Рефераты. Роль экологического менеджмента в развитии малого бизнеса

В качестве критериев для отбора лучших предприятий рассматривались:

• наличие на предприятии системы экологического менеджмента;

• проведение на предприятии экологического аудита;

• внедрение на предприятии экологического страхования;

• проведение процедуры экологической сертификации.

Важным моментом было то, что эколого-экономическая оценка деятельности предприятия рассматривалась в динамике, то есть учитывалось, как предприятие продвинулось в использовании экологического управления.

По итогам конкурса премию «Шанс» получили:

• ОАО «Лукойл» (нефтедобыча и нефтепереработка»;

• ОАО «Саянский алюминиевый завод», г. Саяногорск, Республика Хакассия - (за финансирование природоохранной деятельности и внедрение системы экологического счетоводства);

• ОАО «Газпром» - дочернее предприятие «Бургас», г. Москва (нефтегазопереработка) [118].

В качестве примера соблюдения этических принципов ведения бизнеса с учётом требований сохранения окружающей среды можно привести нефтяную компанию «Лукойл». В Заявлении Совета директоров и правления компании по случаю десятилетия со дня основания компании «Наш потенциал: цели и задачи на 2001-2010 годы» отмечается следующее. Успешность своей деятельности компания тесно связывает с обязательным соблюдением безопасности на производстве и экологической безопасности. В ближайшие 10 лет компания будет стремиться непрерывно совершенствовать стандарты своей деятельности, которые должны стать отражением приверженности компании задачам обеспечения безопасности работников и охраны окружающей среды.

В ближайшем десятилетии данная компания планирует укрепить свое положение лидера в российской нефтяной отрасли, в том числе за счет развития концепции обязательств компании перед акционерами и обществом. Такие обязательства, к примеру, включают соблюдение международных стандартов финансовой прозрачности и раскрытия информации, соблюдение российских и международных стандартов защиты прав акционеров, в том числе - с учётом экологических факторов, соблюдение этических принципов ведения бизнеса, которые включают требования поддержания благоприятного качества окружающей среды и др.

Использование потенциала России в области экологического аудита направлено на развитие рыночной экономики. Развитие системы экологического менеджмента и экологического аудита в России предполагает активное международное сотрудничество, обмен информацией и опытом в указанной области.

Как видно на примере ОАО «Газпром» и нефтяной компании «Лукойл», учет экологического фактора в предпринимательской деятельности непосредственно связан с процессом формирования корпоративной ответственности фирмы.

При этом носителем корпоративной экологической ответственности являются верхние уровни компаний, однако процесс ее формирования должен затрагивать все иерархические уровни фирмы, где должны быть созданы условия для проявления инициативы. По мнению многих зарубежных компаний, экологическое управление является жизненным элементов бизнеса. Они строят свою политику не необходимости удовлетворять экологические потребности с учетом мнения потребителей, инвесторов и общественности.

Наиболее характерные пункты экологических обязательств, которые отмечаются в политике передовых компаний, сводятся к следующему [107]:

• давать полную и правильную информацию о влиянии деятельности фирмы на окружающую среду;

• принять и соблюдать имеющиеся национальные и международные экологические стандарты;

• постоянно совершенствовать природоохранную деятельность;

• поддерживать на фирме отношения к природе как к высоким ценностям человечества;

• обеспечивать максимальное проявление инициативы всеми сотрудниками фирмы на совершенствование экологической деятельности;

• развивать партнерство с другими компаниями и общественными организациями для улучшения экологических показателей;

• консультировать и сотрудничать с теми, на кого можно влиять по распространению требований экологизации экономики;

• признавать и уважать экологические требования, претензии лиц и организаций на всех стадиях бизнеса фирмы;

• защищать здоровье персонала фирмы;

• обеспечивать экологическое обучение сотрудников фирмы и там где это необходимо - потребителей ее продукции, распространять соответствующую информацию.

Кроме того, в число экологических обязательств фирмы можно включать развитие экологического предпринимательства, где экологические факторы могут быть решающими в принятии решений об инвестировании экологически ориентированных видов деятельности, а также осуществление деятельности по «экологизации» компании.

Так, многие компании Великобритании подчеркивают связь между экологической ответственностью и положительным корпоративным имиджем. В частности, исследования, проведенные конфедерацией промышленности Британии (CBI), показали, что восприятие их компании со стороны общественности тесно связано с уровнем выбросов, сбросов в окружающую среду. Это связано с тем, что в глазах общественности решению экологических проблем отводится ведущая роль.

Развитие системы экологического менеджмента и экологического аудита в России предполагает активное международное сотрудничество, обмен информацией и опытом в указанной области, предупреждение монополистических ситуаций и отношений.

1. Анализ экологической составляющей социально-экономического развития показывает, что развитие рыночных отношений ставит перед производственным и непроизводственным секторами экономики ряд новых проблем в сфере природопользования, решение которых должно базироваться на позитивной связи между эффективностью, прибылью и сохранением благоприятного качестве окружающей природной среды.

2. Развитие экономики природопользования как науки должно быть ориентировано на снижение потребительского давления на окружающую среду. С этой целью необходимо выработать такой механизм хозяйствования во взаимоотношениях с природой, который бы учитывал изменения сложившихся представлений о человеческих потребностях и ценностях, способность окружающей среды к удовлетворению возрастающих потребностей общества с учетом воспроизводства благоприятного качества окружающей среды.

3. Усиление требований российского и международного законодательства в области охраны окружающей среды, развитие экономических инструментов в сфере природопользования приходит к тому, что законы конкуренции заставляют предпринимателей, в том числе -предприятия малого и среднего бизнеса, следовать принципам устойчивого развития и внедрять системы экологического управления. Как показывает выполненный в работе анализ, как в России, так и за рубежом активно формируется прослойка предприятий, которые последовательно внедряют принципы экологического регулирования и управления в свою хозяйственную деятельность.

4. Изменение форм собственности в ходе осуществления рыночных преобразований в России открыло новые возможности для развития предпринимательства - особенно малых предприятий. Предлагается разработка комплекса организационно-экономических мер по усилению роли экологического фактора в деятельности малого бизнеса, направленных на развитие принципов экологической этики в предпринимательскую деятельность путем внедрения систем экологического управления.

5. Гармонизация целей развития экономики и сохранения благоприятного качества окружающей среды предполагает переход

предпринимательской деятельности на принципы экологического управления. К ним относятся:

а) признание корпоративной экономической ответственности за экологические последствия в сфере бизнеса, что предполагает расширенное применение платности природопользования и компенсации за причиненный ущерб окружающей среде и создание эффективной системы экологического управления;

б) эколого-экономическая оценка жизненного цикла производимой продукции, оказываемых работ и услуг, что предполагает использование в малом бизнесе таких процедур, как экологический аудит, экологическое страхование, экологическая экспертиза, оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) и д..;

в) экологическая сертификация и маркировка продукции, информирование производителей, поставщиков и потребителей товаров (работ и услуг) об экологических свойствах потребляемой продукции, сырье и материалах;

г) мотивация персонала с учетом экологических факторов и повышение его квалификации в области охраны окружающей среды;

д.) принцип совмещения затрат на охрану окружающей среды и получения экономической выводы предприятия за счет формирования благоприятного экологического имиджа фирмы и улучшения положения на рынке;

е) учет экологических обязательств предприятия перед акционерами и потребителями, что проявляется в соблюдении национальных и международных стандартов, норм и привил в области охраны окружающей среды.

ГЛАВА 2. ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ В СФЕРЕ МАЛОГО БИЗНЕСА

2.1 Характеристика объекта исследования


В качестве объекта исследования в работе рассмотрены предприятия малого и среднего бизнеса. Главный упор сделан на малые предприятия, занятые в сфере торговли, общественного питания, а также малые пекарни.

Малые предприятия - это небольшая хозяйственная единица, занимающая относительно малую нишу на предоставленном рынке, управляемая своим владельцем на предельно персонифицированном уровне без какой-либо четко сложившейся формализованной управленческой структуры, локально сконцентрированной в своей области производства, и в конечном итоге, независимой в части мобильности и отсутствия контроля извне за предпринимательскими решениями, строящей стратегию своего существования и развития на своих внутренних резервах.

Малый бизнес в рыночной экономике во многом определяет темпы экономического роста, структуру валового национального продукта. В большинстве развитых стран на долю такого бизнеса приходится 60-70% общего объема производства. Этот сектор экономики по своей сути является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры.

До последнего времени основной упор в регулировании природопользования делался на крупные промышленные предприятия как основные источники загрязнения. Вместе с тем, как по числу предприятий, по уровня работающих и объему производства продукции на данном сегменте рынка данные предприятия также требуют своего анализа с точки зрения их воздействия на окружающую среду, использования природных и других ресурсов, внедрения систем экологического управления. В табл. 4 показаны число и структура малых предприятий по отраслям экономики России за 1997-1999 годы.


Таблица 4 - Число малых предприятий по отраслям экономики (на 1 января)


2004

2006

всего

в % к итогу

всего

в % к итогу

Всего

841737

100,0

868008

100,0

в том числе: промышленность

131878

15,7

136117

15,7

сельское хозяйство

10879

1,3

13759

1,6

Строительство

137970

16,4

137511

15,8

Транспорт

17506

2,1

18570

2,1

связь





торговля и общественное питание

359357

42,7

386110

44,5

оптовая торговля продукцией производственно-технического назначения

14593

1,7

13214

1,5

Информационно-вычислительное обслуживание

6167

0,7

5201

0,6

Операции с недвижимым имуществом

3859

0,5

5865

0,7

общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка

35919

4,3

35244

4,0

другие виды деятельности


13,3


12,9

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.