ДИПЛОМ
Социально-экономическая
ответственность организации
как функция управления
Содержание
Введение..............................................................
Раздел 1.
Теоретические проблемы управления
социальными организациями.............................
Раздел П.
Социальная ответственность
предпринимательских организаций..................
Раздел Ш.
Организационная культура управления
современных предпринимательских структур
Заключение.......................................................
Библиография...................................................
Введение
Социально-экономическая жизнь так или иначе протекает в организациях. С изменением общественно-политического строя и экономических отношений изменилось во многом и содержание организаций. В частности, появились частные, акционерных и пр. организации, выполняющие специфическую функцию в обществе. Иной стала структура организации как общественного института, соотношение между различных организационных форм, характер организационных образований и пр.
Изменилась и целесообразная деятельность организаций, и прежде всего предпринимательского характера. Их целью становится производство как важнейшая составляющая деятельности, конечным результатом которой является прибыль. В связи с этим изменилась социальная роль организации, ее воспитательные функции и в целом как форма воспроизводства социальной жизни.
В отличии от недавних времен, организации приобрели сложный характер взаимоотношений, нередко вступающие в противоречие друг с другом и даже противостояние, включая применение силы. Особо сложный характер взаимоотношений складывается между некоммерческими и коммерческими, государственными и частными организациями. Прежде всего это обусловлено отсутствием устоявшихся конституционных форм взаимодействия различных субъектов общества.
Не менее сложно складываются отношения и между субъектами организации и в первую очередь это касается предпринимательских структур. Появление новых субъектов предприятий и фирм и, в частности, предпринимателей и наемных работников, обуславливает совершенно иную управленческую и организационную конфигурацию фирм. Нередки и здесь нарастающее противостояние и рост социальной напряженности в организации и обществе в целом. Прежде всего это связано с недопониманием роли каждого члена фирмы в общей системе взаимодействия субъектов организации, наличием совершенно различных их функций, целей и интересов.
Так, интересы предпринимателя или администратора (управляющего) и наемных работников оказываются сегодня настолько различны, что вступают в противоречие друг с другом. Организационные и экономические интересы предпринимателя, совпадающие чаще всего с его основными целями, нередко противостоят интересам наемных работников, цели которого не совпадают с целями всего предприятия.
Противостояние чаще всего бывает связанным с непониманием руководителей особых функции данных субъектов в организации. В частности, речь идет об особой ответственности руководителя, предпринимателя, частного владельца перед работниками и последних перед организацией.
Ответственность связана прежде всего с социально-экономической деятельностью организации. Речь, в данном случае, идет об экономической стабильности предприятия и материального обеспечения своих работников, о социальном положении наемных работников, их психологическом самочувствии, участие в общественной жизни предприятия и т.д., честность и порядочность предпринимателя перед своими работниками и внешними партнерами и пр. Подлинная социальная ответственность предпринимательства, заключается в снятии социальных противоречий, которые нарастают во время переходного периода к рыночной экономике, не усиливать неизбежность ее негативных последствий, к которым следует отнести рост безработицы, бедности, загрязнение окружающей среды и пр. Ответственность не только за воплощение в жизнь своих идей, но и реализацией их, инновационная деятельность, ответственность перед фирмами, конкурентами, партнерами и своими работниками.
Социально-экономическую ответственность организации необходимо рассматривать с точки зрения современных представлений об организационной культуре. Внешнюю и внутреннюю ответственность организации надо рассматривать как залог выживания и преуспевания, личностной самореализации всех работников предприятия. Однако нельзя не говорить и о противоположном полюсе проблемы - ответственность организации за нарушение принятых на государственном уровне законов и общественных норм.
Проблемам организации в недавнем прошлом и социологами и экономистами уделялось довольно много внимание. Исследовали и весьма подробно процесс образования, становления и развития организаций. Но в последние годы организации как общественному институту стали уделять все меньше и меньше внимания. Связано это, прежде всего, с переориентацией общественных дисциплин на бурно развивающиеся рыночные отношения и исследование с связи с этим новых предпринимательских структур. Еще меньше исследуют проблему ответственности организации перед своими внутренними субъектами и субъектами общества.
В связи с образование новых предпринимательских предприятий и быстрой рост их числа, проблема ответственности организации превращается в весьма актуальную. Достаточно сказать, что сегодня предпринимательские организации фактически полностью осознанно или нет игнорируют свою ответственность перед своими работниками и задачами, которые они выполняют в обществе.
Но сказать, что этим проблемам прямо или косвенно не уделяли внимание, пожалуй, нельзя. За последние годы было выпушено несколько весьма интересных работ, достаточно объективно исследующие данную проблему. К ним, прежде всего, относятся работы: Алексеева М.М., Афонина Ю.А., Бараненко С.П., Зарубина Н.Н., Иванова В.Н., Ильина И.Ю., Пригожина А.И., Радугина А.А., Радугина К.А., Радченко Я.В., Ромашова О.В., Бабаевой Л.В., Франчук В.И., Чернышевой З.А., Щербина С.В. и др.[1]
На основании этих и других работ можно достаточно полно представить объем проблем и сложность решаемых задач. Ответственность организации как понятие до сих пор остается мало разработанным, недостаточно исследует и практика его использования, особенно в новых предпринимательских структурах. Впрочем в не меньшей степени это относится и к не коммерческим предприятиям.
Цель работы заключается в исследовании актуальных проблем социально-экономической ответственности организации, в том числе и предпринимательских структур, перед собственными субъектами и обществом в целом.
В рамках указанной цели в работе решались следующие задачи:
- исследовались общие принципы построения организации применительно к проблеме ответственности;
- исследовался феномен социальной ответственности организации в рамках взаимоотношений субъектов предприятия;
- исследовалась организационная культура современных предпринимательских структур.
Объектом исследования является социально-экономическая ответственность организации как особого социального института.
Предметом исследования выступают отношения между субъектами организации в рамках их взаимной ответственности в социально-экономической сфере взаимодействия.
Практическая значимость дипломной работы заключается в том, что выработанные в работе рекомендации по совершенствованию системы ответственности могут быть использованы в разработке планов и программ, социотехнических проектов и социальном проектировании новых организаций, в том числе и в предпринимательской сфере. Материалы диссертации могут быть так же использованы при подготовке лекций и спецсеминаров для студентов и аспирантов социологических факультетов и отделений.
социальными организациями
Окружающий нас мир - это, прежде всего, мир организаций, они являются постоянной средой обитания, важным элементом социальной сферы и играют значимую роль в истории человечества и современной жизни.
Существует множество определений данного понятия, которые в первую очередь связаны с историей развития социологической мысли, особенностями отечественной и зарубежной социологии организаций. В традициях европейской общественной мысли изучение социальной жизни осуществлялось как движение от общества к организации, американской же социологии в большей степени была свойственна эмпирическая ориентация. Отсюда может наблюдаться размежевание в трактовке как понятия организация, так и таких понятий, как цель, структура, функции. Не достигается согласия и по вопросу о том, что необходимо принять за основу социальной организации: человека, связь или цель.
Основателем теории организаций как в западноевропейской, так и американской социологии принято считать М. Вебера. Российские ученые чаще склонны к ее основоположникам относить А. Богданова, автора Тектологии - всеобщей организационной науки.
В своем знаменитом труде А. Богданов отмечает, что "всякая человеческая деятельность объективно является организующей" и "у человека нет иной деятельности, иных задач" . Но и "природа - первый великий организатор, а сам человек лишь одно из ее организационных творений"[2]. При этом автор тектологии настаивает на таком постулате, что полная неорганизованность является понятием, лишенным смысла, подобно "голому небытию" [там же]. Вселенная же, по его мнению, представляет собой "беспредельно развертывающуюся ткань форм разных типов и степеней организованности", которые "в их взаимных сплетениях и взаимной борьбе, в их постоянных изменениях образуют мировой организационный процесс", "непрерывный и неразрывный в целом" [там же. - С. 29].
Понятие организации в отечественной социологии анализируют, прежде всего, с точки зрения лингвистического подхода - в трех его значениях: как объект, как мера упорядоченности и как деятельность. "Трезначность" данного понятия позволяет лучше осознать сущностное содержание: деятельность создает упорядоченность, в результате чего и образуется объект. Таким образом в объекте все и содержится, объект является "объемлющим" для понятия "организация".
Кроме того, в отечественной социологии понятие "организации" наиболее часто определяют как целенаправленную систему. А.И. Пригожин называет организации - целевыми системами, которые создаются обществом для решения каких-либо задач, причем цели этим организациям, по его мнению, могут задаваться как извне, так и вырабатываться изнутри. В любом случае организации выступают как "инструменты" для решения общественно значимых проблем. Помимо цели, А.И. Пригожин отмечает и другую характерную черту организаций - наличие иерархии, дополняя обоснованием "неизбежности пирамидального мира". Взаимосвязанность людей, их взаимозависимость, как указывает А.И. Пригожин, выступает особенностью социальных организаций; здесь он обращает внимание, что "не всякую общность людей" можно рассматривать как "социальную организацию", а лишь объединенную некоторой общей целью.[3]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16