицы, социальной незащищенности населения и др.

Потребности социальной сферы огромны, но они не покрываются ни деятельностью предприятий, ни государства. Помощь последнего явно недостаточна, при этом проведение им разного рода мероприятий кажется непродуманным, а осуществление экономической и социальной политики - бессистемным. В результате ни государство, ни предприятия не несут ответственности за свои действия, а подчас оказываются и неспособными. Объективно нет возможностей и для более долгосрочного планирования производственной деятельности - прежде всего из-за отсутствия развитого правового пространства, и для благотворительности.

Необходимость усиления социальной ответственности всех субъектов общественного взаимодействия тем не менее не подлежит сомнению, и специалисты, в первую очередь, экономисты предлагают ряд мер для расширения финансовых возможностей удовлетворения потребностей социальной сферы, в том числе:

- использования части незадействованных средств социальных фондов в коммерческом обороте, либо для инвестирования краткосрочных кредитов;

- освобождения от налога на прибыль от предпринимательской деятельности учреждений социальной сферы;

- предоставления дополнительных льгот на участие предприятий в финансировании социальной сферы и др.

Тем не менее, объективно условия для повышения социальной ответственности в российском бизнесе имеются. Российское предпринимательство неизменно набирает силу, наблюдает рост численности предпринимателей и большее сосредоточение в их руках материально-технических и трудовых ресурсов; их реальную заинтересованность в скорейшей стабилизации социально-экономической ситуации в стране, ибо от этого зависит эффективность самого бизнеса; все большее вхождение предпринимательских кругов в решение проблем политического характера, включая участие в разработке государственных программ общественного развития; развитие международного делового сотрудничества, что позволяет российским предпринимателям изучать зарубежный опыт предпринимательской деятельности, заимствовать по мере возможности из него все позитивное, включая несение социальной ответственности. А кроме того, сегодня заметно возрастает интерес к изучению отечественной истории предпринимательства, к возрождению забытых традиций.

Переход экономики к рынку меняет всю систему трудовых отношений, трансформируется форма построения организаций, система управления. Рычаги административного регламентирования заменяются законодательным и рыночным регулированием. Изменяется и роль и место человеческого фактора в экономике, хотя последнее может трактоваться весьма неоднозначно.

На практике оказывается, что демократизация собственности часто сопровождается нарушением порядка реализации принципов самоуправления, и работник-собственник становится даже более далек от участия в управлении, чем это было ранее.

Развитие организации и предпринимательства - процессы сопряженные, и предприниматель фактически становится ее ключевой фигурой, равно, как и предметом наиболее пристального изучения экономикой, социологией, психологией и др. науками.

Предпринимательство исследуют и с точки зрения мотиваций, обеспечивающих успех соответствующей деятельности, и в социокультурном контексте, и в аспекте стремления к лидерству и распределения властных функций, в экономическом ракурсе. Различные ученые приходят к выводу, что в предпринимательстве весьма важным моментом являются личностные качества человека, в том числе его интуиция, умение отыскивать нестандартные решения возникающих проблем, вследствие чего его в большей мере, как и управление, относят к области искусства, нежели науки.

Предприниматель - это в некотором смысле инноватор, способный стимулировать общественное развитие, поэтому его деятельность также изучается в такой науке, как инноватика, зародившейся фактически в ответ на требования общественной практики. Начало появления этой науки относят к Х1Х веку, когда возникали проблемы переноса одних культурных ценностей на другую национальную почву (из Европы в страны Азии и Африки).

Сама идея о необходимости инноваций получила свое бурное развитие на Западе в ХХ веке в связи с экономическими преобразованиями в поисках увеличения прибылей и в итоге вылилась в инновационную политику, как "систему продуктивных нововведений, обеспечивающих рынок в соответствии с его конъюнктурой"[37]. И сегодня на инновационном механизме базируется современная теория менеджмента и организации.

Но сама стратегия проведения инноваций с целью максимизации экономических дивидендов подвела к необходимости гораздо более глубокого изучения самой сущности инновационных процессов. Инновации в организационно-технической сфере вынуждали их авторов согласовывать принимаемые решения с человеческим фактором - в наиболее широком смысле. И именно отсюда появляется социальная ответственность за проведение инноваций как перед собственными работниками, так и потребителями, обществом в целом.

Инновации обладают своей социальной базой, ее предметная область тесно связана с человеческим фактором. Поэтому любое нововведение - это прежде всего социальное нововведение, особенности которого мало изучены и само их осуществление встречает немалые сложности. Социальные нововведения несомненно связаны с социальными отношениями, деловой культурой, управленческой деятельностью.

Совершенствование управления само по себе является социальным нововведением, и можно сказать, что нововведение - есть форма, клеточка управляемого развития, то есть развитие  осуществляется через нововведения в широком смысле. Конечно множество изменений возникает стихийно как процессы самоорганизации и саморегулирования, саморазвития. Управление же в целом может считаться эффективным, если базируется на выявляемых тенденциях в социальном развитии.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.